Елена Мартьянова
Программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Маленькие мастера»
Актуальность программы
Актуальность данной программы определяет стратегия образовательной политики, сформированная в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации», где указано, что в целях реализации права каждого человека на образование, создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования и воспитания лицами с ограниченными возможностями здоровья и социальной адаптации, оказание ранней помощи на основе специальных педагогических подходов наиболее подходящих для этих лиц.
Публикация «Программа по тестопластике для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР „Маленькие мастера“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Типовые программы для детей дошкольного возраста не в полной мере соответствуют возможностям детей с ЗПР. Дети затрудняются использовать материал, прилагаемый типовыми программами, что связано с их особенностями (недостаточное развитие мелкой моторики, отсутствие координации, слабость мышечного развития). Возникла необходимость поиска новых пластических материалов и методик их использования. По нашему мнению именно изготовление изделий из соленого теста позволяет в полной мере решать многие задачи, преодолевая трудности, связанные с особенностями дошкольников с ОВЗ и в частности дошкольников с ЗПР.
Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Почему именно лепка из соленого теста, потому что лепка из соленого теста обладает большим развивающим потенциалом, техника работы с соленым тестом доступна для детей с ОВЗ, она не требует значительных материальных затрат и специального оборудования. Лепка из соленого теста отличается от лепки из пластилина. Тесто не пачкает и является экологически чистым продуктом. Техника лепки проста и ее легко освоить. Самые сложные поделки из соленого теста выполняются из простых элементов : колобков, колбасок, лепешек.
Тесто обладает целым рядом свойств, необходимых для коррекционной работы. Позволяет детям осуществлять различные операции с ним: месить, раскатывать его в тонкие листы скалкой или руками, вырезать фигуры из этих листов, придавать им определенную форму, рисовать пальцами узоры на ее поверхности, дополнять природными материалами для выразительности образа, менять консистенцию теста, работать с крупными и маленькими объемами материала. Работа с соленым тестом является прекрасным тренажером для рук, развивает физическую силу, моторику, координирует движение не только рук, но и глаз. Формирование речевой области детей совершается под влиянием импульсов, идущих от пальцев, поэтому стимулирование речевого развития ребенка путем тренировки движений пальцев рук особенно важно в тех случаях, когда у детей имеется задержка развития речи.
Работа в мастерской по тесто - пластике позволяет более успешно решать вопросы коррекции личности детей с ОВЗ, оказывает благоприятное воздействие на организм, способствует закреплению положительных эмоций, увеличивает длительность хорошего уравновешенного настроения, повышает самооценку ребенка. Ребенок с ОВЗ получает не только знания, умения, навыки, не только осваивает определенные нормы поведения, но и получает частицу того социального опыта, который в будущем позволит стать равноправным членом общества. Работа в мастерской способна реально помочь ребенку социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью моей работы.
Принципы построения программы :
-принцип индивидуализации (учитываются интересы, потребности, возможности, особенности психофизического развития детей)
-принцип практико -ориентированности (направленность работы на решение коррекционных задач)
-принцип стимулирования (поощрение, публичное признание достижений детей)
-принцип согласованности (совместное решение задач в группе, в коллективе)
-принцип самоопределения (осознание своих возможностей в достижении цели, успеха в деле).
Цель программы :
-расширение знаний и приобретение практических навыков в области тесто - пластики
-развитие художественных способностей у детей с ОВЗ.
Задачи программы
Образовательные:
• познакомить детей с историей возникновения тесто - пластики, ее возможностями
• научить детей владеть различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления поделок из соленого теста
• обучить практическим навыкам работы с тестом
• овладевать основами, умениями работы из целого куска и из отдельных частей
• продолжать учить лепить игрушки, барельеф, используя в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный
• закреплять различные приемы лепки (скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание)
• побуждать создавать выразительные образы и сюжетные композиции.
Коррекционно-развивающие:
• развитие и совершенствование мелкой ручной моторики, зрительной двигательной координации и тактильной чувствительности рук
• способствовать развитию психических процессов : восприятия (зрительного, тактильного, слухового, памяти, наглядно-действенного мышления, творческого воображения
• способствовать развитию художественного вкуса и творческих способностей
• развивать связную речь.
Воспитательные:
• воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца
• воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (толерантность, доброжелательность, чувство товарищества)
• воспитывать ответственность при выполнении работ, при подготовке к выставкам.
Методы и приемы, используемые в работе:
- словесные (беседы, рассказывания, указания, поощрения)
- наглядные (наблюдения, рассматривание иллюстраций, показ образца педагога и показ поэтапного изготовления поделок)
- практические (лепка, рисование, составление коллажей)
- частично – поисковые (участие детей в коллективной работе)
- исследовательские (овладение детьми самостоятельной творческой работой).
Ожидаемые результаты:
-развитие точности движений пальцев и кистей рук
-улучшение слухового, зрительного, пространственного восприятия
-развитие краткосрочной и долговременной памяти
-развитие связной речи (использование глаголов, местоимений)
-должны уметь изготавливать различные поделки из соленого теста, используя различные инструменты и дополнительные материалы
-должны знать правила сушки, раскрашивания, хранения поделок из соленого теста
-соблюдение техники безопасности
-уметь работать в коллективе.
Режим работы мастерской «Маленькие мастера» для детей с ЗПР – реализуется в течение одного учебного года, один раз в неделю во второй половине дня, продолжительность занятий не более 25 минут.
Формы организации занятий кружка - индивидуальные занятия или подгрупповые, занятия по желанию детей.
Оборудование и материалы для работы:
- столы и стулья по росту детей
- мука пшеничная, соль, пищевые красители, емкость для замешивания теста
- клеенка, стеки, салфетка, банки под воду, кисть, гуашь, клей ПВА
- рамки разной величины, природный и бросовый материал
- иллюстрации, открытки, книги, рассказы, сказки, аудиозаписи.
Содержание программы.
1 Вводное занятие. История развития тесто – пластики. Техника безопасности. Технология изготовления соленого теста.
2 Материалы и инструменты. Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста. Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.
3 Способы лепки. Конструктивный, пластический, комбинированный способы лепки.
4 Лепка на плоскости Особенности сушки и раскрашивания.
Лепка различных видов цветов, листьев, животных. Создание рельефа.
5 Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса. Особенности поэтапного изготовления изделий. Приемы создание плетеных изделий. Способы сушки.
6 Основы цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека.
7 Использование дополнительного материала при изготовлении изделий из соленого теста. Использование бросового материала. Использование природного материала.
8 Выполнение коллективных работ Изготовление сюжетных работ. Определение темы работы. Изготовление элементов работы. Оформление законченной композиции.
9 Итоговое занятие.
10 Выставка работ. Контроль знаний и анализ работ.
Календарно – перспективный план на 2016-2017 учебный год.
Период Тема Содержание
Сентябрь
3 неделя Знакомство с тестом
Программное содержание : познакомить детей с историей тесто – пластики, научить соблюдать правила техники безопасности, учить правильно оборудовать свое рабочее место, учить применять при изготовлении различные вспомогательные инструменты и материалы, учить детей правильно сушить и раскрашивать готовые изделия из соленого теста.
4 неделя «Угощение для кукол»
Программное содержание : учить детей раскатывать тесто в тонкий пласт, используя деревянную скалку, вырезать формочкой печенье,
Октябрь
1 неделя «Угощение для кукол» (раскрашивание)
Программное содержание : учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
2 неделя «Кондитерский магазин»
Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из теста, учить лепить пирожное из частей, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их с помощью воды, развивать мелкую моторику рук, развивать творческое воображение.
