Получи документы

Программа познавательного направления «Познавай-ка»

Пендерева Евгения Валерьевна
Программа познавательного направления «Познавай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы

ЧДОУ «Панда»

Дополнительная образовательная программа познавательного направления

«Познавай-ка»

группы общеобразовательной направленности для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет

2021-2022 учебный год

Составил воспитатель:

Пендерева Е. В.

Тюмень

Паспорт программы

Наименование Программа образовательной деятельности в рамках организации дополнительных образовательных услуг по развитию поисково-исследовательской деятельности «Познавай-ка»

Публикация «Программа познавательного направления „Познавай-ка“» размещена в разделах

Составитель Пендерева Евгения Валерьевна, воспитатель ЧДОУ " Панда

Цель Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования

Задачи расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с различными областями знаний науки;

формировать умение пользоваться приборами- помощниками;

-борудованием для детского экспериментирования. -развивать представления об основных физических свойствах и явлениях;

воспитывать самостоятельность.

Ожидаемые результаты В результате выполнения программы будет достигнуто :

формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о экспериментальной деятельности;

владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными элементами экспериментирования;

формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности;

повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе опытно-экспериментальной деятельности, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Пояснительная записка

В основе программы лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление. В современной практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе. Проведение опытов, организация экспериментирования - один из эффективных путей интеллектуального развития дошкольников.

Детское экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности позволяет без напряжения усваивать сложный программный материал и способствует интеллектуальному развитию дошкольников: развивает познавательную активность, самостоятельность, умение планировать, выдвигать гипотезы и предположения, собственно экспериментировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Формы занятий: по количеству детей - фронтальные, индивидуальные; по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей занятия и опыты, практикумы, лабораторные работы (деятельность в мини – лаборатории); по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий (интегрированные).

Образовательная деятельность по программе кружка «Познавай-ка» состоит из организационной, теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая деятельность. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и оборудования для детского экспериментирования. Теоретическая часть носит максимально компактный характер и несет в себе необходимую информацию о теме и предмете знания в доступной для дошкольников форме.

Программа рассчитана :

- на 7 календарных месяцев (один учебный год, для детей 5-6-ми лет;

- состоит из 56 тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цели и задачи;

- продолжительность одного занятия составляет 20-25 минут в старшей группе.

Основными формами организации детского экспериментирования являются наблюдения, занятия – опыты, познавательные проекты, участие в конкурсах, выставках.

Программа кружка «Познавай-ка» идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

-живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др.);

-неживая природа (воздух, вода, почва, звук, вес, цвет, свет и др.);

-человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).

Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные).

Педагогическое обследование уровней развития познавательной активности и любознательности детей проводится в сентябре и мае по методикам В. А. Савенкова. Основными методами проведения педагогического обследования являются наблюдение, вопросы поискового характера, тесты. В мае проводится сравнительный анализ результатов, который показывает развитие динамики в развитии познавательной активности и любознательности, формировании навыков проведения элементарных опытов и экспериментов.

Средствами обучения детей являются деятельность в мини – лаборатории, деятельность в уголке природы, образовательная и исследовательская деятельность.

Цель работы кружка:

Развитие познавательной активности дошкольников, любознательности в процессе формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира с помощью экспериментирования.

Задачи:

развивать активность, инициативность, любознательность и познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;

обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;

развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы и предположения, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира:

учить фиксировать результаты исследований;

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности, умение взаимодействовать со сверстниками.

Ресурсное обеспечение.

Примерный перечень оборудования.

Приборы - помощники

увеличительное стекло (лупа)

весы

песочные часы

компас

магниты

микроскоп

телескоп

метр

бинокль

фонарь

зеркало

воронка Оборудование

разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, фарфора разного объема и формы

пластмассовые трубочки

пипетки

воронки

резиновые груши

пластиковые тарелки

пластиковые стаканы

мерные ложки

мерные стаканчики

шпатели

линейки

технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, детали конструктора.

красители: пищевые и непищевые

утилизированный материал: проволока, кусочки меха и кожи, ткани, дерева, пробки и т. д.

прочие материалы: воздушные шары, соль, сахар, разные виды стекла, пилка для ногтей, сито, свеча и другое.

Коллекции (наборы)

Виды тканей.

Бумага.

Камни.

Ракушки.

Гербарий.

Виды круп.

Шишки.

Почва. Глина. Камни.

Природный материал (листья, ветки, семена и т. д.)

Пуговицы.

Энциклопедия «Большая книга экспериментов для школьников»

Энциклопедия «Занимательные

опыты и эксперименты»

Свойства и качества веществ

соль

сахар

мел

мука

песок

глина

почва

акварельные краски

растительное масло

воск (свеча)

пластиковые стаканы

мерные ложки

контейнеры для веществ Дополнительное оборудование

детские халаты

фартуки

салфетки

полотенца

контейнеры для хранения сыпучих веществ и мелких предметов

карточки - схемы проведения экспериментов

условные обозначения: разрешающие и запрещающие знаки.

Свойства и качества материалов

наборы предметов по темам:

стеклянный

деревянный

металлический

пластмассовый

резиновый

кожаный

бумажный

прозрачный - непрозрачный

тонет - не тонет

легкий - тяжелый

гладкий - шероховатый

ножницы

Вода

разнообразные сосуды из стекла, пластмассы, металла, фарфора разного объема и формы

пластмассовые трубочки

пипетки

воронки

резиновые груши

пластиковые тарелки

пластиковые стаканы

мерные ложки

разные формы для льда

пробирки, колбы

соль, сахар, растительное масло Измерение

весы

линейки

мерные ложки

мерные стаканчики

материал для измерения: полоски бумаги, ткани, семечки, фасоль и т. д.

условные мерки

воздушные шары

Магнетизм. Притяжение

магниты

игра «Ловись рыбка»

наглядное пособие «Лебединое озеро»

набор предметов (деревянные, металлические, бумажные, пластмассовые)

набор предметов «Тяжелый - легкий»

компас

бумажные цветы со скрепками

удочки с магнитами Звук

колокольчики

шумелки из разных материалов, трещотки

линейки

пособие «Дрожалка и пищалка»

аудиозаписи «Звуки природы»

расчески

бубен, металлофон

бумага

дрожалки (нити разной толщины)

проволока разной толщины

Электричество

фонарик

батарейки

электрическая лампочка

кусочек меха

расческа Планета Земля. Космос

глобус

фонарь

фриз «Планеты Солнечной системы»

листы картона с отверстиями

Энциклопедия «Познай мир»

Приемы и методы, используемые на занятиях кружка.

Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала по экспериментированию, иллюстрации).

Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.

Демонстрация опытов в группе.

Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).

Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).

Слушание музыкальных произведений.

Метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, или сверстниками).

Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.

Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы.

• беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;

• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

• опыты;

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

• подражание голосам и звукам природы;

• использование художественного слова;

• дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;

• трудовые поручения, действия.

Режим занятий: деятельность кружка «Познавай-ка» проводится 2 раза в неделю, 4 раза в месяц, в год 76 занятий. Продолжительность занятия – 25 минут.

График работы кружка:

среда – 11.00, пятница -16.45

Положительные результаты развития познавательной активности, интереса дают занятия в игровой форме с использованием практических методов обучения (опыты, экспериментирование, наблюдения, а также разнообразные формы организации учебной деятельности, особенно интегрированные занятия и занятия-опыты, проекты познавательного и исследовательского характера.

Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.

Отмечается положительная динамика в овладении объяснительной и доказательной речью.

Дети принимают активное участие в планировании деятельности совместно с взрослым.

Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием для детского экспериментирования (по возрасту).

Включение воспитательных задач в занятия по развитию познавательной активности через детское экспериментирование способствовало развитию таких личностных качеств детей, как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение детей друг к другу, умение работать вместе.

Способы проверки результатов освоения программы кружка «Почемучки» : подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме наблюдений, тестов, вопросов, в ходе проведения которых дети демонстрируют полученные представления и знания. Заключительным мероприятием является познавательный праздник.

Публикации по теме:

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей группы компенсирующего направления Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей группы компенсирующего направления «Ягодка» МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик».

Деятельность и направления работы детского дизайнерского клуба в детском саду Подготовила : Бокунова Татьяна Викторовна,воспитатель структурного подразделения МБОУ БГО СОШ №13 В настоящее время детский дизайн, это.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — способы направления инициативы детей) 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение,.

Консультация для педагогов «Направления совершенствования процесса обучения в специальной (коррекционной) школе» В настоящее время можно выделить 4 основных направления совершенствования процесса обучения детей с ОВЗ с применением программно-методических.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родничок» для 1 класса Программа по внеурочной деятельности Общекультурного направления «РОДНИЧОК» 1 класс начальное общее образование (срок реализации – 1 год).

Развивающая предметно-пространственная среда. Центр логики и математики «Познавай-ка» для старших дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда. Центр логики и математики «Познавай-ка» для старших дошкольников «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Экспериментальная деятельность детей на прогулке «Определение направления ветра»Экспериментальная деятельность детей на прогулке «Определение направления ветра» Для проведения экспериментальной деятельности выбираем ветреный день. Цели: - продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа познавательного направления «Познавай-ка»
Опубликовано: 7 октября 2022 в 12:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа познавательного направления «Познавай-ка»» (включая файлы) размещена пользователем Пендерева Евгения Валерьевна (УИ 324638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД