Светлана Тютрина
Программа «Волшебный мир звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В работах И. Н. Садовниковой, С. Я. Рубинштейн имеются сведения о влиянии неязыковых психических процессов на речевое развитие детей. Авторы установили связь между несформированностью мыслительных процессов и нарушениями как устной, так и письменной речи. Задержка одного из компонентов (мышления или речи) может вызвать задержку всего процесса развития или даже его остановку. Взаимосвязь речи и мышления реализуется на всех этапах порождения речевого высказывания (мотивационном, смысловом, языковом, сенсомоторном) и затрагивает все компоненты речевой системы. Так, фонематический слух, представляющий собой умение выделить из потока звуков окружающего мира, дифференцированно воспринять и запомнить определённые смыслоразличительные признаки родного языка, является результатом совокупной деятельности слухового анализатора, речеслухового внимания, памяти и интеллекта. Для правильного овладения закономерностями фонематической системы усваиваемого языка необходимо, чтобы операции фонематического анализа и синтеза были сформированы у ребёнка не только во внешнем (речевом, но и прежде всего, во внутреннем плане по представлению. Это обеспечивается за счёт сохранности операционального компонента мышления. Следовательно, ошибки фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста могут быть обусловлены различными языковыми факторами, а также недостаточностью интеллектуальной деятельности. Очевидной стала необходимость расширения рамок традиционной корекционно – логопедической работы по преодолению фонематических нарушений и включения в неё специального пропедевтического этапа, на котором будет осуществляться формирование базы мыслительных процессов, необходимых для овладения сложными операциями фонематического анализа и синтеза.
Публикация «Программа „Волшебный мир звуков“» размещена в разделах
Новизна данной программы основывается на современных отечественных психолого-педагогических исследованиях, доказавших наличие связи между уровнем развития базовых мыслительных операций и состоянием фонематических процессов. Учитывая эти данные в содержание программы коррекционно-логопедической работы «Волшебный мир звуков» включён пропедевтический этап, направленный на формирование базы мыслительных процессов, необходимой для овладения сложными операциями фонематического анализа и синтеза.
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи, коррекцию недостатков в их речевом развитии.
Исходной методологической основой программы являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л. Ф. Спировой, Е. Ф. Соботович, Л. Н. Ефименковой, Г. В. Гуровец, Л. В. Лопатиной, С. Г. Шевченко, Н. В. Самоукиной, Г. Г. Голубевой, О. И. Тушкановой, Р. И. Лалаевой, Л. Ф. Тихомировой, Л. В. Венедиктовой.
Цель программы: преодоление нарушений фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Программа предназначена для детей с общим недоразвитием речи 5-6 лет.
Продолжительность курса: 14 часов (42 занятия по 20 минут).
Направления работы.
Программа коррекционно-развивающей работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает выявление у детей 5-6 лет с ОНР уровня развития базовых мыслительных операций и продуктивных типов понятийного мышления; сформированности навыков фонематического анализа, синтеза и представлений;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОНР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий коррекции, развития и социализации воспитанников;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОНР, с родителями (законными представителями, педагогическими работниками;
профилактическая работа способствует предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с общим недоразвитием речи. Профилактическое направление охватывает работу учителя-логопеда через организацию профилактической работы с педагогами детского сада и родителями. Работа осуществляется в течение всего учебного года. Используются разные формы работы педсоветы, творческие гостиные, семинары-практикумы, круглые столы т. д.
Ожидаемый результат:
Сформированность наглядно – образного мышления:
Сформированность перцептивных навыков анализа и синтеза.
Умение решать задачи в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации.
Сформированность связи слово – образ – графическое изображение.
Сформированность умения перекомбинировать зрительные образы, учитывая их отличительные свойства.
Сформированность понятийного речевого и образного типов мышления:
Умение действовать в уме путём оперирования образами, наглядными схемами.
Умение осуществлять мысленное расчленение на составные части.
Умение осуществлять группировку в соответствии с задачей.
Умение пользоваться символами, знаками, условными обозначениями, выполняющими замещающую функцию.
Сформированность восприятия устной речи на фонематическом уровне:
Сформированность навыка аудирования (направленного восприятия звуков речи, умение слушать и слышать речевой материал.
Сформированность правильного артикуляционного уклада с использованием зрительной опоры, тактильных и кинетических ощущений.
Умение распознавать дефектное произношение, аналогичное собственному, в чужой речи.
Сформированность восприятия устной речи на фонологическом уровне:
Выделение данного звука на фоне слогов, слов.
Определение первого или последнего звука в слоге, в слове.
Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
Определение места звука по отношению к другим звукам в слове.
Умение определять количество звуков в слоге, в слове.
Дифференциация оппозиционных звуков (по звонкости – глухости, мягкости – твёрдости, свистящие – шипящие, сонорные звуки Р-Л).
Умение составлять слова из последовательно названных звуков.
Составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.
Подбор слов с заданным звуком
Подбор слов с определённым звуком в заданной позиции.
Владение условными обозначениями, символами, умение соотносить слово со схемой.
Самоконтроль при выполнении задания.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Работа по формированию операций фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР должна быть систематической и комплексной, осуществляться поэтапно.
1-ый этап - пропедевтический. [/i] Его цель: формирование базовых мыслительных операций и развитие продуктивных типов понятийного мышления.
В рамках данного этапа работа осуществляется по следующим основным направлениям:
1) развитие наглядно-образного мышления;
2) развитие понятийного речевого и образного типов мышления.
2-ой этап - основной. Его цель: развитие фонематических процессов.
Направления работы:
1) формирование восприятия устной речи на фонематическом уровне;
2) формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне:
• развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем):
уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
выделение звука на фоне слога;
выделение звука на фоне слова.
• развитие фонематического анализа и синтеза:
работа с опорой на материализацию (использование вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек);
опора на речевое проговаривание;
на основе представлений, без опоры на вспомогательные средства и проговаривание.
Учебный год в логопедической старшей группе для детей с общим недоразвитием речи начинается первого сентября и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль, март;
III период — апрель, май.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
2-я половина мая – диагностическое обследование по итогам учебного года.
Форма организации образовательной деятельности – подгрупповая (по 5-6 детей). При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения. Предусматривается проведение следующих видов подгрупповой образовательной деятельности.
В ПЕРВОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ:
- формирование базовых мыслительных операций и развитие продуктивных типов понятийного мышления.
ВО ВТОРОМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ:
- формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.
В ТРЕТЬЕМ ПЕРИОДЕ ОБУЧЕНИЯ:
- формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.
Продолжительность подгрупповой образовательной деятельности 20 минут.
Подгрупповая образовательная деятельности с детьми проводится в дневное время и один раз в неделю во вторую половину дня.
Программа предусматривает вечерние консультации для родителей один раз в неделю.