Марина Куземо
Программа «Путешествие в мир театра». 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Программа "Путешествие в мир театра"
Автор: Музыкальный руководитель первой квалификационной категории Куземо М. Б. (2 часть)
IV. Учебный план.
4. 1 Образовательная деятельность:
Первый год обучения.
Сентябрь
«Как меня зовут?»
1. Назвать свое имя, имя соседа в ласковой форме.
2. Как вы узнаете друг друга?
(Лицо, одежда, голос, походка и т. п.)
3. Что такое мимика, жест, поза.
Изобразить печаль, радость, горе.
Публикация «Программа „Путешествие в мир театра“, 2 часть» размещена в разделах
Цель: Создать эмоционально – благоприятную атмосферу, способствующую доверительным отношениям. Знакомство с понятиями (мимика, жест и т. п.). Показ несложных эмоций.
«Играем в театр»
1.«Театральная разминка».
Показ эмоций только мимикой или только позой.
2. Драматизация сказки «Курочка Ряба».
Цель: Активизировать использование мимики и жестов для изображения эмоции.
Развивать фантазию детей, приобщать к коллективному творчеству. (Сказку рассказывает взрослый, а дети передают движения сказочных персонажей).
«Игровой урок»
1. Игры на развитие выразительности жестов и голоса.
2. Драматизация сказки «Курочка Ряба»
Цель: Развивать выразительность голоса, мимики, жестов.
Рассказчики дети, исполнители ролей тоже дети.
Октябрь
«Угадай-ка»
1. Пантомимическое упражнение: «Какое выражение лица?»
2. Угадай: «Кто я?»
Цель: Способствовать объединению детей в совместной деятельности.
Учить посредством мимики и жеста передавать характерные особенности персонажей.
«Поиграем пальчиками»
1. Пальчиковая игра «Этот пальчик…»
2. Пантомимическая игра «Покажи настроение».
Цель: Расширять запас жестов и мимики.
Работа над интонациями голоса.
«Постучимся в теремок»
1. Игра-загадка «Узнай, кто это?»
2. Этюд на расслабление «Разговор с лесом».
3. Знакомство со сказкой «Теремок».
Цель: Развивать внимание и фантазию детей.
Совершенствовать выразительность движений.
«Мы в сказке»
1. Погружение в сказочную атмосферу, беседа по сказке «Теремок».
2. Характеристика персонажей.
3. Интонационные упражнения.
Цель: Создать положительный эмоциональный настрой у детей, вызвать желание участвовать в сказке.
Расширять словарный запас, умение охарактеризовать героев сказки.
Совершенствовать интонационную выразительность.
Ноябрь
«Многим домик послужил, кто только в домике не жил»
1. Пересказ сказки «Теремок» по частям.
2. Этюды, передающие образы персонажей сказки.
Цель: Развивать умение детей выразительно пересказывать сказку.
Совершенствовать умение детей передавать эмоциональное состояние героев мимикой и жестами.
«Угадай-ка»
1. Игра «Угадай героя»
2. Драматизация сказки.
Цель: Учить детей узнавать героев по характерным признакам.
Эмоционально и выразительно передавать образы героев сказки.
Учить детей работать сплочено в одной команде.
«Учимся говорить по-разному»
1. Введение понятия «интонация»
2. Игра «Говори по-разному».
Цель: Учить детей интонационной выразительности.
Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.
«Учимся чётко говорить»
1. Введение в сказочную ситуацию.
2. Введение понятия «скороговорка».
3. Игра-упражнение «Едем на паровозе».
Цель: Развивать фантазию детей с помощью инсценирования сказки.
Отрабатывать и развивать дикцию, используя скороговорки и потешки.
Развивать коммуникативные способности.
Декабрь
«Будем сочинять стихи»
1. Повторение понятия «скороговорка».
2. Введение понятия «рифма».
3. Игра «Придумай рифму».
4. Совместное чтение стихотворения.
Цель: Работать над дикцией, пополнять словарный запас.
Упражнять в придумывании рифмы на слова.
Учить работать сообща, дружно.
«Читаем стихи, придумываем рифму»
1. Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов».
2. Придумывание рифмующихся слов.
Цель: Создать положительный эмоциональный настрой. Упражнять детей в подборе рифмы к словам.
Поощрять совместное стихосложение.
«Любимые сказки и стихи»
1. Вводная беседа.
2. Рассказы детей по ассоциациям.
3. Знакомство со сказкой «Колобок».
Цель: Рассказать детям, что каждый человек индивидуален, имеет свои предпочтения и интересы.
Совершенствовать средства выразительности в передаче образа.
Январь
«Погружение в сказку Колобок»
1. Беседа по содержанию сказки.
2. Слушать сказку с музыкальными фрагментами, характеризующими героев.
3. Рассматривание иллюстраций, характеристика персонажей сказки.
Цель: Развивать логическое мышление, учить точно отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Дополнять ответы детей музыкальным сопровождением.
Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.
«Я Колобок, колобок…»
1. Пантомимические упражнения.
2. Интонационные упражнения.
3. Активизировать словарный запас детей.
Цель: Учить детей логично и точно отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Дополнять ответы детей музыкальным сопровождением.
Февраль
«Любимая сказка»
1. Погружение в сказку.
2. Пантомимические упражнения.
3. Интонационные упражнения.
Цель: Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности.
Воспитывать уверенность в себе, в своих силах.
«Игровой урок»
1. Отгадывание загадок.
2. Упражнение у зеркала: «Изобразил настроение».
3. Драматизация сказки.
Цель: Развивать у детей творческое воображение. Учить детей коллективно и согласовано взаимодействовать, проявляя индивидуальность в создании образа героя.
«Сочиняем новую сказку»
1. Знакомство со сказкой «Три поросенка»
2. Беседа по содержанию сказки.
3. Сочинение продолжения сказки.
Цель: Учить последовательно излагать мысли походу сюжета.
Развивать творческое воображение, стремление к выразительности образов.
«Сказки сочиняем, в сказки играем»
1. Придумывание сказок, погружение в сказку.
2. Игра-пантомима: «Узнай героя».
3. Драматизация сказки.
Цель: Совершенствовать умение детей действовать в коллективе. Учить распознавать эмоциональное состояние по мимике: радость, грусть, страх, удивление.
Март
«Наши эмоции»
1. Рассматривание Сюжетные картинок.
2. Упражнение: «Изобрази эмоцию».
3 Обсуждение.
Цель: Учить подбирать графическую карточку, отображающую эмоцию, соответствующую ситуации. Постараться изобразить эту мимику у себя на лице.
«Изображение различных эмоций»
1. Объяснение понятия «Эмоция»
2. Знакомство с пиктограммами эмоций.
3. Этюды детей на изображение эмоций.
Цель: Совершенствовать умение детей изображать эмоции, закрепить понятие «Эмоция». Добиваться логичного изображения своих мыслей и представлений через эмоции.
«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»
1. Рпспознавать эмоции, изображенные на карточках.
2. Игра: «Угадай эмоцию».
3. Испорченный телефон.
4. Беседа «Словарь эмоций».
Цель: Учить различать эмоции (радость, страх, злость) по мимике и интонациям голоса. Упражнять детей в изображении этих эмоций, используя жесты, движения, голос.
Обогащать и активировать словарь детей понятиями, обозначающими разные эмоции.
«Сказки К. И. Чуковского»
1. Знакомство со сказкой «Муха-Цокотуха».
2. Беседа о настроении героев сказки.
3. Практическое задание: показать движениями Муху, Комарика, Паука используя мимику, жесты, интонацию.
Цель: Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. Развивать фантазию, интерес к творчеству. Добавлять к речи интонации для выразительной передачи образа, а также мимику и жесты.
Апрель
«Слава, слава Комару-победителю»
1. Отгадывание загадок.
2. Распределение ролей.
3. Работа над текстом.
Цель: Совершенствовать умение детей выразительно передавать образы героев. Развивать социальные навыки общения. Использовать в драматизации полученные знания о мимике, интонации и жесте.
«Эта замечательная сказка»
1. Рассказывание скороговорок.
2. Упражнение «Изобрази эмоцию».
3. Индивидуальная работа над ролями персонажей сказки (Мухи, Комара и Паука).
Цель: Продолжить работу над произношением, добиваясь четкости.
Создать благоприятный эмоциональный настрой, добиваться ответственного отношения к работе.
«На веселой полянке»
1. Упражнения-этюды, изображающие персонажей сказки.
2. Пантомимические упражнения.
Цель: Совершенствовать умения детей выразительно передавать образы персонажей.
«Мы любим сказки»
1. Выбор декораций, исполнение ролей в соответствии с музыкальным сопровождением.
2. Ряжение в костюмы.
3. Диалоги героев сказки.
Цель: Вызвать эмоциональный настрой на сказку, формировать серьезное отношение к полученной роли.
Май
«Муха – Цокотуха»
1. Репетиция спектакля.
2. Соединение всех героев сказки в единый ансамбль.
3. Закрепление диалогов главных героев.
Цель: Закреплять умения детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки. Добиваться свободного и непринужденного действия героев без зажимов и неуверенности.
Июнь Показ сказки «Муха Цокотуха»
Второй год обучения.
Сентябрь
«Пока закрыт занавес»
1. Вводная беседа.
2. Игровая программа.
Цель: Напомнить о занятиях прошедшего года – пусть дети вспомнят обо всем и поделятся впечатлениями. Воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками. Развивать внимание, память, наблюдательность.
«Сказку ты, дружок, послушай и сыграй»
1. Упражнение «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок»
2. Скороговорка.
3. Сказка «Зайчик и ежик».
Цель: Развивать умение детей дышать животом (диафрагмой) не поднимая плеч. Развивать правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать воображение, укреплять память и внимание детей.
Сказка «Зайчик и ежик»
1. Ритмопластика «Зайчики».
2. Репетиция сказки «Зайчик и ежик» братьев Гримм.
Цель: Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
Сказка Ш. Перро «Красная шапочка»
1. Чтение сказки.
2. Беседа о прочитанной сказке.
Цель: Познакомить детей со сказкой, предложить развернуто и образно ответить на вопросы. Отметить положительных и отрицательных героев, сформулировать по каким признакам они это определили.
Октябрь
Репетиция сказки «Красная шапочка»
1. Упражнение для голоса «Воробьи».
2. Беседа о театральной терминологии.
3. Репетиция сказки «Красная шапочка».
Цель: Продолжить работу над сказкой, обращая внимание детей на элементы актерской игры. Развивать внимание, наблюдательность, воображение и общительность детей.
Репетиция сказки «Красная шапочка»
1. Работа над дикцией.
2. Репетиция массовых фрагментов сказки.
Цель: Совершенствовать технику речи, добиваться правильной артикуляции.
Готовить детей к активным действиям в массовых сценах.
Репетиция сказки «Красная шапочка»
1. Работа над дыханием и дикцией.
2. Работа над голосом.
3. Репетиция музыкальных фрагментов (танец белочек, полет бабочек и шмелей и т. п.)
Цель: Активизировать внимание детей, развивать память.
Закрепить интонационные понятия (высокий и низкий голос).
Учить работать в коллективе, помогая друг другу.
«Театральные игры»
1. Игра «Веселые обезьянки».
2. Игра «Поварята»
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Ноябрь
«Действия с воображаемыми предметами»
1. Беседа по теме.
2. Игра «Что мы делаем не скажем, но зато мы все покажем».
Цель: Способствовать развитию достоверности действий и веры в вымысел. Учить действовать на сцене согласованно.
Репетиция сказки «Красная шапочка»
1. Упражнение на артикуляцию гласных и согласных.
2. Репетиция сцен с участием главных героев.
Цель: Продолжить работу над эпизодами сказки. Погружать детей в предлагаемые обстоятельства, добиваясь реалистичности образов.
Репетиция сказки «Красная шапочка»
1. Упражнения на дыхание и артикуляцию.
2. Работа над скороговорками.
Цель: Совершенствовать произношение, дикцию детей. Работать над сценой «Красная шапочка в лесу».
Игра на действие с воображаемыми предметами.
1. Упражнение со штангой.
2. Игра «День рождения».
Цель: Способствовать развитию чувства достоверности действий. Учить действовать на сцене согласованно.
Декабрь
Разыгрывание этюдов
1. Этюды на основе эмоций – радость, гнев, грусть,
удивление, страх, отвращение.
Цель: Учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.
Репетиция сказки «Красная шапочка»
1. Упражнение на дыхание, артикуляционная гимнастика, работа над голосом.
2. Репетиция эпизода «В гостях у бабушки».
Цель: Продолжить работу над дикцией и эпизодами сказки.
Совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей.
Ритмопластика
1. Беседа о театре.
2. Игры на развитие двигательных способностей: «Снеговик», «Баба-Яга».
Цель: Учить детей произвольно реагировать на музыкальный сигнал. Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.
Театрализованная игра «Угадай, что я делаю»
1. Беседа о театрализованной игре.
2. Игра «Угадай, что я делаю»
Цель: Развивать память и воображение детей.
Январь
Репетиция сказки «Красная шапочка»
1. Работа над техникой речи. Скороговорки.
2. Репетиция спектакля.
Цель: Сведение всех эпизодов сказки в единый спектакль. Совершенствовать актерское мастерство детей.
Репетиция сказки «Красная шапочка»
Цель: Репетиция с использованием музыки, света, костюмов, декораций. Совершенствовать актерское мастерство детей.
Спектакль «Красная шапочка»
Показ спектакля- творческий отчет по театральной деятельности. Видеозапись спектакля.
Февраль
Театральная игра
1. Беседа о прошедшем спектакле, подведение итогов.
2. Работа по технике речи: упражнение на дыхание и дикцию. Пластические этюды на зимнюю тематику.
Цель: Дети учатся анализировать свою деятельность, отмечать удачи и ошибки, чтобы в дальнейшем их не повторять.
Развивать зрительную и слуховую память, пластику, чувство ритма.
Театральная игра «Любитель – рыболов»
1. Этюд «Любитель-рыболов».
2. Разучивание песни Н. Старокадомского «Любитель-рыболов».
Цель: Развивать воображение, музыкальный слух, память, умение действовать с воображаемыми предметами.
Театральная игра «Одно и тоже по-разному».
1. Игра «Одно и тоже по-разному».
2. Игра «Превращение в предмет».
Цель: Развивать воображение детей, пластичность, фантазию.
Театральная игра «Кругосветное путешествие»
1. Знакомство с правилами игры.
2. Игра «Кругосветное путешествие»
Цель: Развивать фантазию детей, умение обосновать свое поведение. Проявлять себя в предлагаемых обстоятельствах.
Март
Ритмопластика
1. Игра «Конкурс лентяев».
2. Игра «Гипнотизер».
Цель: Учить детей равномерно размещаться по залу, двигаться, не сталкиваясь друг с другом.
Культура и техника речи
1. Творческие игры со словом: «Сочини сказку», «Ручной мяч».
2. Игры со скороговорками.
Цель: Развивать воображение детей, пополнять их словарный запас. Активизировать ассоциативное мышление.
Чтение сказки «Теремок»
1. Беседа о творчестве С. Я. Маршака.
2. Чтение сказки.
Цель: Обсуждение сказки, разбор характера героев, отметить, как можно передать характер мимикой и жестами.
Апрель
Обсуждение сказки «Теремок»
1. Беседа о прочитанной сказке.
2. Деление сказки на эпизоды.
3. Импровизация сказки.
Цель: Учить детей высказывать свое мнение о прочитанной сказке, импровизировать, передавая текст и действия героев.
Работа над эпизодами сказки «Теремок»
1. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных.
2. Повторение скороговорок.
3. Репетиция эпизодов сказки с импровизационным текстом.
Цель: Включать детей в импровизационное действие, закрепляющее навыки, полученные в процессе занятий по театрализации. Развивать воображение, память, фантазию.
Репетиция эпизода сказки «Теремок»
1. Работа над техникой речи (дыхание, дикция).
2. Репетиция 1 эпизода «Это что за теремок?»
Цель: Продолжить работу над импровизационным текстом сказки,
закреплять навыки, полученные ранее.
Театральная игра
1. Упражнение с предметами.
2. Упражнение со стульями
3. Игра «Руки-ноги».
Цель: Учить детей свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с другими детьми.
Май
Репетиция эпизодов сказки «Теремок»
1. Упражнение на опору дыхания «Эхо».
2. Репетиция эпизодов сказки.
Цель: Учить детей владеть дыханием, говорить на «опоре». Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер героев.
Ритмопластика, репетиция сказки «Теремок»
1. Упражнение «Ритмический этюд».
2. Игра «Считалочка».
3. Репетиция сказки.
Цель: Репетиция с использованием музыки, света, костюмов, декораций. Совершенствовать актерское мастерство детей.
Сводная репетиция сказки «Теремок»
Цель: Репетиция с использованием музыки, света, костюмов, декораций. Совершенствовать актерское мастерство детей.
Показ спектакля "Теремок" детям других групп.
Июнь
Беседа с родителями.
Отчет по театральной деятельности перед родителями, показ фото и видео. Рассказ о достижениях детей.
Достижения и результаты.
Два года мы с детьми занимались по программе «Путешествие в мир театра». У детей старшего возраста развивается интерес к сценическому искусству. Дети обучились имитационным движениям, звукоподражанию. Сформировалось умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции. Развиваются коммуникативные навыки и самостоятельность. Идет развитие внимания и образной памяти. Закрепляются выразительные приёмы создания образа своего героя в процессе инсценировок. С моей стороны поддерживалось стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
В подготовительной группе, дети уже самостоятельной организовывали театрализованную деятельности (играли, повторяли дома и в группе изучаемое сценическое представление). К концу года дети так втянулись в театрально-игровую деятельность, что стали самостоятельно придумывать и организовывать постановки простых сказок, играя в группе.
Таким образом, я наблюдаю достижение обучающимися стабильных положительных результатов в развитии творческих и музыкальных способностей и вижу гармоничное развитие личности ребенка.
За два учебных года (2019-2020 и 2020-2021) мы с детьми стали участниками международных конкурсов, в которых компетентными судьями были отмечены наши достижения на театральном поприще.
1. В мае 2019 года состоялся Международный конкурс – фестиваль «Сибирь зажигает звезды». Конкурс проходил на сцене ДК Калинина.
В жюри конкурса были:
- Актер театра и кино, режиссер-постановщик Центрального академического театра Российской Армии, Театра им. Ермоловой, Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (г. Москва) А. В. Размахов;
- Режиссер, актер театра и кино, продюссер (г. Москва) А. Шляпин;
- Кандидат педагогических наук заместитель заведующего кафедрой сценической речи МГИК (г. Москва) Н. П. Ганыш.
Мы участвовали в номинация Театральный жанр – Музыкальный театр, со сказкой «Кот в сапогах».
Награждены дипломом Лауреата 3 степени.
Номинация Театральный жанр – Литературно-Музыкальная композиция, сказка «Телефон» (дети средней группы). Дипломант 1 степени.
2. В апреле 2021 года мы участвовали в Международном фестивале – конкурсе искусств «Отражение».
Председателем конкурсной комиссии был Заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук, Лауреат премии «Золотая идея» Н. Кравченко.
Мы участвовали в номинации «Театр, категория до 7 лет», нашей конкурсной программой была сказка «Красная шапочка на новый лад». Награждены дипломом Лауреата 2 степени.