Велибекова Марина
Программа по бисероплетению для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
Бисероплетения дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста
«Волшебная бусинка»
Воспитатель:
Велибекова Марина Абдулвагабовна
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Методическое обеспечение
3. Тематический план
4. Содержание программного материала
5. Условия реализации программы
6. Прогнозируемые результаты
7. Библиография
8. Приложение
Пояснительная записка.
Публикация «Программа по бисероплетению для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Бисер, бисероплетение
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «от простого – к сложному».
Работа с бисером выбрана не случайно. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Так, Николай Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения – утверждает, что «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, напрямую влияет на работу мозга. На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов… И чем тоньше будет работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что тренирует мозг, который после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением конгитивных способностей».
М. И. Кольцова, Е. И. Исена, А. В. Антакова и др. своими исследованиями доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высокой уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью», что крайне важно перед поступлением детей в школу.
Специфика кружковой работы разнонаправлена: от истории возникновения, изготовления простейших предметов украшения до знакомства с более сложными изделиями индивидуального творческого характера. От знания основных элементов бисероплетения до изготовления собственных рисунков для различных украшений и т. д.
Предметы украшения, изготавливаемые воспитанниками из бисера и стекляруса в конце курса, требуют не только заинтересованности воспитанников и воспитателя в изготовлении украшений, но и достаточно развитых художественных навыков и эстетического вкуса. Однако, я полностью согласна с А. А. Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, почувствовать радость творчества».
Возможность посещения музейных выставок, заложенная в курс теоретического обучения, и предполагаемые встречи с мастерами прикладного творчества позволят расширить представления воспитанников о возможностях и значимости данного эстетического курса.
Методическое обеспечение
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность.
Цель программы :
Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия с бисером, приобщение детей к основам рукоделия.
В соответствии с целью были сформированы задачи программы :
1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».
2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.
3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей;
4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.
6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.
7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно - прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.
8. Познакомить с изделиями и одеждой, украшенной бисером народов ханты и манси.
Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования один раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня.
Программа в объеме 30 занятий, из них – 10 занятий отводится на теоретический курс, 20 занятий – на практическую часть, включая организацию выставок и посещение городской выставки прикладного искусства.
Каждое занятие состоит из нескольких частей.
Вводная часть.
№
п/п
Наименование разделов и тем Количество часов Форма
отчета
всего теория практика
1.
Экскурс в историю.
4
3
1
1.1 История бисера 1 1
1.2 Организация рабочего места 1 1
1.3 Знакомство с бисером, стеклярусом, техникой безопасности при работе. 1 0,5 0,5
1.4 Оборудование рабочего места. 1 0,5 0,5
2.
Изготовление простейших цепочек.
11
4
7
2.1 Знакомство со схемами. 2 1 1
2.2 Низание цепочки «в одну нить». 2 2
2.3 Зайчик. 3 1 2
2.4 Рябиновая веточка. 2 1 1 Выставка
2.5
Игла. Нити. Проволока. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе. 2 1 1
3.
Украшения из бисера и стекляруса.
15
5
10
3.1 Брошь "Бабочка" 1 0,5 0,5
3.2 Браслет «Божья коровка». 2 0,5 1,5
3.3 Браслет широкий 4 1 3
3.4 Брошь "Бабочка" (усложненный вариант) 2 1 1
3.5 Стрекоза 1 1
3.6 Снежинки 1 1
3.7 Рыбка 1 1
3.8 Аквариум 1 1
3.6 Организация выставки (в конце темы) 1 1 Выставка
3.7 Посещение выставки прикладного искусства. Знакомство с мастерами прикладного искусства. 1 1
ИТОГО:
30
12
18
Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основная часть.
Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки и эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству
Завершающая часть.
Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.
Оптимальное количество детей - 6 человек. Возраст - дети подготовительной группы. Занятия проходят фронтально.
Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. На занятиях, знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с бисером.
Организация работы по ручному труду предполагает:
- подбор материала (бисер, стеклярус, проволока, леска);
- организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2 человека).
При работе с ножницами и иголкой особое внимание уделяется технике безопасности:
- аккуратно обращаться с иглой, следить за направлением ведения иглы (к
себе, вперед, вверх, убирать иглу в игольницу;
- правильно подавать друг другу ножницы.
Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время занятий дети разговаривают друг с другом, советуются, помогают, обсуждают работу. В конце работы педагог проверяет наличие используемого инвентаря.
Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятий и т. д.
Тематический план работы
Содержание программного материала
1. Экскурс в историю.
История бисера. Организация рабочего места. Знакомство с бисером и развитием искусства бисероплетения. Оборудование рабочего места. ТБ при работе с бисером.
2. Изготовление простейших цепочек.
Знакомство со схемами. Чтение схем.
Проволока. Техника безопасности при работе с проволокой.
Изготовление простейших низок. Низание цепочек «в одну нить».
Игла. Обучение навыкам работы с иглой. Техника безопасности при работе с иглой.
Дикие животные. Места обитания. Образ жизни. Рассматривание иллюстраций.
Изготовление «Зайчика» из бисера по схеме.
Деревья нашего леса.
Изготовление «Рябиновой веточки» – коллективная работа.
Организация выставки работ в ДОУ на портале.
3. Украшения из бисера и стекляруса.
Стеклярус.
Насекомые. Внешний вид. Условия обитания. Чем питаются? Где зимуют? Рассматривание иллюстраций.
Изготовление броши «Бабочка» (упрощенный вариант). Знакомство со схемой. Порядок сборки. Оформление броши.
Изготовление броши «Божья коровка».
Изготовление широкого браслета в подарок маме.
Изготовление броши «Бабочка» (усложненный вариант).
Изготовление «Стрекозы».
Снежинки – это кристаллы замерзшей воды. Украсим елку снежинками.
Животные воды. Их особенности. Рыба. Рассматривание иллюстраций.
Изготовление панно «Аквариум» - коллективная работа.
По окончании работы по теме организация выставки в ДОУ.
Посещение выставки прикладного искусства. Знакомство с мастерами прикладного искусства.
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
1. Наличие кабинета для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническим требованиям.
2. Наличие столов для работы.
3. Приобретение бисера различных цветов и оттенков.
4. Наличие нитей для плетения, иголки, проволоки, лески, застежки и т. д., необходимых для рукоделия.
Кадровое обеспечение
1. Зам. зав по ВМР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
2. Руководитель программы – осуществляет организацию программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей.
3. Медицинский работник – осуществляет врачебный контроль в процессе занятий, оказывает первую медицинскую помощь (при необходимости, ведет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета.
Прогнозируемые результаты
В процессе реализации программы дети приобретут :
Знания
1. Практического владения общими принципами работы по рукоделию.
1. Расширят представления о культуре ханты и манси, их истории.
2. Познакомятся с особенностями художественного языка, расширится словарный запас.
Навыки
1. Работы с бисером.
2. Безопасного обращения с колюще-режущими предметами.
3. Работы и общения в коллективе.
Умения
1. Умение выполнять основные элементы бисероплетения и изготовление различных украшений.
2. Читать схемы.
3. Сочетать цвета.
Кроме того, занятия с бисером способствуют развитию творчества,
воображения, художественного вкуса, эстетических чувств.
Приобретенные детьми умения и знания, нравственные качества и навыки, сформированные в процессе труда, помогут успешно продолжить обучение в школе.
Библиография
1. Людмила Аполозова. Бисероплетение. – М., Культура и традиции. 1997.
2. Елена Аротамонова. Модные фенички и украшения из бисера. – М., Эскимо 2008.
3. Татьяна Несмеян. Ювелирные украшения. – М., Эскимо 2006.
4. О. В. Парулина. Мир игрушек и поделок. – Смоленск., Русичь 1999.
5. М. Иванова. Школа рукоделия. – М., Олимп 1999.
6. И. Н. Котова, А. С. Котова. Школа современного бисероплетения –Санкт
Петербург 1999.
7. М. В. Ляукина. Подарки из бисера (украшения, сувениры, офисные фенечки) – М., Издательский дом МСП 2005.
8. Т. Ткаченко, К. Стародуб. Плетем рыбок из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.
9. Т. Ткаченко, К. Стародуб. Плетем снежинки из бисера – Ростов-на-Дону, Феникс 2007.
10. Е. Г. Виноградова. Браслеты – Санкт-Петербург, «Валерия СПД» 1999.
11. Е. Артамонова. Украшения и сувениры из бисера – М., «Эскимо-Пресс», 1999.
12. Н. Л. Ликсо. Бисер – Минск, ООО «Харвест» 2006.
13. Л. В. Грушина. Плетенки из бисера – Дмитров, «Карапуз» 2009.
14. А. А. Грибовская. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. – М., МИПКРО 1999.
15. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. Н. Подьяковой, В. Н. Аванесовой – М., «Просвещение» 1981.