Лучший педагог года

Программа по здоровьесбережению воспитанников «Здоровый ребенок»

Марина Баранова
Программа по здоровьесбережению воспитанников «Здоровый ребенок»

Программа по здоровьесбережению воспитанников «Здоровый ребенок» (2017-2018 учебный год)

Воспитатель: Баранова М. В.

1. Пояснительная записка

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений.

Публикация «Программа по здоровьесбережению воспитанников „Здоровый ребенок“» размещена в разделах

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни,развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

2. Цели и задачи программы

Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

• Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;

• Внедрение современных здоровьесберегающихтехнологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.

• Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;

• Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;

• Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.

Ожидаемый результат:

1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы.

2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду.

4. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий.

5. Снижение уровня заболеваемости детей.

6. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.)

7. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.

3. Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников:

Принцип активности и сознательности — определяется через участиевсего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.

«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П. К. Анохина).

Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

4. Организация двигательного режима детей.

Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.

Модель режима двигательной активности детей

Виды занятий Варианты содержания Особенности организации

Утренняя гимнастика

• Традиционная гимнастика

• Аэробика

• Ритмическая гимнастика

• Корригирующая гимнастика

Физкультурные занятия

• Традиционные занятия

• Игровые и сюжетные

• Тематические занятия

• Занятия на свежем воздухе

Физкультминутки

• Упражнение для снятия общего и локального утомления

• Упражнения для кистей

• Гимнастика для глаз

• Гимнастика для формированию улучшения слуха математических представлений.

• Дыхательная гимнастика

• Упражнения для профилактики плоскостопия

Корригирующая гимнастика после сна

• Разминка в постели

• Оздоровительная ходьба по массажным и ребристым дорожкам

• Развитие мелкой моторики

Подвижные игры

• Подвижные игры средней и низкой интенсивности

• Народные игры

• Эстафеты

• Спортивные упражнения (катание на санках)

• Игры с элементами спорта (футбол,бадминтон, хоккей)

• Музыкальные игры

«Недели здоровья»

• Занятия по валеологии

• Самостоятельная двигательная деятельность

• Спортивные игры и упражнения

• Совместная трудовая деятельность детей,педагогов и родителей

• Развлечения.

Спортивные праздники

• Игровые проводятся

• Соревновательные

• Сюжетные

• Творческие

• Комбинированные

• Формирующие здоровый образ жизни

Самостоятельная двигательная деятельность

• Самостоятельный выбор движений с использованием самодельного или

приспособленного инвентаря.

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях,

занятиях

Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости (до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю. Ф. Змановского).

Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.

Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег, комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы). Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений дети строятся в колонны.

Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими дошкольниками.

Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т. д.

Оздоровительные занятия проводятся регулярно.

Музыкальные занятия. В ходе проведения используются ритмические,музыкально-дидактические, речевые, хороводные, музыкальные коммуникативные,пальчиковые игры, игры с пением. Большое внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.

Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности, отличающейся значительным преобладанием умственной

нагрузки или однообразием движений. Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи, ИЗО-деятельности.

Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.

Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.

Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.

Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.

Самомассаж.Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека.

Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие движения в направлении кровотока.

Гимнастика для глаз. Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках,

движении взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется выполнять 2 раза в день.

Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.

Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.

Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке. Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку, после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме. Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать интересные двигательные игровые задания.

Оздоровительно - развивающие игры при наиболее распространенных заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья дошкольников:

оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии;

оздоровительно-развивающие игры при нарушении осанки;

оздоровительно-развивающие игры при дискинезии желчевыводящих путей;

оздоровительно-развивающие игры при ожирении;

оздоровительно-развивающие игры при функциональных нарушениях

Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика. Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах, вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с использованием музыки и ароматерапии.

Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна. Цель: сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели, потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность бодрящей гимнастики - 7-15 минут.

Закливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, способствует ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на психосоматическое состояние ребенка.

Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.

5. Работа с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей

- Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации:

«Адаптация ребенка к детскому саду», «Как сохранить здоровье ребенка»; «Организация закаливания», «Одежда и здоровье ребенка», «Как сделать зарядку любимой привычкой", «Формирование у детей привычки здорового

питания», «Кризис трех лет»,«Роль витаминов в детском питании», «Правильное питание детей – основа их здоровья»

- Анкетирование родителей.

«Физическое развитие и оздоровление в семье»

«Развитие двигательной активности ребенка в семье»

«Физкультура в Вашей семье»

- Памятки для родителей:

«Как не нужно кормить ребенка»

«Витамины, здоровые продукты и здоровый организм»

«Советы родителям по питанию»

«Здоровый образ жизни»

«Игры с детьми на свежем воздухе»

«Значение режима дня для здоровья дошкольника»

«Чего нельзя делать в дошкольном возрасте»

«Как организовать полноценный сон ребенка»

«Как сохранить зрение ребенка»

«Соки – напитки защиты организма от простуды»

«Простуда, или ОРВИ, у малышей»

«О детской одежде»

«Физическое воспитание ребенка»

- Индивидуальные беседы и консультации с родителями по запросу

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Здоровый ребенок» .

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания» Игра - тренинг для педагогов «Здоровый педагог - здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания» Настройка аудитории на восприятие.

Проект «Здоровая семья — здоровый ребенок!» Направление итоговой практико-значимой работы: «Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями в своей возрастной группе».

Программа по здоровьесбережению Пояснительная записка Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем, следовательно, определяют темп.

Программа по здоровьесбережению «Здоровые детки» ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ: Программа «Здоровые детки» на 2017-2018 гг. Основание для разработки Программы Высокая заболеваемость детей дошкольной.

Программа по здоровьесбережению в младшей группе Пояснительная записка «Забота о здоровье ребнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований.

Программа по здоровьесбережению в старшей группе 1. Пояснительная записка Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие.

Программа по здоровьесбережению «Здоровый малыш» для разновозрастной группы №1 от 2 до 4 План: Пояснительная записка___3 Цели и задачи___3.

«Здоровый педагог — здоровый ребенок». Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания МБДОУ Калтасинский детский сад №1 «Солнышко» МР Калтасинский район республики Башкортостан Тренинг для педагогов «Здоровый педагог – здоровый.

Консультация «Здоровое питание — здоровый ребенок» Здоровое питание - здоровый ребенок. Здоровое питание - здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье- это самое важное для родителей. Одним.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по здоровьесбережению воспитанников «Здоровый ребенок»
Опубликовано: 25 декабря 2018 в 19:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД