МААМ-картинки

Программа по пластилинографии «Умелые ручки»

Марина Полякова
Программа по пластилинографии «Умелые ручки»

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальность программы

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1. Цель, задачи реализации Программы

1.2. Принципы и подходы к реализации Программы

1.3. Значимые для разработки Программы характеристики

1.4. Средства, методы и особенности реализации Программы

1.5. Планируемые результаты освоения программы

II. Содержательный раздел

2.1. Календарный учебный план

2.2. Календарный учебный график

Публикация «Программа по пластилинографии „Умелые ручки“» размещена в разделах

2.3. Содержание программы (тематическое планирование образовательной деятельности)

III. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение.

3.2. Методическое обеспечение

3.3. Список литературы.

Актуальность программы.

Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно при играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребенка тесно связано с развитием интеллектуальных способностей. Поэтому, стимулируя с помощью поделок из пластилина развитие фантазии ребенка, его способность представлять перед собой образы предметов, закладывается база для развития интеллекта ребенка. Учеными доказано, если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое развитие. В процессе занятий с пластилином ребенок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развивающая Программа «Умелые пальчики» для детей старшего до-школьного возраста разработана в соответствии с ФГОС ДО.

Новизна программы - заключается в развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых фи-зических закономерностей, приобретение ручной умелости и появление сози-дательного отношения к окружающему. Дошкольное детство-очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее и разностороннее развивается ребёнок, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, гибкости, точности в выполнении работы. В процессе изготовления поделки постепенно образуется система специальных навыков и умений. Основным материалом в пластилинографии является пластилин разно-го цвета, а основным инструментом-руки. Непосредственный контакт ребёнка с материалом (пластилином, элементарные опыты с ним позволяют узнать свой-ства материала (качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира.

Отличительные особенности программы - программа составлена с учё том интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие: осуществляется знакомство с природой, с явления-ми общественной жизни. Идет исследовательская образовательная деятель-ность.

Социально-коммуникативное развитие: развивается общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Речевое развитие: осуществляется обогащение словаря, звуковой культуры речи, развитие речи, общение.

Физическое развитие: дети выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, способствующие развитию мелкой моторики обеих рук, выполняют гимнастику для глаз.

Художественно-эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности, все виды образовательной деятельности направлены на решение эстетических задач.

Педагогическая целесообразность программы : объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которая способна вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задержи-вается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие де-тей путем тренировки движений пальцев рук, а это, в свою очередь, подготовка руки ребенка к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.

1.1. Цель, задачи реализации Программы

Цель Программы – овладение детьми 6-8 лет приёмами нетрадиционной тех-ники работы с пластилином - пластилинографии.

Задачи программы :

Обучающие:

- формировать устойчивый интерес к художественной лепке

- обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять при-обретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения;

- дать теоретические знания и формировать у обучающихся практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, фантазии;

- способствовать развитию пространственного представления и цветового вос-приятия;

- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;

- развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

- содействовать воспитанию у обучающихся интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в ра-боте с пластилином;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному;

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

Возраст детей - 6-8 лет.

Срок реализации программы - 1 год.

Режим организации занятий: 2 раза в неделю по 30 минут.

1.2. Принципы и подходы реализации Программ

1. Принцип доступности- обучение и воспитание ребёнка в доступной, привле-кательности и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.

2. Принцип гуманистичности-индивидуально- ориентированный подход и все-стороннее развитие личности ребёнка.

3. Принцип интеграции-сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.

4. Принцип системности- решение поставленных задач в системе кружковой работы.

Методологические и теоретические аспекты Программы

Организационная структура занятий предоставляет обучающимся детям возможность для самореализации. Последовательность занятий построена та-ким образом, что ребенок оказывается постоянно в игровой учебной ситуации проблемно- поискового характера.

Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приёмами (занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием дидактических игр, игр с цветом.) В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении три-единой задачи: воспитание, развитие, обучение. На занятиях детям предлагает-ся как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоен-ных знаний.

Развитие проводиться по основным направлениям:

- развитие моторных функций;

- развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, вос-приятия, внимания, ориентировки в пространстве);

- развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.

Занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его ком-форт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. В основу про-граммы положена концепция психологического возраста (старший дошкольный возраст).

На занятиях возможна не только опосредованная интеграция с другими видами деятельности, но и непосредственное взаимодействие с различными видами деятельности (социально-коммуникативным, речевым, познавательным и др.)

Тематический подход объединяет в одно целое задания из разных областей. Работая над тематической моделью, обучающиеся не только пользуются знаниями, полученными на занятиях развития речи, окружающего мира, ФЭМП, художественно-эстетического развития, но и углубляют их:

-коммуникативное развитие устной речи, развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи;

-познавательное развитие- расширение кругозора в сфере изучения природы, сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кру-гозора в сфере художественно-эстетического развития-овладение приёмами не-традиционной техники работы с пластилином-пластилинографией.

-физическое развитие-развитие мелкой моторики.

1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

Возрастные особенности детей седьмого года жизни

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художествен-но-творческие способности в изобразительной деятельности.

Изображение человека становится еще более детализированным и про-порциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных в различных условиях.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится кон-статировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том чис-ле и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов че-ловеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.4. Формы и методы реализации Программы

В процессе прохождения Программы у детей мы используем разнообразные формы и методы обучения:

-репродуктивный (воспроизводящий);

-объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-метод проблемного изложения (озвучивается проблема и все вместе ищут пути её решения);

-частично –поисковый;

-практический.

Структура и формы организации образовательного процесса.

Форма организации занятий:

-подгрупповая (работа группой детей до 13 человек).

Режим занятий: два занятия в неделю.

Основной формой работы с детьми является игровое занятие, продолжительность которого, соответствует возрастным нормам детей: 2 раза в неделю по 30 минут.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабить-ся, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

1.5. Планируемые результаты

- Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

- Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.

- Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.

- Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.

- Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.

- Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

- Получат навыки совместной работы.

Публикации по теме:

«Наши умелые ручки» Зимние творческие работы«Наши умелые ручки» Зимние творческие работы "Истоки творческих способностей и дарование детей на кончиках их пальцев. От пальцев,образно говорят, идут тончайшие ручейки, которые.

«Разноцветные цыплята» в рамках кружковой работы «Умелые ручки» (подготовительная группа)«Разноцветные цыплята» в рамках кружковой работы «Умелые ручки» (подготовительная группа) Вдруг какой-то треск раздался И тотчас наперебой Вылупились три братишки: Белый, жёлтый, голубой. И две розовых сестрёнки Появились им.

Фотоотчёт о выставке «Наши умелые ручки»Фотоотчёт о выставке «Наши умелые ручки» Доброго дня, дорогие коллеги! Хочу рассказать Вам о том,какое интересное мероприятие мы устраиваем для родителей и гостей. Я уже рассказывала.

Кружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группеКружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группе В нашей второй младшей группе с детьми организована кружковая работа "Умелые ручки". Цели кружковой работы: развитие мелкой моторики рук;.

Отчет о работе кружка «Оч. умелые ручки» в средней группеОтчет о работе кружка «Оч. умелые ручки» в средней группе Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную.

Пособие для развития мелкой и крупной моторики дошкольников «Скатерть «Умелые ручки»Пособие для развития мелкой и крупной моторики дошкольников «Скатерть «Умелые ручки» Уважаемые коллеги, не секрет, чтоодной из проблем при работе с младшими дошкольниками является развитие речи. Поэтому, чтобы решить проблему,.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Умелые ручки» в средней группе на 2019–2020 учебный год Содержание: 1. Пояснительная записка 1.1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ГБДОУ НАО «ЦРР – детский сад «Умка».

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Тематическая картотека пальчиковой гимнастики «Умелые ручки» Тематическая картотека пальчиковой гимнастики «Умелые ручки» Проводя с детьми пальчиковую гимнастику, мы с одной стороны радуем их, а.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по пластилинографии «Умелые ручки»
Опубликовано: 31 января 2020 в 13:08
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД