МААМ-картинки

Программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Маленькие мастера»

Елена Мартьянова
Программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Маленькие мастера»

Актуальность программы

Актуальность данной программы определяет стратегия образовательной политики, сформированная в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что в целях реализации права каждого человека на образование, создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования и воспитания лицами с ограниченными возможностями здоровья и социальной адаптации, оказание ранней помощи на основе специальных педагогических подходов наиболее подходящих для этих лиц.

Публикация «Программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР „Маленькие мастера“» размещена в разделах

Типовые программы для детей дошкольного возраста не в полной мере соответствуют возможностям детей с ЗПР. Дети затрудняются использовать материал, прилагаемый типовыми программами, что связано с их особенностями (недостаточное развитие мелкой моторики, отсутствие координации, слабость мышечного развития). Возникла необходимость поиска новых пластических материалов и методик их использования. По нашему мнению именно изготовление изделий из соленого теста позволяет в полной мере решать многие задачи, преодолевая трудности, связанные с особенностями дошкольников с ОВЗ и в частности дошкольников с ЗПР.

Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Почему именно лепка из соленого теста, потому что лепка из соленого теста обладает большим развивающим потенциалом, техника работы с соленым тестом доступна для детей с ОВЗ, она не требует значительных материальных затрат и специального оборудования. Лепка из соленого теста отличается от лепки из пластилина. Тесто не пачкает и является экологически чистым продуктом. Техника лепки проста и ее легко освоить. Самые сложные поделки из соленого теста выполняются из простых элементов : колобков, колбасок, лепешек.

Тесто обладает целым рядом свойств, необходимых для коррекционной работы. Позволяет детям осуществлять различные операции с ним: месить, раскатывать его в тонкие листы скалкой или руками, вырезать фигуры из этих листов, придавать им определенную форму, рисовать пальцами узоры на ее поверхности, дополнять природными материалами для выразительности образа, менять консистенцию теста, работать с крупными и маленькими объемами материала. Работа с соленым тестом является прекрасным тренажером для рук, развивает физическую силу, моторику, координирует движение не только рук, но и глаз. Формирование речевой области детей совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев, поэтому стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук особенно важно в тех случаях, когда у детей имеется задержка развития речи.

Работа в мастерской по тесто - пластике позволяет более успешно решать вопросы коррекции личности детей с ОВЗ, оказывает благоприятное воздействие на организм, способствует закреплению положительных эмоций, увеличивает длительность хорошего уравновешенного настроения, повышает самооценку ребенка. Ребенок с ОВЗ получает не только знания, умения, навыки, не только осваивает определенные нормы поведения, но и получает частицу того социального опыта, который в будущем позволит стать равноправным членом общества. Работа в мастерской способна реально помочь ребенку социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью моей работы.

Принципы построения программы :

-принцип индивидуализации (учитываются интересы, потребности, возможности, особенности психофизического развития детей)

-принцип практико -ориентированности (направленность работы на решение коррекционных задач)

-принцип стимулирования (поощрение, публичное признание достижений детей)

-принцип согласованности (совместное решение задач в группе, в коллективе)

-принцип самоопределения (осознание своих возможностей в достижении цели, успеха в деле).

Цель программы :

-расширение знаний и приобретение практических навыков в области тесто - пластики

-развитие художественных способностей у детей с ОВЗ.

Задачи программы

Образовательные:

• познакомить детей с историей возникновения тесто - пластики, ее возможностями

• научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления поделок из соленого теста

• обучить практическим навыкам работы с тестом

• овладевать основами, умениями работы из целого куска и из отдельных частей

• продолжать учить лепить игрушки, барельеф, используя в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный

• закреплять различные приемы лепки (скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание)

• побуждать создавать выразительные образы и сюжетные композиции.

Коррекционно-развивающие:

• развитие и совершенствование мелкой ручной моторики, зрительной двигательной координации и тактильной чувствительности рук

способствовать развитию психических процессов : восприятия (зрительного, тактильного, слухового, памяти, наглядно-действенного мышления, творческого воображения

• способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей

• развивать связную речь.

