Лучший педагог года

Программа «В мире танца» для казачьего кадетского класса (16–18 лет)

Галина Сары
Программа «В мире танца» для казачьего кадетского класса (16–18 лет)

ПРОГРАММА

«В мире танца»

для казачьего кадетского класса «Ермак»

на 2018 – 2019уч. год

Направленность: художественно – эстетическое

Срок освоения: 2 года

Возраст учащихся:16 – 18 лет

Автор: Сары Галина Георгиевна

педагог дополнительного образования

высшая квалификационная категория

п. г. т. Уренгой – 2018 г.

Пояснительная записка

Публикация «Программа „В мире танца“ для казачьего кадетского класса (16–18 лет)» размещена в разделах

Танец как средство воспитания национального самосознания имеет огромное значение. Сведения о танцах разных народов и различных эпох необходимы, т. к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Занятия бальными танцами способствуют формированию правильной постановки корпуса, ног, рук, головы, развитию физических данных, выработки элементарной координации движений и актерскому мастерству. Вспомогательным средством овладения техникой и манерой исполнения бального танца являются элементы народного танца, классического танца, общеразвивающие и специальные тренировочные упражнения.

Танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение, также способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей. Развитию сложной ко-ординации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно сосудистой системы.

В современной педагогике не случайно обращаются к культуре и традициям казачества. Особое место в менталитете казаков занимают представления о казачьих традициях, среди которых выделяются свободолюбие, преданность воинскому долгу, коллективизм, взаимо-помощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и др.

В одном из своих выступлений В. В. Путин дал высокую оценку казачеству, как феномену российской культуры. «История казачества связана с верным служением Родине. Казак все-гда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением. В культурном наследии казаков наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Для реализации данного направления в общеобразовательной школе необходим целый комплекс программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания. В связи с этим был обновлен учебно-методический комплекс по хореографии, в частности разработана программа по изучению и освоению танцевальной культуры сибирского казачества.

Программа составлена в соответствии с документами:

• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795

• Федеральная целевая Программа развития кадетского образования на 2008 - 2018 годы.

• Комплексная программа «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи в ЯНАО на 2015 - 2018 годы" от 01.01. 2001г.

Изучение хореографии в школе, направлено на освоение культуры бального танца, которая включает в себя историко-бытовой, классический европейский танец и бальный танец на народной основе. Вспомогательным средством овладения техникой и манерой исполнения бального танца являются элементы народного танца, классического, современного танца, общеразвивающие и специальные тренировочные упражнения. Изучение хореографии рас-сматривается как средство физического, эстетического и этического воспитания.

Программа по хореографии «В мир танца» гармонично дополнила и расширила содержа-тельную базу учебно-методического комплекса по хореографии в кадетской общеобразова-тельной школе.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназна-чена для учащихся казачьих кадетских классов общеобразовательной школы. Специфика данной программы позволяет комплексно решать задачи духовно-нравственного и граждан-ско-патриотического образования и воспитания.

Цель: способствовать развитию творческого потенциала учащихся, формированию нравственно-эстетических и патриотических идеалов личности, в процессе обучения искус-ству хореографии.

Задачи:

1. Развитие творческого воображения, художественного мышления на основе знаком-ства с танцевальной культурой сибирского казачества.

2. Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей по средствам овладения и освоения элементов народного танца.

3. Обучение пониманию образного языка танца в сочетании с музыкой, с учетом культурно-исторического своеобразия традиционной культуры казачества.

4. Воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореогра-фического искусства, пробуждение в них гражданской и творческой инициативы, уважи-тельного отношения к культурному наследию российского казачества.

Программа по хореографии для казачьих кадетских классов «В мире танца» ориентирована на возрастные особенности учащихся (10 - 11 класса). Изучение танцевальной культуры си-бирского казачества осуществляется во взаимосвязи теоретического и практического мате-риалов. Учебный процесс, постановочная и репетиционная работа в рамках данной программы должны сопровождаться беседой о специфике традиционной культуры сибирского казачества, о роли танца в повседневной жизни кадетов. Практико-ориентированные занятия по изучению хореографической лексики и манеры исполнения в сочетании с теоретическим материалом позволят обеспечить комплексное изучение танцевальной культуры.

В связи с тем, что данная программа дополняет и расширяет учебно-методический комплекс по изучению хореографии, ее содержание рассчитано на два года обучения и пред-назначено учащимся, имеющим начальную хореографическую подготовку.

Виды и формы организации учебного процесса

В зависимости от педагогических задач следует выделить основные виды занятий по хореографии в рамках реализации данной программы :

Обучающее занятие: основная задача - освоение отдельных элементов и танцевальных комбинация. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности. Данный вид занятия по хореографии находит наибольшее применение на этапах начальной, специальной и углубленно-специальной подготовки при освоении новых композиций.

Тренировочное занятие: закрепление движений, танцевальных композиций и манеры исполнения направлены на совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений. По сравнению с обучающим занятием тренировочное является более узконаправленным.

Показательное занятие : своеобразная форма промежуточного контроля и в тоже время, особенности содержания данного занятия способствуют развитию творческой инициативности учащихся.

Выступление учащихся на школьных и поселковых мероприятиях, различных конкурсах, а также отчетный концерт с участием казаков в конце года. Помимо обще учебных занятий по хореографии реализация содержания данной программы также осуществляется в рамках постановочной и репетиционной работы.

Занятия проходят 3 раза в неделю по 40 минут.

Формы контроля в казачьем классе :

Текущий контроль - осуществляется поурочно в течение учебно-тренировочной работы.

Промежуточный контроль - осуществляется в форме показательного занятия по итогам по-лугодий.

Итоговый контроль - осуществляется по итогам концертной и конкурсной деятельности.

Критерии освоения содержания программы

- постановка корпуса (правильная осанка, апломб);

- постановка рук (соблюдение позиций и промежуточных положений);

- постановка ног (работа стопы, мышечная сила ног, соблюдение позиций);

- координация всего двигательного аппарата, и музыкально-ритмическая координа-ция движений;

- грамотное исполнение движений и танцевальных комбинаций;

- музыкальность, танцевальность, эмоциональность:

- манера и характер.

Ожидающие результаты

Знать:

особенности танцевальной культуры сибирских казаков в историческом контексте;

особенности фольклора сибирского казачества;

особенности одежды и стилистику сценического казачьего костюма.

Уметь:

сознательно управлять своим телом, координировать работу всего двигательного ап-парата при исполнении танцевальных движений и композиций;

обладать пластикой и выразительностью движений в соответствующей народной ма-нере;

свободно и уверенно чувствовать себя на сцене.

Владеть:

навыком ансамблевого исполнения;

культурой общения с партнером по сцене;

эмоциональной отзывчивостью и манерой исполнения.

Воспитание через танец, ритмической координации движений, силы, ловкости, было одной из важнейших функций танца в культуре казачества. В связи с этим следует выделить наиболее самобытную форму танцевальной культуры казаков – военные танцы. Помимо во-енных танцев, следует отметить и общерусскую направленность танцевальной культуры сибирского казачества. Обряды, народные праздники, игрища сибирских казаков имеют славянские корни, поэтому следует отметить их идентичность праздникам и обрядам русского населения. В связи с этим, основу танцевальной культуры казаков составляет русский народный танец со стилистическими особенностями сибирского региона, и особым характером исполнения, свойственным духу казачества.

Таким образом, казачьи танцы можно разделить на две группы. Одну составляют общерус-ские танцы, другую – самобытные военные танцы.

Первая группа представлена разными жанрами, их специфика и манера исполнения определяется региональными особенностями русского народного танца.

Вторая - представлена преимущественно военной пляске.

Содержание программы базируется на учебно-методических пособиях, в которых большое внимание уделяется стилистическим особенностям русского народного танца в со-ответствии с их региональной и областной спецификой, в частности подбор содержания осуществлялся в рамках стилистики русского народного танца сибирского региона. За осно-ву были взяты: Климов А. Основы русского народного танца, Тарасова Н. Б. Теория и мето-дика преподавания народно-сценического танца, Зацепина К. Народно-сценический танец, Ткаченко Т. Народный танец, Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца.

Первый год обучения

Танцевальная азбука.

Вводная часть урока посвящена беседам о дисциплине, внешнем виде, гигиене и технике безопасности на уроках хореографии.

Разучивание движений и танцевальных композиций сопровождается беседой о специфике традиционной культуры сибирского казачества, о роли танца в повседневной жизни сибирских казаков. Краткая характеристика эпохи, особенности обрядовой и праздничной культуры, стилевые особенности и манера исполнения танца, описания костюма - все это позволит комплексно подойти к изучению танцевальной культуры сибирских казаков и обеспечит понимание характера казачьих плясок.

Элементы хореографической азбуки (основы русского народного танца)

Основные положения рук.

1. Подготовительное положение - обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

2. 1-е положение - обе руки согнуты в локтях, кисти с кулачками на талии.

3. 2-е положение - обе руки подняты вперед на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.

4. 3-е положение - обе руки раскрыты в стороны на уровне груди, локти свободны, ладони слегка повернуты вверх, пальцы вытянуты и собраны вместе.

5. 4-е положение - обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются к корпусу (женское).

Основные позиции ног.

1. Пять прямых позиций: 1-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутрен-ними сторонами стоп; 2-я - обе ноги поставлены параллельно на расстоянии друг от друга; 3-я - обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, каблук одной ноги находится на середине стопы другой; 4-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы; 5-я - обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом, каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

2. Четыре свободные позиции: аналогичны 1,2,3 и 4 закрытым позициям, лишь с той разницей, что носки стоп слегка разведены в стороны.

3. Две закрытые: 1-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе, пят-ки разведены в стороны; 2-я - обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на рас-стоянии стопы между носками, пятки разведены в стороны.

Элементы русского народного танца (характерные для казачьих плясок).

1. Раскрывание и закрывание рук: а) одной руки, б) двух рук, в) поочередное раскры-вание рук, г) переводы рук из одного положения в другое.

2. Поклоны: а) на месте без рук и с руками, б) поклон с продвижением вперед и назад.

3. Шаг простой (бытовой); а) вперед с каблука, б) с носка.

4. Простой русский шаг; а) назад через полупальцы на всю стопу, б) с притопом и продвижением вперед, в) с притопом и продвижением назад.

5. Припадание в сторону по з-й свободной позиции, в перед и назад по 1-й прямой.

6. Шаг с притопом "в две ножки" - с припаданием на одну ногу и легким притопом другой ноги, по первой прямой позиции (на месте и с продвижением).

7. Подскоки на месте, с продвижением вперед и назад.

8. Боковой бег в правую и левую стороны (галоп).

9. Боковые перескоки по 1-й прямой позиции с переступанием.

10. Боковые перескоки по 3-й свободной позиции с переступанием и выносом ноги в перед на ребро каблука.

11. Перескоки с ноги на ногу на всю стопу (подготовка к дробям).

12. "Ковырялочка" с двойным притопом и тройным притопом.

13. Повороты на трех шагах в правую и в левую стороны.

14. "Ключ" простой (с переступаниями).

15. Хлопки и хлопушки (для мальчиков) : одинарные, двойные, тройные - фиксирую-щие и скользящие удары (в ладоши, по бедру и по голенищу сапога).

16. Присядки (для мальчиков).

а) подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз) по 1-й прямой и сво-бодной позициям.

б) Подскоки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям "Мячик".

в) Присядки на двух ногах по 1-й прямой и свободной позициям, с вынесением ноги на каблук вперед и в сторону.

Трюковые элементы (шермиции) - упражнения с предметами (пика, сабля, нагайка).

а) вращение пики двумя руками, на месте базовый элемент;

б) вращение сабли ("восьмерка" перед собой,

в) прыжки, через нагайку двумя ногами вперед и обратно.

Элементы бального танца.

1. Вальсовый шаг.

2. Окошко

3. Волна

4. Повороты на месте и с продвижением.

6. Скрестный шаг.

7. Боковой шаг в правую и левую стороны.

8. Квадрат вправо и влево.

9. Крест

10. Вращение по диагонали.

Элементы современных танцев.

1. Выпады по линии.

2. Колесо.

3. Колечки.

4. Волчок простой и с переходом.

5. Шаги с выпадом по диагонали.

6. Высокие махи и низкие.

Танцевальные комбинации, этюды.

Упражнения на ориентировку в пространстве: движение в колонны по одному с раз-ных сторон по диагонали, с переходом в центре "через одного"; перестроение из одного кру-га в два; перестроение из двух кругов в "корзиночку". В процессе перестроений выполняют-ся разновидности танцевального шага (шаг с притопом в "две ножки", подскоки, припадания, шаг имитирующий наездника, боковой шаг "галоп"). Эти упражнения способствуют развитию умения свободно ориентироваться на сценической площадке.

Танцевальные комбинации и этюды развивают музыкально-двигательную координацию, выразительность поз, силу и выносливость; формируют навык четкого и грамотного перехода от одного движения к другому.

Второй год обучения

Танцевальная азбука.

Изучение хореографической лексики продолжает сопровождаться беседами о специфике традиционной культуры сибирского казачества, о роли танца в повседневной жизни сибир-ских казаков. Краткая характеристика эпохи, особенности обрядовой и праздничной культу-ры, стилевые особенности и манера исполнения танца, описания костюма - все это позволит комплексно подойти к изучению танцевальной культуры сибирских казаков и обеспечит понимание характера казачьих плясок.

Элементы хореографической азбуки.

Упражнения у станка.

1. Подготовка к началу движения (preparation).

2. Переводы ног из позиции в позицию:

а) скольжением стопой по полу,

б) броском работающей ноги на 35о,

в) поворотом стопы.

3. Приседания по 1-й, 2-й и 3-й открытым позициям:

а) полуприседания (demi-plies,

б) полное приседание (grand plies).

4. Выведение ноги на носок, каблук, носок (battements tendus) из 1-й и 3-й открытых позиций вперед, назад и в сторону:

а) с полуприседанием в исходной позиции,

б) и в момент перевода работающей ноги на каблук.

5. Маленькие броски (battements tendus jetes) в перед, в сторону и назад из 3-й откры-той позиции:

а) с одним ударом стопой по 3-й позиции,

б) с полуприседанием на опорной ноге в момент броска.

6. Подготовка к "веревочке", скольжение работающей ноги по опорной

а) в открытом положении на всей стопе,

б) в открытом положении с проскальзыванием по полу на опорной ноге.

7. Опускание на колено на расстоянии стопы от опорной ноги

а) из 1-й прямой позиции,

б) с шага.

8. Растяжка из 1-й прямой позиции в полуприседании и полное приседание на опор-ной ноге, стоя лицом к станку.

Элементы русского народного танца (характерные для казачьих плясок).

Упражнения на середине.

1. Поочередное раскрывание рук (приглашение).

2. Движение рук с платком (для девочек) : перевод рук из подготовительного положе-ния в 1-е, в 3-е и 4-е.

3. Характерные положения рук для девочек:

а) руки скрещены ниже груди и свободно прикасаются к корпусу.

б) правая рука в первом основном положении, пальцы левой руки лежат на тыль-ной стороне правой кисти.

4. Характерные положения рук для мальчиков:

а) правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину.

5. Переменный шаг:

а) переменный с притопом и продвижением в перед и назад,

б) с фиксацией одной ноги около икры другой и продвижением вперед и назад.

6. Танцевальный бег

а) бег с отбрасыванием согнутых ног назад.

б) бег с поднятием согнутых ног вперед.

7. Боковое припадание с двойным ударом полупальцами сзади опорной ноги.

8. Перескоки с ноги на ногу по 3-й свободной позиции и продвижением в сторону.

9. Поочередное выбрасывание ног перед собой или крест на крест, на носок или ребро каблука. На месте и с отходом назад.

10. "Моталочка" :

а) на полупальцах (для девочек,

б) на всей стопе (для мальчиков).

11. "Ковырялочка" с подскоком.

12. Дробные движения:

а) тройная дробь (поочередные выстукивания всей стопой) наместе и с продви-жением,

б) простая дробь полупальцами на месте,

в) дробная дорожка каблуками и полупальцами на месте и с продвижением.

13. Присядки (для мальчиков) :

а) присядка с выбрасыванием ноги на ребро каблука вперед и в сторону по 1-й прямой и открытой позициям,

б) присядка с выбрасыванием ноги на воздух вперед и в сторону,

в) присядка с продвижением в сторону и выбрасыванием ноги на каблук и на воздух.

14. Хлопки и хлопушки (для мальчиков) :

а) удары руками по голенищу сапога спереди и сзади с продвижением вперед, на-зад и в сторону,

б) фиксирующие удары по подошве сапога, по груди, по полу,

в) по очередные удары по голенищу сапога спереди и сзади,

г) по голенищу сапога спереди крест накрест.

15. Прыжки с обеих ног (обе ноги согнуты коленями назад.

Элементы бального танца.

1. Раскрывание и закрывание рук: работа по точкам

2. Поклоны: а) на месте без рук и с руками, б) поклон с продвижением вперед и назад.

3. Вальсовый шаг.

4. Окошко

5. Волна

6. Повороты на месте и с продвижением.

7. Скрестный шаг.

8. Боковой шаг в правую и левую стороны.

9. Работа в паре.

10. Квадрат вправо и влево.

11. Крест

12. Выпады

13. Повороты на трех шагах в правую и в левую стороны.

14. Вращение по кругу.

15. Вращение по диагонали.

Элементы современных танцев.

1. Выпады по линии.

2. Колесо на одну руку.

3. Колечки.

4. Волчок простой и с переходом.

5. Шаги с выпадом по диагонали.

6. Высокие махи и низкие.

7. Рондад.

Танцевальные комбинации, этюды.

На втором году обучения танцевальные комбинации усложняются, за счет увеличения коли-чества движений и музыкального темпа. Вводятся более сложные трюковые элементы, прыжки, присядки с усложненными хлопками и хлопушками. Усложняются вращения, дро-би, трюковые элементы, трюки с предметами характерные казачьим пляскам.

Продолжается работа над пластичностью и выразительностью рук, работа над чистотой, сво-бодой и выразительностью исполнения с использованием более сложных сочетаний движе-ний, а также их активностью и точностью координации при исполнении сложных танцевальных элементов и трюков.

Большое внимание уделяется характеру и манере исполнения, в танцевальных композициях учащиеся должны уметь передать образ "война - защитника", гордость и независимость каза-ков.

Учебный план

п/п Наименование разделов 1год 2 год

1. Танцевальные экзерсисы у станка и на середине 15 10

2. Партерный экзерсис: гимнастика и акробатика 15 10

3. Современная хореография 15 15

4. Народная хореография 20 25

5. Бальные танцы 15 20

6 Трюковые элементы 10 10

7 Постановочные работы 13 13

8. Отчет и диагностика 2 2

Итого: 105 105

Методическое обеспечение дополнительно

образовательной программы

Реализация программы предполагает освоение личностно - ориентированных технологии обучения и воспитания: технологии мастерских, технологии разно уровневого обучения.

Приоритет отдается активным формам преподавания: репетиционной и концертной деятель-ности (выступления на школьных и поселковых праздниках, участие в конкурсах, выступле-ния перед родителями, отчетные концерты).

Основные формы работы с детьми: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Дидактический материал, используемый, в ходе работы по программе, представляет собой следующее:

Тематические подборки иллюстраций, фотографий;

Использование ИКТ;

Методическая литература, разработки занятий, видеоматериалы на DVD, сценарии отчетных концертов;

Различные атрибуты; (зонты, веера, цветы, стулья).

Материально-техническое обеспечение предполагает наличие хореографического класса (помещения для занятий, станка, зеркала, аудио телеаппаратуры.

Формы подведения итогов обучения: зачетная система, выступления на школьных и посел-ковых праздниках, участие в конкурсах, выступления перед родителями, отчетные концерты.

Литература

1. Гафт А. М. Исправление дефектов осанки на занятиях хореографией. Профилактика трав-матизма. Самомассаж. Ханты-Мансийск, 1997.

2. Горский В. А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. №7.

3. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. М., 2004.

4. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Этюды. М., 2004.

5. Есаулов И. Г. Устойчивость и координация в хореографии. Ижевск, 1992.

6. Зацепина К. и Климов А. Народно-сценический танец. М., 1976.

7. Захаров Р. Страницы педагогического опыта. М., 1983.

8. Казачество в истории России : материалы всерос. науч. -практ. конф. (3-4 окт. 2007 г., Мо-сква, Казачество Сибири : от Ермака до наших дней (история, язык, культура) : матер. междун. науч. -прак. конф. (Тюмень, 31 октября 2009).

9. Кашина Н. И. Музыка в системе воспитания и образования казачества Урала и Оренбур-жья : история и современность: монография. Екатеринбург, 2011.

10. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.

11. Кукушин В. С. Современные педагогические технологии / пособие для учителя. Ростов-на-Дону, 2003.

12. Лукьянова Е. А. Дыхание в хореографии. М., 1979.

13. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика: учеб. по-собие. СПб., 2006.

14. Тарасова Н. Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца., СПб. 1996.

15. Ткаченко Т. Народный танец. М., 1967.

Интернет источники

1. https://do2.gendocs.ru/docs/index-428579.html

2. https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3ad68a4c43a88421316c36_0.html

3. https://www.jurnal.org/articles/2008/ped40.html

4. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-i-netraditsionnye-pedagogicheskie-tehnologii-v-obuchenii-shkolnikov-horeografii

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра для учащихся 3 класса «В мире сказок» ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «В МИРЕ СКАЗОК» 3 класс Цель: развитие познавательной активности учащихся. Задачи: - развивать любознательность,.

Программа внеурочной деятельности по ПДД «Я — пешеход и пассажир» для 3 класса Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. о. Электросталь УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «СОШ №.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…. 3 2. Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по математике для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Математика» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по музыке для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Музыка» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций.

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • познавательная цель, которая предполагает ознакомление учащихся с.

Рабочая программа по технологии для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Технология» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Программа по патриотическому воспитанию для учащихся 1 класса Воспитательная программа по патриотическому воспитанию Для учащихся 1 класса Сроки реализации – 1 год Пояснительная записка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «В мире танца» для казачьего кадетского класса (16–18 лет)
Опубликовано: 2 октября 2018 в 21:28
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД