Татьяна Лобанова
Программа социального партнёрства с семьёй на 2019–2020 уч. г. г
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей и специалистов ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Публикация «Программа социального партнёрства с семьёй на 2019–2020 уч, г, г» размещена в разделах
Актуальность.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.
Цель: формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности, не ущемляя интересов друг друга, и объединяя усилия для достижения высоких результатов.
Задачи:
• установить добрые, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника группы;
• приобщать родителей к участию в жизни группы и обогащении предметно-развивающей среды;
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• приучать родителей творить, созидать вместе с ребенком и получать от этого удовольствие ;
• обогащать, расширять и повышать уровень знаний родителей в вопросах педагогики и психологии по мере их возникновения, учитывая индивидуальные особенности ребенка и умение применять их на практике;
• привлекать родителей к передаче положительного опыта в вопросах воспитания;
• добиваться получения положительных эмоций от совместно выполненной деятельности;
• постараться стать для родителей авторитетным помощником в вопросах воспитания и обучения.
Ожидаемые результаты программы.
• Увеличение роста посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• Проявление у родителей осознанного отношения к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Формирование теплых дружеских взаимоотношений между детьми, педагогами, родителями;
• Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, родительской компетенции.
Планирование работы по взаимодействию с родителями воспитанников
Сентябрь.
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание 1."Мы немного подросли". Психологические особенности возраста от 3 до 5 лет.
2.«Годовые задачи ДОУ»
«Задачи воспитания и обучения на учебный год» .
Лобанова Т. И.
Консультации и беседы Памятка «Возрастные характеристики детей 4-5 лет».
Консультация «Народные игры в кругу семьи».
Лобанова Т. И.
Информационные проспекты,
памятки. «С началом учебного года»
«Как одеть ребенка на прогулку ранней осенью»
«Игры осенью на прогулке»
Памятка «Спортивная форма на занятиях физической культурой». Лобанова Т. И.
Совм. Деят. детей и родителей Спортивное развлечение «Будь здоров». Лобанова Т. И.
Фотовыставки Выставка детских рисунков «Наш детский сад»
Фотовыставка «Осенняя прогулка» Лобанова Т. И.
Анкетирование родителей. «Музыкальное развитие ребёнка» Лобанова Т. И.
Привлечение родителей к жизни ДОУ Пополнение развивающей среды: принадлежности для ИЗО
Выставка осенних букетов и композиций «Королевство цветов» Лобанова Т. И.
Арсенова А. С. Ст. восп.
октябрь
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Семейный клуб «Моё солнышко»
Круглый стол «Развитие речи детей 3-5лет в условиях семьи и детского сада»
Консультации и беседы Консультация «Здоровьесберегающие технологии. Пальчиковая гимнастика».
Консультация «Личная гигиена дошкольника». Лобанова Т. И.
Информационные проспекты, памятки. Памятка «Искусство наказывать и прощать».
Информационный проспект «Закаливание. Как одеть ребенка на прогулку поздней осенью»
Памятка «Витамины для детей». Лобанова Т. И.
Совместная деятельность детей и родителей Спортивное развлечение «Будь здоров». Лобанова Т. И.
Фотовыставки «Цветы на праздник» Лобанова Т. И.
Анкетирование родителей. Тема: «Как вы заботитесь о здоровье вашего ребенка» Лобанова Т. И.
Привлечение родителей к жизни ДОУ Конкурс поделок «Веселый урожай»
Привлечь родителей к уборке листьев на участке Лобанова Т. И.
Ноябрь
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Семейный клуб «Моё солнышко»
Детско-родительский квест для детей и родителей «В поисках клада» Лобанова Т. И.
Консультации и беседы Консультация «О необходимости вакцинации против гриппа».
Консультация для родителей «Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни». Лобанова Т. И.
Информационные проспекты, памятки. Памятка «Формирование ЗОЖ у детей».
Информационный проспект «С Днём Матери!»
Лобанова Т. И.
Совместная деятельность детей и родителей Выставка творческих работ детей и пап Выставка детских рисунков «Моя милая мама»
Лобанова Т. И.
Фотовыставки Стенгазета «Мама – самый лучший друг!»
Выставка матрёшек «Русская матрёшка наша - нет ее на свете краше», Лобанова Т. И.
Анкетирование родителей. «Что вы делаете для развития речи вашего малыша?» Лобанова Т. И.
Привлечение родителей к жизни ДОУ Просмотр НОД в «день открытых дверей»
Семейный клуб «В гостях у русской матрёшки» Лобанова Т. И.
Декабрь
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Семейный клуб «Мое солнышко». Тема «Скоро новый год»
Родительское собрание: Круглый стол «Научим детей трудиться» Лобанова Т. И.
Консультации и беседы Консультация «Что за прелесть эти сказки!». Рекомендации о чтении сказок детям дома.
Консультация «Зимние забавы»
Консультация «Подкормка птиц зимой»
Консультация: «Профилактика простудных заболеваний у детей дошкольного возраста».
Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам Лобанова Т. И.
Информационные проспекты, памятки. Информационный проспект «Игры на зимней прогулке»
«Гуляем вместе с детьми, наблюдаем за окружающим»
Памятка «Зима»
Памятка «Безопасный Новый год». Лобанова Т. И.
Совместная деятельность детей и родителей Учим вместе с нами «Стихи к Новому году»
Привлечение родителей к совместному украшению группы к Новому году, изготовлению костюмов, новогодних подарков.
Утренник «Здравствуй, праздник Новогодний»; Лобанова Т. И.
Фотовыставки В. поделок «Зимнее царство»,
В. рисунков детей и родителей «Ёлочки зелёные»
Конкурс поделок к Новому году «Сказка в гости нам пришла»
Выпуск Новогодней газеты с приглашением на утренник. Лобанова Т. И.
Анкетирование родителей. «Давайте поиграем!» Лобанова Т. И.
Привлечение родителей к жизни ДОУ Расчистка дорожки от снега, перенос снега в определенное место для сооружения снежных построек, подкормка птиц
Привлечение родителей к оформлению группы и зала к Новому году.
Привлечение родителей к зимним постройкам на участке Лобанова Т. И.
Январь
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Семейный клуб «Моё солнышко» мастер-класс по квилингу «Морозные узоры» Лобанова Т. И.
Консультации и беседы Консультация: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста». Лобанова Т. И.
Информационные проспекты, памятки Наглядно – текстовая информация «Игры и забавы зимой»;
Папки – передвижки: «Зимние игры и развлечения»;«Как уберечься от простуды»;
Памятка «Как определить темперамент ребёнка?». Лобанова Т. И.
Совместная деятельность детей и родителей Спортивное развлечение «В мире много сказок» Лобанова Т. И.
Марухина Е. С.
Фотовыставки Фотовыставка «Зимние забавы»,
Выставка семейных рисунков «Спорт и я – лучшие друзья»,
Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!» «Как организовать выходной день с ребенком». Лобанова Т. И.
Анкетирование родителей. Анкета «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?» Лобанова Т. И.
Привлечение родителей к жизни ДОУ Участие в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц»
Семейный клуб «Техника «квилинг» для «Зимнего кружева»
Подготовить раскраски по народным сказкам Лобанова Т. И.
Февраль
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Семинар-практикум «Здоровье детей в наших руках»
Лобанова Т. И.
Консультации и беседы Консультация «Дыхательная гимнастика для профилактики простудных заболеваний».
Консультация: «Речевая культура ребенка рождается в семье».
Рекомендации «Играем язычком» (об артикуляционной гимнастике)
Консультация: «Роль подвижных игр в жизни дошкольников». Лобанова Т. И.
Информационные проспекты, памятки Информационный проспект «Этикет».«Можно, нельзя, надо» (о моральном воспитании ребенка);
Памятка «Отец как воспитатель».
Лобанова Т. И.
Совместная деятельность детей и родителей Выставка совместных рисунков мам и детей «Мой папа».
Лобанова Т. И.
Фотовыставки Выставка детских рисунков «Защитники Отечества»,
Фотовыставка «Мой папа – солдат»
Стенгазета «Вести с прогулки».
Лобанова Т. И.
Анкетирование родителей. «Физическое воспитание в семье» Лобанова Т. И.
Привлечение родителей к жизни ДОУ Реставрация книг и коробок для настольных игр
Пополнение уголка ИЗО
Семейный клуб «Растём как папа сильными, умными,
красивыми» Лобанова Т. И.
Март
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Педагогическая библиотека на тему: «Развитие связной речи дошкольников» Лобанова Т. И.
Консультации и беседы Консультация «Мамы разные нужны» Консультация: «Так ли важно рисование в жизни ребенка?».
Консультация: «Как правильно учить с детьми стихотворение». Лобанова Т. И.
Информационные проспекты, памятки Наглядно – текстовая информация «Роль искусства в развитии ребенка»;
Информационный проспект «Масленица». Лобанова Т. И.
Совместная деятельность детей и родителей «Учим вместе с нами» (стихи о маме)
Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей). Лобанова Т. И.
Фотовыставки Фотовыставка «Я бабушкин помощник»;
Выставка детских рисунков «Мама, солнышко мое»,
Лобанова Т. И.
Анкетирование родителей. Анкетирование родителей на тему: «Любит ли ваш ребёнок рисовать?» Лобанова Т. И.
Привлечение родителей к жизни ДОУ Утренник 8 Марта;
Семейный клуб спектакль силами родителей «Красная Шапочка»
Лобанова Т. И.
Апрель
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Семейный клуб «Моё солнышко» тема «Нетрадиционные способы изодеятельности» Лобанова Т. И.
Консультации и беседы Консультация «Такие полезные игры дома (игры на развитие сенсорных способностей ребенка)
Беседа «О совместном с детьми наблюдении за весенней погодой, явлениями, изменениями в природе».
Консультация: «Безопасность детей - забота взрослых».
Консультация: «Болезни грязных рук». Лобанова Т. И.
Информационные проспекты, памятки Памятка «Играем пальчиками»
Информационный проспект «Роль семьи в воспитании ребенка»;
Памятка «Компьютер и ребенок» Лобанова Т. И.
Совместная деятельность детей и родителей Учим вместе с нами. Подготовка детей к конкурсу чтецов «Весной навеянные строки»
Совместное создание в группе мини-огорода. Лобанова Т. И.
Фотовыставки Выставка детского творчества «Весна пришла!».
Фотовыставка «Смех полезен для здоровья»
«День птиц» Лобанова Т. И.
Анкетирование родителей. Анкетирование «Ваше мнение о работе ДОУ»; Лобанова Т. И.
Привлечение родителей к жизни ДОУ Развлечение «День смеха»;
Участие в спортивном мероприятии «День здоровья».
Семейный клуб «жаворонки прилетели»
Участие в акции «Сдай батарейку – спаси Планету»
Озеленение и благоустройство участка и территории совместно с родителями. Лобанова Т. И.
Май
содержание мероприятие ответственный
Родительское собрание Родительское собрание «Итоги года. Организация летнего отдыха детей»
Вручение благодарностей родителям, принимавших активное участие в жизни группы Лобанова Т. И.
Консультации и беседы Консультация: «Чем заняться детям летом?».
Беседа с родителями о предстоящем летнем периоде: требования к одежде, режим дня в летний период и др.
Индивидуальные беседы с родителями по возникшим вопросам.
Беседы с родителями, дети которых будут посещать детский сад в летний период. Лобанова Т. И.
Информационные проспекты, памятки «Что должен знать и уметь выпускник средней и второй младшей групп»;
«Ребенок в мире техники и технологии»; Лобанова Т. И.
Совместная деятельность детей и родителей Выставка рисунков на тему ««День Победы»,
Оформление альбома «Наша жизнь в детском саду!» Лобанова Т. И.
Фотовыставки Фотовыставка «Наша дружная семья – детский сад». Лобанова Т. И.
Анкетирование родителей. «Знаете ли вы своего ребёнка?» Лобанова Т. И.
Привлечение родителей к жизни ДОУ «День добрых дел» по благоустройству территории детского сада;
Семейный клуб «Вспомним всех поимённо»
Домашнее задание родителям на лето: сбор природного и бросового материала.
Участие в празднике «День семьи»
Лобанова Т. И.
Литература
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994, -235 с.
2. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. - М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, - 240 с.
3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Т. Н. Доронова, М. : «Сфера», 2002, С. 114
4. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. : Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
5. Яковлева Т. С. "Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду" - М. :Школьная Пресса, 2006г. ;
6. Павлова М. А., Лысогорская М. В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г. ;.Брязгунов И. П. «Научите детей не болеть» -Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004г. ;
7. Работа детского сада с семьей. Осипова Л. Е. «Изд. Скрипторий 2003», 2008.
8. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Солодянкина О. В. АРКТИ, 2004
9. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. Микляева Н. В. Айрис-пресс, 2006.
10. Работа ДОУ с семьей. Козлова А. В. ТЦ Сфера, 2004.
11. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа. Чиркова С. В. «Вако», 2012.
12. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей. Сертакова Н. М. «Учитель»