Воспитательные:

• воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца

• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (толерантность, доброжелательность, чувство товарищества)

• воспитывать ответственность при выполнении работ, при подготовке к выставкам.

Методы и приемы, используемые в работе:

- словесные (беседы, рассказывания, указания, поощрения)

- наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций, показ образца педагога и показ поэтапного изготовления поделок)

- практические (лепка, рисование, составление коллажей)

- частично – поисковые (участие детей в коллективной работе)

- исследовательские (овладение детьми самостоятельной творческой работой).

Ожидаемые результаты:

-развитие точности движений пальцев и кистей рук

-улучшение слухового, зрительного, пространственного восприятия

-развитие краткосрочной и долговременной памяти

-развитие связной речи (использование глаголов, местоимений)

-должны уметь изготавливать различные поделки из соленого теста, используя различные инструменты и дополнительные материалы

-должны знать правила сушки, раскрашивания, хранения поделок из соленого теста

-соблюдение техники безопасности

-уметь работать в коллективе.

Режим работы мастерской «Маленькие мастера» для детей с ЗПР – реализуется в течение одного учебного года, один раз в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий не более 25 минут.

Формы организации занятий кружка - индивидуальные занятия или подгрупповые, занятия по желанию детей.

Оборудование и материалы для работы:

- столы и стулья по росту детей

- мука пшеничная, соль, пищевые красители, емкость для замешивания теста

- клеенка, стеки, салфетка, банки под воду, кисть, гуашь, клей ПВА

- рамки разной величины, природный и бросовый материал

- иллюстрации, открытки, книги, рассказы, сказки, аудиозаписи.

Содержание программы.

1 Вводное занятие. История развития тесто – пластики. Техника безопасности. Технология изготовления соленого теста.

2 Материалы и инструменты. Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста. Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.

3 Способы лепки. Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки.

4 Лепка на плоскости Особенности сушки и раскрашивания.

Лепка различных видов цветов, листьев, животных. Создание рельефа.

5 Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса. Особенности поэтапного изготовления изделий. Приемы создание плетеных изделий. Способы сушки.

6 Основы цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека.

7 Использование дополнительного материала при изготовлении изделий из соленого теста. Использование бросового материала. Использование природного материала.

8 Выполнение коллективных работ Изготовление сюжетных работ. Определение темы работы. Изготовление элементов работы. Оформление законченной композиции.

9 Итоговое занятие.

10 Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ.

Календарно – перспективный план на 2016-2017 учебный год.

Период Тема Содержание

Сентябрь

3 неделя Знакомство с тестом

Программное содержание : познакомить детей с историей тесто – пластики, научить соблюдать правила техники безопасности, учить правильно оборудовать свое рабочее место, учить применять при изготовлении различные вспомогательные инструменты и материалы, учить детей правильно сушить и раскрашивать готовые изделия из соленого теста.

4 неделя «Угощение для кукол»

Программное содержание : учить детей раскатывать тесто в тонкий пласт, используя деревянную скалку, вырезать формочкой печенье,

Октябрь

1 неделя «Угощение для кукол» (раскрашивание)

Программное содержание : учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.

2 неделя «Кондитерский магазин»

Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из теста, учить лепить пирожное из частей, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их с помощью воды, развивать мелкую моторику рук, развивать творческое воображение.

3 неделя «Кондитерский магазин» (раскрашивание)

4 неделя «Торт «Осенние фантазии» (коллективная работа)

Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из теста, продолжать учить раскатывать тесто в тонкий пласт, делать пласты разные по величине, использовать в работе стеки для обрезки неровных краев; продолжать учить лепить из теста «листочки» (путем расплющивания, создавая изображение в полу объеме, «грибочки» (путем раскатывания колбаски и сплющивания шариков); развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику рук; совершенствовать умение детей работать в коллективе.

