Папки-передвижки

Проявление основных дидактических принципов в организации занятий по звуковой культуре речи

Евгения Никонова
Проявление основных дидактических принципов в организации занятий по звуковой культуре речи
▼ Скачать + Заказать документы

Проявление основных дидактических принципов в организации занятий по звуковой культуре речи

«Проявление основных дидактических принципов в организации занятий по звуковой культуре речи.

СЛАЙД 1. Комплексный подход в формировании звуковой культуре речи».

Одна из ключевых задач дошкольных образовательных учреждений — это социализация воспитанников, то есть интеграция в социальную среду.

Жизнь в обществе невозможно представить себе без общения, а общение — без языка.

Публикация «Проявление основных дидактических принципов в организации занятий по звуковой культуре речи» размещена в разделах

СЛАЙД 2. Дидактические принципы - это основные положения, которыми руководствуется воспитатель при организации обучения. Термин «дидактический» происходит от греческого слова «дидактикос», что значит «поучающий».

Впервые дидактические принципы были сформулированы выдающимся чешским педагогом Яном Амосом Коменским в книге «Великая дидактика, или Как всех учить всему», написанной в XVII в. Уже тогда Коменский выдвигал принцип доступности, систематичности и последовательности обучения, концентричности, наглядности, активности

СЛАЙД 3. Язык теснейшим образом связан с речью, так как «речь— это всегда язык в действии». С понятиями «речь» и «язык» ассоциируется термин «культура речи» – понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения»

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

СЛАЙД 4. Что относится к звуковой культуре речи

Звуковая культура входит в более общее явление речевой культуры. Воспитание звуковой культуры речи включает различные направления работы:

Воспитание звуковой культуры предполагает:

1. воспитание культуры речевого общения как части этикета.

2. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями

3. формирование правильного звукопроизношения и слово произношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

4. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи

5. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

СЛАЙД 5. Методы формирования звуковой культуры речи ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ВИДА:

1. Практические методы включают игры, упражнения и моделирование.

Игры могут быть обучающими, подвижными, творческими.

2. Словесные методы (заучивание наизусть стихотворений и пересказ) эффективны при формировании выразительности речи.

3. Наглядные методы:

-Показ сюжетной картины, серии сюжетных картинок, предметные картинки; -Показ движений, действий;

-Показ игрушек, предметов;

-Использование кукольного театра, настольного.

СЛАЙД 6. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

СЛАЙД 7. Содержание, структура и частота занятий по формированию звуковой культуры речи зависят от возрастной категории дошкольников.

1. В младшей группе занятия по воспитанию звуковой культуры речи рекомендуется включать 1-2 раза в месяц. Также несколько упражнений необходимо вписывать в структуру занятий, направленных на решение прочих речевых задач. Отрабатывать различные звуки эффективнее всего в этом возрасте на звукоподражаниях.

Лучше всего материал усваивается, когда педагог проводит ассоциацию звука с каким-либо образом: звук А – кукла плачет, звук У – гул самолета, сочетание АУ – дети потерялись в лесу.

2. В средней группе занятия по звуковой культуре проводятся 3 раза в месяц. На них дети учатся находить слова, похожие по звучанию, тренируются произносить текст с разной интонацией. Кроме того, происходит закрепление уже поставленных звуков.

3. В старшей группе элементы выразительности речи отрабатываются на материале скороговорок, чистоговорок, заучиваются стихи. Детей приучают изменять громкость голоса, темп речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания.

4. В подготовительной группе дети продолжают учиться выделять изучаемый звук или слог в словах. Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи: мелодике, ритму, тембру, темпу. Развивая чувство ритма, педагог готовит ребенка воспринимать поэтическую речь.

СЛАЙД 8. ПРИНЦИПЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Первый подход: Дифференцированный подход к организации образовательной деятельности в зависимости от возраста дошкольников.

Совместная образовательная деятельность с младшими дошкольниками должна проходить в виде дидактических игр с игрушками, целью занятий является отработка звукоподражания. В первое время должен практиковаться хоровой ответ воспитанников, так как они еще не способны слушать ответы друг друга.

Второй подход: Взаимосвязь и взаимодействие специальных занятий (фронтальных) с работой, проводимой вне занятий.

Для своевременного и продуктивного развития речи ребенка, в том числе, ее звуковой стороны, необходимо проводить специально организованные — фронтальные — занятия, не реже 1–2 раз в месяц. Но также важно включать отдельные упражнения на отработку звуков, чистоты речи, скорости, плавности, выразительности в другие занятия, включая музыкальные — по согласованию с музыкальным руководителем.

Третий подход: Основные принципы организации артикуляционной гимнастики: регулярность (ежедневно, несколько раз в день, от простого к сложному, индивидуальный подход, использование игрового метода и наглядности. Немаловажно правильно организовать пространство для проведения занятия — ребенок должен сидеть, видеть лицо взрослого и свое, для чего необходимо настенное либо ручное зеркало.

Гимнастика делиться на 2 вида:

1)Статистические — связанные с удержанием определенной артикуляционной позы.

2) Динамические — требующие многократно повторения одного и того же вида движений.

Четвертый подход: Использование игровых технологий

При организации образовательной деятельности, направленной на развитие звуковой культуры речи, целесообразно использовать различные педагогические игры — дидактические, театрализованные, пальчиковые. Дидактическая игра является основным видом игр и представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление. Существуют следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками); настольно-печатные игры; словесные игры.

Пятый подход: Использование ИКТ позволяет обеспечить наилучшую наглядность (картинку можно сопроводить звуком и анимацией); решает ситуативные задачи (создание медиа-продукта под конкретную цель или ситуацию, с учетом уровня развития конкретных воспитанников). Элементы единой информационно-образовательной среды в ДОУ делают возможным работу по речевому развитию не только в группе, но и индивидуально, а также предоставляют средства самостоятельной игровой деятельности детей

СЛАЙД 9. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Щ]» в средней группе .

Конспект занятия по звуковой культуре речи с использованием дидактической игры «Куклы Оля, Уля, Аля» Дидактическая игра «Куклы Аля, Оля, Уля». Автор: Драгунова Ксения Цель: Знакомство с буквами А, У, О. Закрепление правильного произношения.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]»Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]» Задачи: Образовательные: Формировать умение детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с.

Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа)Конспект открытого занятия по звуковой культуре речи «Ёжик» (вторая младшая группа) .

Конспект занятия по звуковой культуре речи во 2 младшей группе Тема: «Звуковая культура речи». Дидактические упражнения: «У кого что?», «Кто, где живет?» Цель: познакомить детей с новым звуком «ф» (песенка.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш»Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Звук [Ш], буква «Ш» Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе звук [ш], буква Ш. Цель: знакомство со звуком и буквой Ш. Образовательные.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник»Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук — волшебник» Проект по звуковой культуре речи с детьми старшего дошкольного возраста «Гласный звук – волшебник» Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное.

Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи»Консультация для воспитателей. «Упражнения и игры по звуковой культуре речи» Упражнения и игры по ЗКР, которые я использую в своей работе. 1) "Произношу слоги" Я произношу, например, ша - ша - ша, дети повторяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проявление основных дидактических принципов в организации занятий по звуковой культуре речи
Опубликовано: 19 декабря 2021 в 15:59
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проявление основных дидактических принципов в организации занятий по звуковой культуре речи» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Никонова (УИ 1856465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД