Папки-передвижки

Программа логопедического кружка «Звуковички» по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопункт МБДОУ

Ирина Киселева
Программа логопедического кружка «Звуковички» по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопункт МБДОУ

Программа логопедического кружка «Звуковички» по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопункт МБДОУ детский сад «Ладушки»

Составитель

учитель-логопед

Русакова Ирина Валерьевна

Пояснительная записка

Публикация «Программа логопедического кружка „Звуковички“ по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопункт МБДОУ» размещена в разделах

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

При ежегодном логопедическом обследовании речи детей подготовительных групп, нарушения речи обнаруживаются у 70-80% детей, то есть к шести годам речь большинства детей не соответствует возрастной норме. Принимая во внимание постоянный рост количества детей, имеющих нарушения речи и увеличение количества детей в МБДОУ «Детский сад «Ладушки», встает вопрос о создании логопедического кружка, направленного на исправление речевых нарушений, как наиболее значимый и приоритетный. Несформированность речевых навыков и нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой вторичные проблемы: трудности в формировании письменной речи и словесно-логического мышления, невозможность полноценного использования речи как средства общения.

На протяжении некоторого времени деятельности специалисты МБДОУ сталкиваются с необходимостью удовлетворения запросов на помощь детям, имеющим речевые нарушения разного уровня сложности и их семьям. Эти запросы удовлетворяются частично, так как, с одной стороны, в МБДОУ накоплена обширная методическая база (коррекционно-развивающие логопедические программы; программы просветительских мероприятий для педагогов ДОУ и родителей, направленные на повышение их компетентности в сфере развития речи ребёнка, но, с другой стороны, учитель-логопед не справляется с большим потоком детей, нуждающихся в помощи, а скоординированная система работы педагогов МБДОУ по профилактике и коррекции речевых нарушений дошкольников отсутствует.

Актуальность программы

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.

Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л. Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.

Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т. А. Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.

Цель и задачи программы по исправлению речевых нарушений

Цель программы: скорректировать фонетические дефекты, максимально приблизив речь детей к речевым возрастным нормам дошкольника, не посещающих логопедический пункт МБДОУ детский сад «Ладушки».

Задачи:

1. Формировать, развивать и уточнять артикуляционную моторику;

2. Формировать и развивать правильный речевой выдох.

3. Создавать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность;

4. Постановка дефектно произносимых звуков.

5. Автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах, скороговорках, связной речи.

6. Развивать фонематический слух.

Планируемые результаты

В ходе реализации программы ребенок научится правильно и четко произносить все звуки в речи, что приведёт к повышению уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Срок реализации логопедического кружка «Звуковички» 1 год

Реализация программы кружка осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия.

Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы (диагностический, подготовительный, коррекционный).

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, в вечернее время.

Количество занятия в неделю - 2, количество детей в подгруппе – 2.

Продолжительность 1 занятия – 30 минут. Проводит занятия воспитатель подготовительной группы и логопед.

Направления коррекционной работы: диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию коррекционно-логопедической помощи в условиях образовательного учреждения;

коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем в развитии речи у детей в условиях образовательного учреждения;

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением речи и их семьей по вопросам реализации коррекционно-логопедической помощи;

информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса -обучающимися, их родителями (законными представителями).

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения: функциональную и механическую (органическую).

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – это дети с нормальным слухом и интеллектом.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

• заменой звуков более простыми по артикуляции;

• трудностями различения звуков;

• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи.

Содержательный раздел

Диагностический этап: Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя: 1. Исследование неречевых психических функций; 2. Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.

Все данные обследования (а в дальнейшем и результаты работы по коррекции звукопроизношения) записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования.

Подготовительный этап: Цель: формирование артикуляционного праксиса, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок, готовности к обучению.

Работа логопеда и воспитателя на этом этапе включает в себя: 1. формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, правильной направленной воздушной струи; 2. отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования, но произносимых ребенком правильно; 3. развитие слухового внимания и слуховой памяти; 4. консультации врачей, узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж.

К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

Коррекционный этап:

Постановка звука. Цель: постановка отсутствующего звука или исправление искажённого звука (изолировано).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя работу по постановке звуков, согласно общепринятой схеме формирования звукопроизношения: 1. объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата; 2. создание артикуляционной базы данного звука; 3. добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких); 4. отработка произношения изолированного звука.

К следующему этапу — автоматизации звука - переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Автоматизация звука. Цель: закрепление звука в речи (в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи).

Работа логопеда на этом этапе включает в себя: 1. коррекция дефектов произношения; 2. формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе; 3. обучение навыкам пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью, развитие самоконтроля; 4. развитие психических функций (слуховой памяти, внимания);

Дифференциация звуков. Цель: различать и четко произносить звуки, схожие по звучанию, в собственной речи.

Работа логопеда на этом этапе включает в себя: 1. развитие слухового внимания и слухового контроля; 2. развитие звукового восприятия.

Введение звука в активную речь ребенка. Цель: нормализация просодической стороны речи, обучение рассказыванию. Развитие связной выразительной речи.

Работа логопеда и воспитателя на этом этапе включает в себя обучение рассказыванию на базе правильно произносимых звуков, в лексических и грамматических упражнениях, по серии сюжетных картинок.

Список использованной литературы

1. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М. : Гном-пресс, 1999.

2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М. 2009.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М. : 1998. 4. Крупенчук О. И. // Научите меня говорить правильно. – С. -Пб. : Литера, 2001. 5. Козырева Л. М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000

Публикации по теме:

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Конспект логопедического занятия по развитию звукопроизношения для детей подготовительной группы с ОНР «Полет на Марс»Конспект логопедического занятия по развитию звукопроизношения для детей подготовительной группы с ОНР «Полет на Марс» Цель: развитие умения дифференцировать звуки С-Сь в произношении Задачи: коррекционно-образовательные: –активизировать лексический запас.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Образец Договора ДОУ с родителями детей-инвалидов, посещающих детский сад Наименование дошкольного учреждения (в соответствии с Уставом, осуществляющее образовательную деятельность (далее - МКДОУ) на основании.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа кружка по лего-конструированию и робототехнике «Клуб юных инженеров» для детей 5–6 летПрограмма кружка по лего-конструированию и робототехнике «Клуб юных инженеров» для детей 5–6 лет Программа кружка «Клуб юных инженеров» для детей 5-6лет. СодержаниеВведение 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа логопедического кружка «Звуковички» по коррекции звукопроизношения у детей, не посещающих логопункт МБДОУ
Опубликовано: 14 сентября 2022 в 10:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД