Светлана Тимофеева
Конспект логопедического занятия по развитию звукопроизношения для детей подготовительной группы с ОНР «Полет на Марс»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие умения дифференцировать звуки С-Сь в произношении
Задачи:
коррекционно-образовательные:
–активизировать лексический запас по теме «Космос», а также темам «Посуда», «Фрукты-овощи», «Животные», «Птицы»;
- упражнять в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде, падеже;
коррекционно-развивающие :
- развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа;
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию звукопроизношения для детей подготовительной группы с ОНР „Полет на Марс“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- совершенствовать умение дифференцировать звуки С – Сь в предложениях;
- упражнять детей в произнесении слов сложной слоговой структуры;
– развивать мелкую моторику, конструктивный праксис, координацию речи с движениями;
коррекционно-воспитательные:
– формировать интерес к окружающему миру;
– воспитывать положительное отношение к деятельности, самостоятельность, активность, инициативность, умение внимательно слушать собеседника.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук; слайд-шоу (заставка, Солнце, Солнце светит, Солнечная система, символьное изображение звуков С-Сь, Юпитер, Меркурий, Венера, Нептун, Сатурн, Марс, космос, космонавт, космический корабль, космодром Плесецк, самолет, скафандр, приборная панель ракеты, пища космонавтов, самолет, космодром, невесомость, марсианин, танграм «Ракета», Земля); наборное полотно, предметные картинки (ананас, апельсин, гусь, лось, носок, сейф, семь, сухари); карточки для звукового анализа слов; пособие «Пища космонавтов» (по количеству детей); сюжетные картинки – «фотографии» с Земли (по количеству детей) ; танграм «Ракета» (по количеству детей в конвертах); конверт с письмом от марсианина; звездочки-поощрение (по количеству детей); музыкальное сопровождение-аудиозапись («Веселая песенка» гр. «Талисман», космическая музыка, А. Зацепин саундтрек м/ф «Тайна третьей планеты») .
Предварительная работа: автоматизация звуков С – Сь в словах, словосочетаниях; развитие навыка звукового анализа с опорой на цветные схемы; экскурсия с группой в музей Аэрокосмического университета; беседа на тему «Самара космическая»; рассматривание энциклопедии «Космос»; просмотр мультфильма «Незнайка на Луне».
Ход занятия
I. Организационный момент. (Создание эмоционально-положительного
фона). Дети заходят в группу под «Веселую песенку» гр. «Талисман». Логопед приветствует детей и просит отгадать загадку: «Светит, сияет, всех согревает». Слайд 1.
Дети: Это солнце. Слайд 2.
Логопед : Какой первый звук в этом слове?
Дети: Первый звук С.
Логопед : Что делает солнце?
Дети: Солнце светит, греет, сияет. Слайд 3.
Логопед : С какого звука начинается слово сияет?
Дети: Со звука СЬ.
Логопед : Сегодня мы совершим путешествие в солнечное царство, космическое государство и повторим звуки С – СЬ. Слайд 4.
Логопед : Дайте характеристику звуку С. Слайд 5.
Дети: Звук С – согласный, глухой, твердый, обозначается синей фишкой.
Логопед : Правильно. А какой звук СЬ?
Дети: Звук Сь – согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленой фишкой.
II. Основная часть.
1. Упражнение «Слушай внимательно!»
Логопед : Чтобы узнать, куда сегодня полетим, нужно внимательно слушать названия планет и выбрать только ту, название которой заканчивается звуком С : Юпитер, Меркурий, Венера, Сатурн, Нептун, Марс. Отвечать нужно полными предложениями. Слайды 6-11.
Дети: Марс. Сегодня мы совершим полет на Марс.
2. Беседа о космосе и космонавтах.
Логопед : Если мы полетим в космос, кем мы будем? Слайд 12.
Дети: Мы будем космонавтами, астронавтами. Слайд 13.
Логопед : На чем мы полетим на Марс?
Дети: Мы полетим на Марс на космическом корабле. Слайд 14.
Логопед : Откуда стартуют космические корабли?
Дети: Космические корабли стартуют с космодрома. Слайд 15.
Логопед : Верно. Российский космодром находится в Плесецке. На чем можно быстро добраться до Плесецка?
Дети: До Плесецка можно долететь на самолете. Слайд 16.
Логопед : Что необходимо надеть перед полетом в космос?
Дети: Перед полетом в космос нужно надеть космический костюм. Слайд 17.
Логопед : Как называется космический костюм?
Дети: Космический костюм – скафандр.
Логопед : Кого мы можем встретить на Марсе?
Дети: на Марсе мы можем встретить марсианина или марсианку.
3. Упражнение «Проверка приборов» (Упражнение в звуковом анализе).
Слайд 18.
Перед детьми наборное полотно. На полотне карточки со звуковыми схемами, под которыми нужно будет поместить соответствующую схеме предметную картинку.
Логопед : Повторим, что обозначают данные схемы.
Дети: Синяя фишка-твердый согласный С в начале, середине и конце слов. Зеленая фишка – мягкий согласный Сь в начале, середине и конце слов.
Логопед : Нужно соотнести вашу картинку со схемой, проговаривая, какой звук и где находится в слове.
Дети: В слове ананас твердый звук С в конце слова. И т. д.
Логопед : Молодцы, все приборы работают хорошо.
4. Упражнение «Пища космонавтов» (Совершенствование грамматического строя. Упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде, падеже).
Логопед : Что необходимо космонавтам в длительном полете?
Дети: Космонавтам нужна пища. Слайд 19.
Логопед : Правильно. Но мы знаем, что вся пища у космонавтов в виде пасты в специальных тюбиках. Давайте рассмотрим, что нарисовано на тюбиках. В этом тюбике суп с фасолью. Какой это суп?
Дети: Это фасолевый суп.
Логопед : Здесь пастила из абрикосов. Какая пастила.
Дети: Это абрикосовая пастила.
Логопед : Здесь кекс из ананаса. Какой кекс?
Дети: Это ананасовый кекс.
Логопед : Здесь сок из апельсина. Какой сок?
Дети: Это апельсиновый сок.
Логопед : Здесь печенье из овса. Какое оно?
Дети: Это овсяное печенье.
Логопед : Здесь сок из свеклы. Какой он?
Дети: Это свекольный сок.
Логопед : Здесь кисель из слив. Какой он?
Дети: Это сливовый кисель.
Логопед : Здесь кисель из смородины. Какой он?
Дети: Это смородиновый кисель.
Логопед : Здесь сироп из персиков. Какой он?
Дети: Это персиковый сироп.
Перед детьми пособие в форме тюбиков с различными нарисованными картинками (апельсиновый сок, сливовый кисель, персиковый сироп, ананасовый кекс, абрикосовая пастила, смородиновый кисель, фасолевый суп, овсяное печенье, свекольный сок).
Логопед : А теперь выберите для себя пищу, и скажите, пасту со вкусом чего вы возьмете на Марс. Например: Я возьму на Марс пасту со вкусом овсяного печенья.
1 ребенок: Я возьму на Марс пасту со вкусом апельсинового сока.
2 ребенок: Я возьму на Марс пасту со вкусом персикового сиропа.
3 ребенок: Я возьму на Марс пасту со вкусом ананасового кекса.
4 ребенок: Я возьму на Марс пасту со вкусом абрикосовой пастилы.
5 ребенок: Я возьму на Марс пасту со вкусом свекольного сока.
6 ребенок: Я возьму на Марс пасту со вкусом смородинового киселя.
7 ребенок: Я возьму на Марс пасту со вкусом сливового киселя.
8 ребенок: Я возьму на Марс пасту со вкусом фасолевого супа.
5. Упражнение «В полет!» (психогимнастика).
Логопед : Готовы к путешествию?
Дети: Готовы.
Логопед : Садитесь в самолет, долетим до космодрома в Плесецке. Слайд 20.
Дети встают друг за другом и выполняют движения, проговаривая стихотворение:
Руки в стороны, в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш самолет.
Упражнение «Невесомость»
Логопед : А вот и космодром. Слайд 21. Надевайте скафандры. Внимание! Приготовьтесь к полету, начинаю обратный отсчет: 5,4,3,2,1. Пуск! Закройте глаза. Мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова, руки, ноги. Откройте глаза. Слайд 22. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости. Изобразите разные позы в состоянии невесомости. Приготовьтесь к посадке на Марс.
Звучит космическая музыка.
Выходим из космического корабля.
6. «Встреча с марсианином» (Произношение звуков С – СЬ в предложениях).
Слайд 23.
Логопед : Ребята, нас встречает марсианин. Он приветствует нас и спрашивает, кто мы такие, откуда мы прилетели.
Дети: Мы - земляне, наша планета – Земля.
Логопед : Марсианину интересно, какая она – Земля, что на ней есть.
Дети, как нам познакомить марсианина с Землей?
Дети предлагают показать ему фотографии с Земли.
1 ребенок: У нас на Земле много разных животных.
Вот лосиха с лосятами пасется на траве.
2 ребенок: А здесь свинья с поросятами пасется.
3 ребенок: А здесь поросята стоят на соломе.
4 ребенок: А вот лиса с лисятами сидит на снегу. И лисица спит на снегу.
5 ребенок: Лисята сидят на песке.
6 ребенок: На Земле много разных птиц. Это совятами сидят на суку и спят.
7 ребенок: Гусыня учит гусят плавать.
8 ребенок. На нашей планете мы пользуемся посудой. Это солонка. В солонку насыпают соль. Это стакан. Из стакана можно пить сок, кисель. Это сковорода. В сковороде можно жарить мясо.
Логопед : Марсианину очень понравились наши животные, птицы, посуда. Давайте оставим фотографии на память о Земле.
Оставляют фотографии с Земли.
Физминутка. Марсианин предлагает детям немного отдохнуть. Звучит веселая музыка. Дети выполняют движения с речью.
Пилот в космической ракете
На Землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
Ах, какая красота!
Не страшна нам высота!
Пролетаем над лесами,
Над высокими горами.
7. Упражнение «Танграм» (Развитие конструктивного праксиса, мелкой моторики).
Логопед : Ребята, пока мы общались с марсианином, наш космический корабль сломался. Что же нам делать? Марсианин может нам помочь. Дает нам схему ракеты. Давайте вместе выложим фигуру ракеты. Слайд 24.
Дети на столах выкладывают танграм «Ракета».
Логопед : Мы благодарны тебе за помощь. Ребята, марсианин дает нам конверт и просит открыть его на Земле. А нам пора возвращаться обратно на Землю.
Дети и логопед прощаются с марсианкой. Звучит космическая музыка. Садятся в ракету и улетают.
8. Упражнение «Исправь ошибки марсианина» (Развитие чувства языка).
Слайд 25.
Логопед : Вот мы и вернулись из полета на Марс. Что же в конверте?
Логопед открывает конверт. Марсианин учит наш язык и просил послушать, правильно ли он говорит. И исправить ошибки. Какое слово лишнее в предложении?
В селе много старых стариков.
Костя спросил вопрос у воспитателя.
На лугу синели синие васильки.
Настя ест сладкие сладости.
У Семена гости весело веселились.
Дети слепили снеговика из снега.
Ася видела молодого лосенка.
Соня любит соленые соленья.
III. Итог занятия.
Логопед : Молодцы, ребята! Какие звуки очень часто встречались нам в словах и предложениях?
Дети: Звуки С – СЬ.
Логопед : Куда мы совершили полет?
Дети: Мы совершили полет на Марс.
Логопед : Что было самым интересным в нашем путешествии?
Дети дают ответы. Логопед благодарит детей за активное участие и инициативу и вручает им поощрительные сюрпризы.