Получи документы

Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития.

Марьясова Екатерина Вадимовна
Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития.

Психическое развитие ребенка раннего с задержкой речевого развития в целом, никогда не было предметом комплексного анализа. Очевидно, что сегодня изучение клинико-социально-психических детерминант развития данной категории детей оценивается как исключительно актуальное.

Публикация «Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития,» размещена в разделах

Система специальных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи не включает контингент детей раннего возраста, они находятся в ясельных и младших группах массовых дошкольных учреждений и не получают коррекционной помощи. Поэтому разработка теоретических основ обучения данной категории будет являться базой для оценки результативности системы ранней диагностической и коррекционной работы.

Термин «ЗРР» в отечественной логопедии трактуется как задержка темпа формирования средств общения. Поэтому постановка вопроса, связанного с исследованием ситуативно-деловой формы общения, которая в раннем детстве является ведущей, позволит дополнить основные критерии уровней ЗРР для дифференциальной логопсихологической диагностики детей в раннем возрасте.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

Задержка в речевом развитии у детей раннего возраста обуславливает особенности общения. Длительное сохранение ситуативно-делового вида общения негативно сказывается на развитие психики в целом. Уровень ЗРР обуславливает специфику ситуативно-делового общения.

Проведение эксперимента всегда подчинено конкретной цели, которая определяет пути решения отдельных задач. Основная цель исследования: теоретически обосновать и диагностически выявить особенности развития ситуативно-делового общения и у речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития. В соответствии с целью, и гипотезами были поставлены следующие задачи:

Выявить особенности психического развития у детей раннего возраста с ЗРР

Изучить теоретический аспект онтогенеза и речевого развития

Диагностически изучить особенности общения и речи

Определить, как задержка речи отражается на особенностях общения.

Для получения информативных и объективных результатов психологического изучения ребенка необходимо соблюдать ряд специальных условий:

- методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования;

- важно определить, какие психические функции предполагается изучить при обследовании, — от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов;

- подбор экспериментальных заданий нужно производить на основе принципов констатирующего эксперемента:

Принцип единства диагностики и коррекции развития

Принцип единства коррекции и развития

Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации

Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития

Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия

Принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода

Принцип оптимистического подхода

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к коррекционной работе с ребёнком.

- задания должны подбираться с учетом возраста ребенка так, чтобы их выполнение было ему доступным и интересным;

- содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит провести обследование тщательно и получить достоверные результаты;

- при подборе заданий необходимо учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;

- не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;

- количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не привело к психическому истощению; необходимо дозировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.

Психодиагностическое изучение ребенка осуществляется в несколько этапов.

Подготовка к эксперименту, создание благоприятного психологического климата при общении с ребёнком. Успешность и достоверность в констатирующем эксперименте во многом зависит от того, насколько комфортно и безопасно чувствует себя ребёнок в условиях эксперимента. Поэтому первым этапом было установление с ребёнком эмоционально-комфортных отношений, а так же благоприятные отношения с родителями и воспитателями детей.

Непосредственное проведение констатирующего эксперимента с каждым ребёнком из контрольной (норма) и экспериментальной (ЗРР) группах. На данном этапе осуществляется диагностическая работа по методике (Матвеева Н. Н. «Диагностическая методика коммуникативной деятельности детей раннего возраста с ЗРР»). Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка. Если ребенок допускает ошибки, то обследующий оказывает ему помощь, которая предусмотрена в данном задании.

Все результаты наблюдения фиксируются в регистрационной карте (Приложение 1, где отмечается основной объект внимания ребёнка в первые минуты, характер активности по отношению к объекту внимания, поведение по инструкции взрослого, инициативность в общении со взрослым, эмоциональность сопровождения обращения к взрослому, характер речевых проявлений. Работа на втором этапе предполагает получение максимальную информацию и более достоверные результаты.

Анализ и обработка полученных экспериментальных данных качественными и количественными методами оценки. Этот этап характеризуется математической обработкой данных с целью получения получения количественной информации, а так же с привлечением литературных данных о возрастных особенностях исследкемой категории детей проводилась качественная оценка результатов.

Место проведения, возраст, тип отклонений

Для проведения эксперимента были выбраны (возраст детей от 1,7 до 3)

1 контрольная группа – дети с нормальным развитием (15 человек);

2 экспериментальная группа – дети с ЗРР (15 человек).

Публикации по теме:

Речь воспитателя–основной источник речевого развития ребенка в ДОУ Культура речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Нравственный мир личности, как в зеркале отражается в общении с людьми.

Конспект НОД для детей раннего возраста с задержкой речевого развития по теме «Веселые кораблики» Конспект НОД для детей раннего возраста с задержкой речевого развития по теме «Веселые кораблики». Авторы: Галихина Татьяна Геннадьевна,.

Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной.

Особенности речевого развития детей раннего возраста Особенности речевого развития детей раннего возраста (выступление на школе заботливых родителей) Главным средством развития речи ребенка.

Профилактика задержки речевого и психомоторного развития. Игры для ребенка 1–2 лет. Познавательное и речевое развитие (ПРОДОЛЖЕНИЕ, в предыдущих статьях - сенсорное развитие и психомоторное развитие). В 1-2 года ребенок начинает активно говорить, обозначая.

Публицистическая статья «Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста» Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно.

Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития посредством нетрадиционных техник рисования Воспитатель спец. группы: Курбатова Любовь Алексеевна. Участники проекта: Воспитатели группы, дети группы ЗПР, родители. Актуальность проблемы:.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством нетрадиционных методов Художественная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности. В процессе.

Развитие познавательной активности у дошкольников с задержкой психического развития средствами экспериментальной деятельности В воспитательно – образовательном процессе коррекционных групп традиционно присутствует обучающее занятие по “ознакомлению с окружающим”,.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития.
Опубликовано: 9 июля 2015 в 11:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психическое развитие ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития.» (включая файлы) размещена пользователем Марьясова Екатерина Вадимовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД