Проект в старшей группе «Воздух… Он какой?»

Елена Бойко
Проект в старшей группе «Воздух… Он какой?»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению таорчества, так как представленны с учётом актуального развития дошкольников.

Опыт № 1 «Плавающий мандарин»В один стакан с водой опустить мандарин в кожуре – он плавает. Во второй такой же стакан опустить очищенный мандарин – он опустился на дно. Под кожурой мандарина находится воздух, который удерживает его на воде.

Опыт № 2 «Сухой из воды»Дети определяют, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают стакан в воду не наклоняя, до самого дна. Далее поднимают из воды, убеждаются, что салфетка осталась сухой.

Опыт № 3 «Поймай воздух»Рассмотреть целлофановый пакет – он пустой. Взмахнуть им и быстро закрутить – пакет наполнился воздухом и стал упругим. Что теперь в пакете? Пакет надулся, потому что в нем находится воздух. Воздух прозрачный, его не видно, но на ощупь он упругий.

Опыт №4 «Как услышать воздух»

-Раздать детям пустые пластиковые бутылки и предложить: приставить бутылку к нижней губе и подуть в горлышко.

-Затем предложить приложить край листочка тонкой бумаги к губам и подуть вдоль неё так, чтобы получился звук.

-Дети выдыхают струю воздуха, край бумаги дрожит.

Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает звук.

Раздать детям свистки и свистульки, обсудить, откуда берётся звук.

Опыт № 5 «Мыльные пузыри»Дети пускают мыльные пузыри и наблюдают за ними (они лёгкие, летят, недолго существуют и быстро лопаются). А что находится у них внутри? Мы выдуваем воздух, он наполняет мыльный пузырь, поэтому он легкий и летучий.

Опыт № 6 «Как увидеть воздух»Раздать детям по небольшой ёмкости с водой и по трубочке для коктейля. Подуть в трубочку – струю воздуха, выходящую из неё не видно. Опустить трубочку в воду и подуть. Что видим? Пузырьки –это воздух, он выходит из трубочки и поднимается на поверхность.

Опыт № 7 «Показать,что в почве есть воздух»

Опустить в стакан с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли пузырьки воздуха в воде. Вывод: в почве есть воздух, который необходим жителям в Подземном царстве (дождевые черви, кроты,жуки и. т. д.)

Опыт № 8 «Тонет - не тонет»

Сильно прижать рукой ко дну и попытаться утопить все предметы: надувной нарукавник, закрытую бутылку, мяч. Они всплывут и останутся на поверхности. Вывод: все предметы наполнены воздухом, воздух легче воды,он удерживает предметы на воде.

Опыт № 9 «Тонет - не тонет»Открутить с бутылки крышку, опустить в воду под наклоном – вышли пузырьки воздуха, бутылка наполнилась водой и утонула, значит в ней нет воздуха.

Эксперимент «Воздух в жизни растений»

Цель: Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.

Ход: Взрослый спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки воспитатель замазывает вазелином. Дети дышат через трубочку и понимают, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат.

Чтобы проверить это, дети смазали обе стороны листа вазелином, ежедневно в течении недели наблюдали за листьями. Через неделю дети пришли к выводу: листочки «дышат», потому что тот листочек, который был смазан вазелином, погиб.

Используемая литература:

О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»;

И. Урмина, Т. Данилина «Инновационная деятельность в ДОУ»;

Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»;

Н. Рыжова, С. Мусиенко «Воздух вокруг нас»;

М. Яковлева «Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Опыты на кухне».

Прикреплённые файлы:

vozduh-on-kakoi_m2ogf.pptx | 7371,41 Кб | Скачан: 2
 
Публикации по теме:

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Какой же грязный этот чистый белый снег!» Тема: «Какой же грязный этот чистый белый снег!» Сроки: с 14 января по 25 января Цель: ознакомление со свойствами снега путем развития.

Дидактическая игра с использованием ИКТ «Какой предмет кому подходит?» в старшей группе Присутствует голос в презентации. Цель: закреплять знания о предметах и кому они принадлежат. Дидактические задачи: обобщение и систематизация.

Игры с фонариком «Какой сок», «Какой суп» .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Овощи
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Воздух… Он какой?»
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 22:03
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День весенних декораций на МААМ

Солнечный, согретый солнцем — именно так переводится с латыни название четвертого месяца года. Древнерусское имя апреля еще красивее — цветень. Ведь он знаменует собой начало цветения растений. Апрель...

24 апреля. День российского стоматолога

Стоматология является одной из самых древних отраслей медицины в мире. При археологических раскопках находили черепа людей, живших 5,5 и даже 7 тысяч лет до нашей эры, в зубах которых для лечения кариеса...

Фотоотчёт о праздновании Дня рождения ребёнка в младшей группе
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения ребёнка в младшей группе В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно...
Фоторепортаж «День пасхальных открыток на МAAM»
Вот скрипнула калитка, а вот и трель звонка… Пасхальная открытка пришла издалека! В наше время всё больше ценятся подарки, сувениры, открытки,...
Фотоотчет «Рисование «Веточки вербы» в подготовительной к школе группе
Нет в России пальм зелёных, Лишь берёзоньки да клёны, Да пушится над водой Верба веткой молодой. Верба ветки дарит нам – Отнесём их в Божий храм,...