3 неделя «Кондитерский магазин» (раскрашивание)
4 неделя «Торт «Осенние фантазии» (коллективная работа)
Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из теста, продолжать учить раскатывать тесто в тонкий пласт, делать пласты разные по величине, использовать в работе стеки для обрезки неровных краев; продолжать учить лепить из теста «листочки» (путем расплющивания, создавая изображение в полу объеме, «грибочки» (путем раскатывания колбаски и сплющивания шариков); развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику рук; совершенствовать умение детей работать в коллективе.
Ноябрь
1 неделя «Торт «Осенние фантазии» (раскрашивание)
2 неделя «Веселые ежата»
Программное содержание : продолжать учить детей создавать нужный образ из соленого теста, закреплять технические навыки и приемы лепки из теста (раскатывать толстую колбаску и оттягивать мордочку); учить выделять характерные особенности животного; добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки);
3 неделя «Веселые ежата» (раскрашивание)
4 неделя «Сердечко для мамы» Программное содержание : продолжать учить детей раскатывать круговыми движениями тесто, расплющивать его пальцами, превращая в лепешку; продолжать учить детей вырезать нужный предмет (сердечко) с помощью формочки; украшать бисером, используя для соединения воду; развивать творческое воображение; развивать мелкую моторику рук; развивать память; воспитывать бережное и внимательное отношение к близким людям.
Декабрь
1 неделя «Снеговик»
Программное содержание : закреплять умения детей лепить из частей, плотно соединяя их с помощью воды; продолжать учить детей делить кусок на части, выдерживая соотношение пропорций по величине.
2 неделя «Зайка беленький сидит»
Программное содержание : продолжать учить детей создавать нужный образ при лепке из соленого теста, закреплять умение детей лепить предметы овальной и круглой формы; добиваться выразительности образа с помощью природного материала (еловые иголочки, черный перец горошком)
3 неделя «На лесной полянке»
Программное содержание : закреплять технические приемы и навыки лепки из соленого теста, закреплять умение детей лепить знакомые предметы и объединять их общий сюжет
4 неделя «На лесной полянке» (раскрашивание)
Программное содержание : учить детей раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено; формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур
Январь
2 неделя «Рождественская звезда» Программное содержание : продолжать знакомить детей с традициями своего народа, воспитывать желание изготавливать подарки ; закреплять навыки и приемы лепки из соленого теста, продолжать учить раскатывать тесто в тонкий пласт с помощью скалки, вырезать предметы с помощью формочек разной величины, продолжать учить украшать поделки с помощью бисера (кондитерских украшений)
3 неделя «Птица счастья»
Программное содержание : продолжать учить детей бережному отношению к птицам; продолжать учить детей делить кусок теста на части (большой – для туловища и головы, 2 маленьких - для крыльев); закреплять умения детей в раскатывании толстых колбасок, в вытягивании головы и расплющивании хвоста; продолжать учить круговыми движениями раскатывать шарики и расплющивать их пальцами (крылья); совершенствовать умение работать стеком, нанося рисунок на крылья и хвост (оперение, закреплять умение использовать в работе для выразительности образа природный материал (глаза – перец, клюв - семечка
4 неделя «Птица счастья» (раскрашивание)
1 неделя «Поросенок»
Программное содержание : научить детей лепить способом лепки на каркас (киндер яйцо) : раскатывать тесто в лепешку, оборачивая каркас, закрыть весь каркас тестом, сглаживая все места соединения; пятачок научить изготавливать из маленькой лепешки, ноздри вырезать стеком, закрепляя навыки работы с ним; продолжать учить лепить столбики (ноги) одинаковой величины; совершенствовать умение раскатывать маленькие колбаски (хвостик); продолжать учить выделять характерные особенности животного; упражнять в умении соединять части; развивать мелкую моторику рук; развивать воображение, память, связную речь.
2 неделя «Поросенок» (раскрашивание)
3 неделя «Подарок для папы» «Самолет» Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из теста; продолжать учить лепить из частей, делить кусок на части, выдерживая соотношение пропорций по величине, продолжать учить раскатывать столбики движениями вперед – назад, упражнять в умении соединять детали с помощью воды, продолжать учить детей использовать для выразительности образа бросовый материал (зубочистки, картон, закреплять умение детей пользоваться стеком для вырезания иллюминаторов, развивать мелкую моторику рук, развивать воображение, память, воспитывать любовь к папе.
4 неделя
«Самолет» (раскрашивание)
Март
1 неделя «Цветок для мамы» Программное содержание : закреплять технические навыки и приемы лепки из соленого теста; продолжать учить лепить из частей, разделяя кусок теста на части разные по размеру, продолжать учить раскатывать круговыми движениями – шарики, а затем скалкой – тонкие лепестки; совершенствовать умение использовать бросовый материал (палочку для роллов) для выразительности образа, упражнять в умении соединять части, прижимая их друг другу и используя для соединения воду, совершенствовать умение работать кисточкой; развивать мелкую моторику рук, развивать воображение, связную речь; воспитывать любовь к маме.
2 неделя «Цветок для мамы» (раскрашивание)
3 неделя «Птичий двор» (коллективная работа)
Программное содержание : закреплять навыки и приемы лепки из соленого теста; продолжать учить создавать нужный образ – домашних птиц, закрепляя знания детей о домашних птицах и их детенышах; учить лепить на плоскости фигурки : курицы, цыплят, гусыни и гусят, выделяя их характерные особенности; продолжать учить добиваться выразительности, путем добавления природного материала (черный перец горошком, семечки, пшено)
4 неделя «Птичий двор» (раскрашивание)
Апрель
1 неделя «Пасхальное яйцо»
Программное содержание : продолжать знакомить детей с традициями своего народа, продолжать учить лепить способом лепки на каркас (киндер яйцо, совершенствовать умение закрывать тестом каркас, сглаживая места соединений; развивать творческое воображение в украшении дополнительными материалами или рельефным узором (стеком, развивать мелкую моторику рук, память, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
2 неделя «Пасхальное яйцо» (раскрашивание)
3 неделя «Звездное небо» (коллективная работа)
Программное содержание : продолжать учить лепить предметы овальной и круглой формы, расплющивать их пальцем на картоне, создавая нужную форму предмета по шаблонам космических предметов; упражнять в умении пользоваться клеем и кисточкой, приклеивая предметы на синий картон - небо; развивать мелкую моторику рук; развивать воображение, память; закреплять умение работать в коллективе.
4 неделя «Звездное небо» (раскрашивание)
Май
1 неделя «Праздничный салют»
Программное содержание : воспитывать уважение к подвигам своего народа, закреплять навыки и приемы лепки предметов из соленого теста, закреплять умение лепить шарики разных размеров (капельки салюта) и вырезать фигуры звездочек по трафаретам, учить конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа, развивать глазомер, воображение, память, совершенствовать развитие мелкой моторики рук, воспитывать аккуратность и доводить начатое дело до конца.
2 неделя «Праздничный салют» (раскрашивание)
3 неделя
«Божья коровка»
Программное содержание : закреплять знания детей о насекомых, воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, воспитывать наблюдательность и передавать свои знания и наблюдения в изготовлении поделок из соленого теста; учить детей изображать форму божьей коровки и листочка, применяя знакомые способы лепки : раскатывание шариков, расплющивание; упражнять в использовании стека для нанесения узора на листок и на спинку коровки; упражнять детей в использовании природного материала (перец - глазки и точки на спинке, развивать глазомер, развивать мелкую моторику рук, воображение, память.
4 неделя «Божья коровка» (раскрашивание)
Июнь
1 неделя Итоговое занятие.
Выставка работ за год, подведение итогов и результатов, полученных знаний по изготовлению поделок из соленого теста.