Ноябрь

1 неделя «Торт «Осенние фантазии» (раскрашивание)

2 неделя «Веселые ежата»

Программное содержание : продолжать учить детей создавать нужный образ из соленого теста, закреплять технические навыки и приемы лепки из теста (раскатывать толстую колбаску и оттягивать мордочку); учить выделять характерные особенности животного; добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки);

3 неделя «Веселые ежата» (раскрашивание)

4 неделя «Сердечко для мамы» Программное содержание : продолжать учить детей раскатывать круговыми движениями тесто, расплющивать его пальцами, превращая в лепешку; продолжать учить детей вырезать нужный предмет (сердечко) с помощью формочки; украшать бисером, используя для соединения воду; развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику рук; развивать память; воспитывать бережное и внимательное отношение к близким людям.

Декабрь

1 неделя «Снеговик»

Программное содержание : закреплять умения детей лепить из частей, плотно соединяя их с помощью воды; продолжать учить детей делить кусок на части, выдерживая соотношение пропорций по величине.

2 неделя «Зайка беленький сидит»

Программное содержание : продолжать учить детей создавать нужный образ при лепке из соленого теста, закреплять умение детей лепить предметы овальной и круглой формы; добиваться выразительности образа с помощью природного материала (еловые иголочки, черный перец горошком)

3 неделя «На лесной полянке»

Программное содержание : закреплять технические приемы и навыки лепки из соленого теста, закреплять умение детей лепить знакомые предметы и объединять их общий сюжет

4 неделя «На лесной полянке» (раскрашивание)

Программное содержание : учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур

Январь

2 неделя «Рождественская звезда» Программное содержание : продолжать знакомить детей с традициями своего народа, воспитывать желание изготавливать подарки ; закреплять навыки и приемы лепки из соленого теста, продолжать учить раскатывать тесто в тонкий пласт с помощью скалки, вырезать предметы с помощью формочек разной величины, продолжать учить украшать поделки с помощью бисера (кондитерских украшений)

3 неделя «Птица счастья»

Программное содержание : продолжать учить детей бережному отношению к птицам; продолжать учить детей делить кусок теста на части (большой – для туловища и головы, 2 маленьких - для крыльев); закреплять умения детей в раскатывании толстых колбасок, в вытягивании головы и расплющивании хвоста; продолжать учить круговыми движениями раскатывать шарики и расплющивать их пальцами (крылья); совершенствовать умение работать стеком, нанося рисунок на крылья и хвост (оперение, закреплять умение использовать в работе для выразительности образа природный материал (глаза – перец, клюв - семечка

4 неделя «Птица счастья» (раскрашивание)

1 неделя «Поросенок»

Программное содержание : научить детей лепить способом лепки на каркас (киндер яйцо) : раскатывать тесто в лепешку, оборачивая каркас, закрыть весь каркас тестом, сглаживая все места соединения; пятачок научить изготавливать из маленькой лепешки, ноздри вырезать стеком, закрепляя навыки работы с ним; продолжать учить лепить столбики (ноги) одинаковой величины; совершенствовать умение раскатывать маленькие колбаски (хвостик); продолжать учить выделять характерные особенности животного; упражнять в умении соединять части; развивать мелкую моторику рук; развивать воображение, память, связную речь.

2 неделя «Поросенок» (раскрашивание)

3 неделя «Подарок для папы» «Самолет» Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из теста; продолжать учить лепить из частей, делить кусок на части, выдерживая соотношение пропорций по величине, продолжать учить раскатывать столбики движениями вперед – назад, упражнять в умении соединять детали с помощью воды, продолжать учить детей использовать для выразительности образа бросовый материал (зубочистки, картон, закреплять умение детей пользоваться стеком для вырезания иллюминаторов, развивать мелкую моторику рук, развивать воображение, память, воспитывать любовь к папе.

4 неделя

«Самолет» (раскрашивание)

Март

1 неделя «Цветок для мамы» Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из соленого теста; продолжать учить лепить из частей, разделяя кусок теста на части разные по размеру, продолжать учить раскатывать круговыми движениями – шарики, а затем скалкой – тонкие лепестки; совершенствовать умение использовать бросовый материал (палочку для роллов) для выразительности образа, упражнять в умении соединять части, прижимая их друг другу и используя для соединения воду, совершенствовать умение работать кисточкой; развивать мелкую моторику рук, развивать воображение, связную речь; воспитывать любовь к маме.

2 неделя «Цветок для мамы» (раскрашивание)

3 неделя «Птичий двор» (коллективная работа)

Программное содержание : закреплять навыки и приемы лепки из соленого теста; продолжать учить создавать нужный образ – домашних птиц, закрепляя знания детей о домашних птицах и их детенышах; учить лепить на плоскости фигурки : курицы, цыплят, гусыни и гусят, выделяя их характерные особенности; продолжать учить добиваться выразительности, путем добавления природного материала (черный перец горошком, семечки, пшено)

4 неделя «Птичий двор» (раскрашивание)

Апрель

1 неделя «Пасхальное яйцо»

Программное содержание : продолжать знакомить детей с традициями своего народа, продолжать учить лепить способом лепки на каркас (киндер яйцо, совершенствовать умение закрывать тестом каркас, сглаживая места соединений; развивать творческое воображение в украшении дополнительными материалами или рельефным узором (стеком, развивать мелкую моторику рук, память, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

2 неделя «Пасхальное яйцо» (раскрашивание)

3 неделя «Звездное небо» (коллективная работа)

Программное содержание : продолжать учить лепить предметы овальной и круглой формы, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета по шаблонам космических предметов; упражнять в умении пользоваться клеем и кисточкой, приклеивая предметы на синий картон - небо; развивать мелкую моторику рук; развивать воображение, память; закреплять умение работать в коллективе.

4 неделя «Звездное небо» (раскрашивание)

Май

1 неделя «Праздничный салют»

Программное содержание : воспитывать уважение к подвигам своего народа, закреплять навыки и приемы лепки предметов из соленого теста, закреплять умение лепить шарики разных размеров (капельки салюта) и вырезать фигуры звездочек по трафаретам, учить конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа, развивать глазомер, воображение, память, совершенствовать развитие мелкой моторики рук, воспитывать аккуратность и доводить начатое дело до конца.

2 неделя «Праздничный салют» (раскрашивание)

3 неделя

«Божья коровка»

Программное содержание : закреплять знания детей о насекомых, воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, воспитывать наблюдательность и передавать свои знания и наблюдения в изготовлении поделок из соленого теста; учить детей изображать форму божьей коровки и листочка, применяя знакомые способы лепки : раскатывание шариков, расплющивание; упражнять в использовании стека для нанесения узора на листок и на спинку коровки; упражнять детей в использовании природного материала (перец - глазки и точки на спинке, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, воображение, память.

4 неделя «Божья коровка» (раскрашивание)

Июнь

1 неделя Итоговое занятие.

Выставка работ за год, подведение итогов и результатов, полученных знаний по изготовлению поделок из соленого теста.

Публикации по теме:

Презентация «Дидактическое пособие «Обучающий альбом» для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста» Дидактическое пособие «Обучающий альбом» для детей с ОВЗ (ЗПР) старшего дошкольного возраста Одним из приоритетных направлений в работе.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста «Народные мастера гжели» Программное содержание: 1. Продолжать расширять представления детей о декоративно – прикладном искусстве, прививая интерес к истокам русской.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Детеныши домашних животных» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Краткое описание работы: данное занятие предназначено для детей старшего.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Детеныши домашних животных» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Краткое описание работы: данное занятие предназначено для детей старшего.

Конспект занятия «Обучение в ходе режимных моментов. Продукты» для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Алёнушка» Методическая разработка.

Театрализация сказки «Колобок». Конспект занятия в группе для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. 2 этап обучения. Цель: формировать коммуникативные умения и навыки детей в процессе театрализации русских народных сказок, и вовлечение их в театральную.

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Перелетные птицы» Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Перелетные птицы — птицы, улетающие.

Программа «Маленькие актёры» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка С давних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний.

Программа занятий для детей старшего дошкольного возраста Литература: 1. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. 2. Коррекционно.

Компьютерная игра для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста «Угадай сказку» Развитие внимания, памяти у детей с ЗПР старшего возраста через использование компьютерных технологий. Среди причин неуспеваемости дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Маленькие мастера»
Опубликовано: 3 июля 2018 в 19:24
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД