Получи документы

Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития.

Марьясова Екатерина Вадимовна
Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития.

Психическое развитие ребенка раннего с задержкой речевого развития в целом, никогда не было предметом комплексного анализа. Очевидно, что сегодня изучение клинико-социально-психических детерминант развития данной категории детей оценивается как исключительно актуальное.

Публикация «Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития,» размещена в разделах

Система специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи не включает контингент детей раннего возраста, они находятся в ясельных и младших группах массовых дошкольных учреждений и не получают коррекционной помощи. Поэтому разработка теоретических основ обучения данной категории будет являться базой для оценки результативности системы ранней диагностической и коррекционной работы.

Термин «ЗРР» в отечественной логопедии трактуется как задержка темпа формирования средств общения. Поэтому постановка вопроса, связанного с исследованием ситуативно-деловой формы общения, которая в раннем детстве является ведущей, позволит дополнить основные критерии уровней ЗРР для дифференциальной логопсихологической диагностики детей в раннем возрасте.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

Задержка в речевом развитии у детей раннего возраста обуславливает особенности общения. Длительное сохранение ситуативно-делового вида общения негативно сказывается на развитие психики в целом. Уровень ЗРР обуславливает специфику ситуативно-делового общения.

Проведение эксперимента всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основная цель исследования: теоретически обосновать и диагностически выявить особенности развития ситуативно-делового общения и у речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития. В соответствии с целью, и гипотезами были поставлены следующие задачи:

Выявить особенности психического развития у детей раннего возраста с ЗРР

Изучить теоретический аспект онтогенеза и речевого развития

Диагностически изучить особенности общения и речи

Определить, как задержка речи отражается на особенностях общения.

Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:

- методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования;

- важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании, — от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов;

- подбор экспериментальных заданий нужно производить на основе принципов констатирующего эксперемента:

Принцип единства диагностики и коррекции развития

Принцип единства коррекции и развития

Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации

Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития

Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия

Принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода

Принцип оптимистического подхода

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребёнком.

- задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так, чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;

- содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты;

- при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;

- не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

- количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не привело к психическому истощению; необходимо дозировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.

Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов.

Подготовка к эксперименту, создание благоприятного психологического климата при общении с ребёнком. Успешность и достоверность в констатирующем эксперименте во многом зависит от того, насколько комфортно и безопасно чувствует себя ребёнок в условиях эксперимента. Поэтому первым этапом было установление с ребёнком эмоционально-комфортных отношений, а так же благоприятные отношения с родителями и воспитателями детей.

Непосредственное проведение констатирующего эксперимента с каждым ребёнком из контрольной (норма) и экспериментальной (ЗРР) группах. На данном этапе осуществляется диагностическая работа по методике (Матвеева Н. Н. «Диагностическая методика коммуникативной деятельности детей раннего возраста с ЗРР»). Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.

Все результаты наблюдения фиксируются в регистрационной карте (Приложение 1, где отмечается основной объект внимания ребёнка в первые минуты, характер активности по отношению к объекту внимания, поведение по инструкции взрослого, инициативность в общении со взрослым, эмоциональность сопровождения обращения к взрослому, характер речевых проявлений. Работа на втором этапе предполагает получение максимальную информацию и более достоверные результаты.

Анализ и обработка полученных экспериментальных данных качественными и количественными методами оценки. Этот этап характеризуется математической обработкой данных с целью получения получения количественной информации, а так же с привлечением литературных данных о возрастных особенностях исследкемой категории детей проводилась качественная оценка результатов.

Место проведения, возраст, тип отклонений

Для проведения эксперимента были выбраны (возраст детей от 1,7 до 3)

1 контрольная группа – дети с нормальным развитием (15 человек);

2 экспериментальная группа – дети с ЗРР (15 человек).

Публикации по теме:

Речь воспитателя–основной источник речевого развития ребенка в ДОУ Культура речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале отражается в общении с людьми.

Конспект НОД для детей раннего возраста с задержкой речевого развития по теме «Веселые кораблики» Конспект НОД для детей раннего возраста с задержкой речевого развития по теме «Веселые кораблики». Авторы: Галихина Татьяна Геннадьевна,.

Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной.

Особенности речевого развития детей раннего возраста Особенности речевого развития детей раннего возраста (выступление на школе заботливых родителей) Главным средством развития речи ребенка.

Профилактика задержки речевого и психомоторного развития. Игры для ребенка 1–2 лет. Познавательное и речевое развитие (ПРОДОЛЖЕНИЕ, в предыдущих статьях - сенсорное развитие и психомоторное развитие). В 1-2 года ребенок начинает активно говорить, обозначая.

Публицистическая статья «Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста» Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно.

Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна. Участники проекта: Воспитатели группы, дети группы ЗПР, родители. Актуальность проблемы:.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нетрадиционных методов Художественная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. В процессе.

Развитие познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития средствами экспериментальной деятельности В воспитательно – образовательном процессе коррекционных групп традиционно присутствует обучающее занятие по “ознакомлению с окружающим”,.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития.
Опубликовано: 9 июля 2015 в 11:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД