Наталья Леонтьева
Программа профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа профилактики
тревожности у детей старшего дошкольного возраста
«Дружная семейка».
Введение.
В настоящее время в качестве центральной причины возникновения негативных эмоциональных состояний у детей выделяют факторы семейного воспитания, прежде всего взаимоотношения между родителями и детьми.
Публикация «Программа профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Актуальность данной Программы заключается в том, что тревожные дети все чаще встречаются в современном обществе. Таких детей отличает чрезмерное беспокойство в различных ситуациях, ожидание плохого отношения к себе, ощущение собственной неполноценности, неуверенности в правильности своего поведения. Тревожные дети опасаются приступать к новым видам деятельности, имеют неадекватную самооценку. Высокая тревожность может стать устойчивой психологической особенностью личности, а также приводить к появлению соматических заболеваний.
Возраст пяти лет — время, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования: произвольность психических процессов, способность управлять своим поведением, а также изменения в самосознании, самооценке, представлениях о себе. Существенно меняется образ «Я», появляются предпосылки для развития рефлексии. Именно в это время наиболее интенсивно развиваются не только интеллектуальные способности личности, но и межличностное взаимодействие, представления ребенка о личности и социальном поведении. Д. Б. Эльконин определяет, что именно к 7 годам происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях и нормах.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями содержание образовательной области «Социализация» должно быть направлено на формирование у детей первоначальных представлений
Развитие коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста является важнейшей составляющей развития личностной сферы в целом и обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем мире. Вербализация собственных переживаний, получение социальных знаний, приобретение навыков продуктивного взаимодействия в коллективе — необходимая предпосылка снижения тревожности дошкольника, закрепления уверенного компетентного поведения.
Направленность программы : профилактическая
Профилактика тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи.
Сформировать коммуникативные навыки: умение устанавливать и удерживать контакт.
Развивать эмоциональную сферу детей, вырабатывать социальные компетенции.
Уровень реализации: дошкольное образование.
Адресат - дети в возрасте 5-6 лет, посещающие дошкольное учреждение; при этом, состав группы не определяется наличием сходного признака дисгармоничного развития. Психопрофилактическая направленность программы позволяет объединять вместе детей с разными особенностями
личностного развития.
Длительность программы : программа рассчитана на 15 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 35 минут.
Количество участников: 7-8 человек.
Предполагаемый результат: снижение уровня тревожности у детей, формирование коммуникативных компетенций, закрепление положительной самооценки детей, развитие способности сознавать и контролировать свои эмоции.
Основные критерии эффективности работы:
положительные результаты динамических обследований, проводимых психологом;
Стартовая входная и итоговая выходная диагностика:
Тест тревожности. Авт. Теммл, Дорки, Амен.
Методика исследования самооценки как оценочной составляющей «Я-концепции» Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн.
Программа профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Дружная семейка».
Цель: профилактика тревожности у детей
старшего дошкольного возраста.
Уровень реализации: дошкольное образование.
Категория: дети 5-6 лет.
Срок реализации: 15 занятий
Режим проведения: 1 занятие в неделю, 30 минут.
Учебный план программы.
№ блока Наименование блоков Всего часов Форма контроля
1 Развитие самовосприятия и самоощущений 9 Опрос
Рисунки
Проигрывание этюдов
Обсуждение
2 Я и другие. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 6 Дискуссии
Рисунки
Проигывание этюдов
Выполнение заданий
Итого 2 блока 15
Программа профилактики тревожности у детей старшего дошкольного возраста «Дружная семейка».
Цель: профилактика тревожности у детей
старшего дошкольного возраста.
Уровень реализации: дошкольное образование.
Категория: дети 5-6 лет.
Срок реализации: 15 занятий
Режим проведения: 1 занятие в неделю, 30 минут.