Получи документы

Программа экспериментального проекта по познавательной деятельности «В стране умных игр»

Ирина Подойникова
Программа экспериментального проекта по познавательной деятельности «В стране умных игр»

Программа

экспериментального проекта

по познавательной деятельности

МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок»

«В стране умных игр»

Срок исполнения работы:

Сентябрь 2021г. – август 2022г.

Принят на

педагогическом совете

№ 1 от. 08.2021 г.

Творческая группа:

Ишмуратова С. В,

Андреева А. В. ,

Подойникова И. М.

.

пгт. Крапивинский, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

1.1. Актуальность …. 3

1.2. Творческая группа …. 4

1.3. Сроки исполнения работ …. 4

Публикация «Программа экспериментального проекта по познавательной деятельности „В стране умных игр“» размещена в разделах

1.4. Цели … 4

1.5. Задачи … 4

1.6.

Методы и приемы организации познавательной деятельности …. 5

1.7. Ожидаемый результат …. 5

II. Содержание педагогической работы

2.1. Перспективное планирование работы с детьми … 6-7

2.2. Перспективное планирование работы с родителями … 8

2.3. Перспективное планирование работы с педагогами … 9

Методическое обеспечение … 10

Мониторинг …. 11

Приложение …. 12

Уровень: ДОУ

База: МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок»

Экспертный объект Контрольный объект

МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок» Подготовительная к школе группа

В МБДОУ «Крапивинский детский сад «Светлячок» с01.09.2021г. началась экспериментальная работа по познавательному развитию, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

«Математика … выполняет порядок,

симметрию и определённость.

А это важнейшие виды прекрасного»

I.Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.

Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.

Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Для более качественного и быстрого процесса обучения старшего дошкольника логическим операциям и нужны дидактические игры и упражнения.

Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. От ребенка, пришедшего в первый класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического мышления, необходимый для успешного усвоения программы. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте

1.2. Творческая группа:

Ишмуратова Светлана Викторовна – старший воспитатель;

Андреева Анна Викторовна – воспитатель;

Подойникова Ирина Михайловна – воспитатель.

1.3. Сроки исполнения работ:

Сентябрь 2021г. – август 2022г.

1.4. Цель:

Развитие логического мышления, формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

1.5. Задачи:

1. Формировать логических приемов умственных действий у дошкольников: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

2. Развивать у детей: речи (умения рассуждать, доказывать, произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитывать: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

1.6. Методы и приемы организации познавательной деятельности :

Методы:

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников педагоги используют следующие методы:

1. элементарный анализ (установление причинно- следственных связей);

сравнение;

2. метод моделирования и конструирования;

3. метод вопросов;

4. метод повторения;

5. решение логических задач;

6. экспериментирование и опыты.

Среди приёмов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

- индивидуализация и активизация обучения;

- игры и игровые ситуации.

Занятия с дошкольниками к кружке проводятся в игровой форме, так как ведущим видом деятельности дошкольников является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений и развитию логических операций используемые в программе можно разделить на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествия во времени.

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление.

1.7. Ожидаемый результат:

Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.

II. Содержание педагогической работы

2.1. Перспективное планирование работы с детьми

Месяц Название Цель

Сентябрь Игра: «Посчитаем с гномами» Счет в пределах десяти.

Порядковые числительные.

Понятия: первый, последний,

сложение, вычитание.

Конус. Игра «Волшебный

мешочек».

Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему» закреплять навыки порядкового счета

Октябрь Игра: «Состав чисел из

единиц»,

«Путешествие на

поезде»

Упражнять отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Учить ориентироваться в пространстве.

Игра «Сделай столько же движений» упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

Ноябрь Игра: «Весёлые человечки». Развивать пространственные представления, развивать умение внимательно относиться к действительности, анализировать её. Учить детей соотносить изображение и действие своего тела под музыкальное сопровождение

Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?» Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

Игра «Измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?» Упражнять определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер.

Декабрь Графические умения. Игра «Будь внимательным» Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Развивать умения ориентироваться на листе в клеточку (графический диктант)

Игра «Найди парную картинку» учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур.

Январь Игра «Сравни и заполни» Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах.

Задачи на смекалку. Упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление.

Пирамида, цилиндр. Игра «Целое-часть» Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения

Февраль Игры – путешествие во времени. Закрепить знания детей о днях недели. Игра: «Что сначала, что потом». Предметы ближайшего окружения, по определению их свойств (тонет, плавает, горит, рвется, мнется, и т. д

Игра «Палочки можно складывать» Упражнять ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными

Март Игра «Подбери фигуру» Продолжаем анализировать фигуры по одному, двум, трём признакам, учимся устанавливать закономерности в наборе признаков.

Математические задачки Закрепить навыки ориентировки в пространстве (справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10

Апрель Игра «Где какие фигуры лежат»

Игра «Найди фигуру». Закреплять представления о геометрических фигурах.

Логическая задача на цветовую последовательность Продолжать учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно

Май Итоговое занятие «Я математик!» Цель: - Закрепить умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; - Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ; - Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;

2.2. Перспективный план по работе с родителями

сентябрь

1 Консультация для родителей «Зачем детям математика»

октябрь

1 Беседа «Веселые занятия дома по ФЭМП»

ноябрь

1 Консультация для родителей «Математические игры»

2 Фотовыставка «Изучаем математику в детском саду».

декабрь

1 Тематическая консультация «Правое и левое. Как научить ребенка не путать стороны»

январь

1 Выставка творческих работ «Веселые формы» (поделки из геометрических форм).

февраль

1 Анкетирование по ФЭМП.

март

1 Консультация для родителей «Роль д/и по фэмп для детей»

апрель

1 Информация для родителей в родительский уголок «Занимательная математика»

май

1Участие родителей в фотовыставке «Изучаем математику дома»

2.3. Перспективное планирование работы с педагогами

Сентябрь

- Консультация «Как сформировать познавательный интерес к математике у дошкольников»

Октябрь

-Консультация «Что должен знать ребенок о времени»

Ноябрь

-Консультация «Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр».

Декабрь

-Мастер класс для педагогов «Развивающие игры В. В. Воскобовича»

Февраль

-Консультация «Как создать предметно-пространственную среду для математического развития детей»

Март

-Мастер класс для педагогов - «Развитие логического мышления у детей 6-7 лет»;

Апрель

-Проведение занятий с использованием дидактических игр

Май

-Консультация «Значение формирования математических представлений в повседневной жизни.

Методическое обеспечение

1. К. В. Шевелев «Путешествие в мир логики» Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М. ; Ювента, 2015г

2. Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день. - Ярославль, Академия развития, 2010г.

3. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет» - М. :ТЦ Сфера, 2015 г.

4. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М., 1990г. ;

5. Перова М. Н. «Дидактические игры и упражнения по математике» - М. ,1996г. ;

6. Столяр А. А. – «Давайте поиграем». Математические игры для детей 5-6 лет - М. :Просвещение, 1991.

7. Смоленцева А. А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. – М. :Просвещение, 1987.

Публикации по теме:

Образовательная среда «Зона экспериментального развития»Образовательная среда «Зона экспериментального развития» Муниципальное автономное образовательное учреждение детский сад № 5 «Родничок» Воспитатель: Денисова Ольга Николаевна I категории "Зона.

Фотоотчёт об опытно-познавательной деятельности с детьми путём просмотра шоу представления «В стране Пилюлькина»Фотоотчёт об опытно-познавательной деятельности с детьми путём просмотра шоу представления «В стране Пилюлькина» В нашем детском саду проводилось опытно-эксперементальное шоу под названием "Путешествие в страну Пилюлькина". Дети собрались в зале и шоу.

Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу» Конспект занятия по познавательной деятельности «Весна в лесу». (Старший дошкольный возраст). Цель: Дать представление о чудесах в весеннем.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чубчик в сказочной стране»Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Чубчик в сказочной стране» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Чубчик в сказочной стране». Программное содержание: Воспитывать.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «В стране невыученных уроков»Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «В стране невыученных уроков» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «В стране невыученных уроков» Аннотация: Предложенный материал является.

Конспект познавательной беседы с детьми «Якутия далекая и близкая» в рамках проекта «Поссткроссинг на МAAM» (часть 1)Конспект познавательной беседы с детьми «Якутия далекая и близкая» в рамках проекта «Поссткроссинг на МAAM» (часть 1) Конспект познавательной беседы с детьми «Якутия далекая и близкая» в рамках проекта «Поссткроссинг на МААМ» (часть 1) Предлагаю вашему.

План-конспект итогового музыкального занятия в рамках образовательного проекта «В стране музыкальных инструментов»План-конспект итогового музыкального занятия в рамках образовательного проекта «В стране музыкальных инструментов» Цель – Знакомить детей с многообразием мира музыкальных инструментов. Открыть им дверь в мир музыки – мир удивительный, яркий и сказочный.

Конспект познавательной беседы с детьми «Москва… как много в этом звуке» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM»Конспект познавательной беседы с детьми «Москва… как много в этом звуке» в рамках проекта «Посткроссинг на МAAM» Посткроссинг снова идет по планете МААМ! На днях мы получили письмо от наших друзей-москвичей! Как же мы обрадовались! В письме было.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Необыкновенные приключения в стране Песочных сказок»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Необыкновенные приключения в стране Песочных сказок» Ход непосредственно-образовательной деятельности: Ребята заходят в зал, и встают полукругом. Воспитатель в костюме научного работника встречает.

Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов»Занятие по организации исследовательской деятельности «В стране волшебников-следопытов» Тренировочное занятие по организации исследовательской деятельности для детей с 5 до 6 лет «В стране волшебников-следопытов». Цель: Ознакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа экспериментального проекта по познавательной деятельности «В стране умных игр»
Опубликовано: 12 января 2022 в 16:22
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД