Психологические основы развития личности ребенка дошкольного возраста

Быстрова Маргарита
Психологические основы развития личности ребенка дошкольного возраста

Компоненты игры 1 ребенок (Мария,жен. ,6 лет) 2 ребенок (Михаил, муж., 6 лет)

Замысел игры, постановка игровых целей и задач Протокол наблюдений за сюжетно- ролевой игрой ребнка старшей лопедической группы «Зоопарк».

Замысел игры более устойчивый, но не статичный, развивающийся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, то есть согласованность сочетается с импровизацией.

Цель игры: Формировать умение обозначать свои роли – директор, смотритель, ветеринарный врач, кассир, продавец – кассир, строитель.

Задачи: показывать как выполнять роли.

Расширять представление детей о труде взрослых,работающих в зоопарке: об основных трудовых процессах по обслуживанию животных;

Воспитывать любовь к животным, заботу о них, доброе отношение к ним;

Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.

Формировать умение творчески развивать сюжет на основе полученных знаний;

Формировать умения детей делиться на группы в соответствии с сюжетом игры и, по окончании заданного игрового действия, снова объединяться в единый коллектив; Цель игры. Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков) в пределах 10. Развитие интереса и уважения к профессии продавца. Знакомство с правилами поведения в магазине.

Подготовка к игре. С детьми просмотрели видео о походе в магазин, где они узнают, как обслуживают покупателей продавцы и кассиры, сколько надо платить, чтобы купить нужное количество конфет и печенья, увидят, как кассир получает за названный товар соответствующую сумму и дает сдачу, как взвешивает товар продавец.

В последующих беседах детям рассказывают,что магазины бывают разные: продовольственные, овощные, хлебные и др., что в магазине может быть несколько отделов и в каждом работает по 2—3 продавца, что продавцы и кассиры должны быть внимательны к покупателям и т. п.

Замысел игры. Раскрывая детям специфику работы сотрудников магазина, характер их взаимоотношений, воспитатель особое внимание обращает на то, что качество и результат их деятельности зависят от умения правильно считать, отсчитывать, взвешивать товар и т. д.

Содержание игр В игре Мария создавала модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

Выступала в роли ветеринара. В процессе игры была очень внимательна, старалась вжиться в роль. В правильном порядке лечила и делала прививки.Воспитатель вместе с детьми заранее готовит разнообразный ассортимент товаров: из пластилина и природного материала делают кондитерские изделия, овощи, фрукты; "пекут" хлеб, булочки, пирожные, печенье и т. п. С помощью родителей оформляются красивые витрины, полочки для товаров, касса. Для игры требуются также белые фартучки или халаты, шапочки, чеки, "деньги", корзины, целлофановые пакеты, подносы.

Сюжет игры Мария в процессе была очень активна в построении и развитии сюжета игры. Стремление узнать как можно больше о том, во что они играют.

Между детьми идет распределение ролей и определение игровых действий. Свою роль выбрала самостоятельно, объясняя тем, что очень любит животных. При приёме пациентов была очень вежлива, хотя просматривались нотки стеснения.В магазине оборудуется торговый зал с тремя отделами: кондитерский, овощной и хлебный. Каждый продавец красиво раскладывает товар на полках и в витрине, устанавливает ценники. Кассиры также готовят свое рабочее место (кассу, чеки). Заведующий магазином объявляет об открытии нового большого магазина и вместе с его работниками встречает первых покупателей.

В это время к прилавку подходит Михаил.

Миша. -Мне нужно 8 пирожных. У моей дочки день рождения. Мы ждем гостей.

Игорь. Немножко придется подождать. Пирожные еще не привезли. -

Миша (нетерпеливо). Я очень спешу. Дел много. (Рассматривает на полках кондитерские изделия.) А это что на полках? Шоколад? Может, мне лучше шоколад взять к чаю, а не пирожные?

Игорь. Сейчас принесу пирожные, потерпите. (Уходит и через некоторое время возвращается с коробкой шишек — это пирожные, (отсчитывает 8 пирожных.) Вот, получите 8 пирожных, можете проверить.

Миша (указывая на каждое пирожное, громко произносит наименование числительных.) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 — всего 8 пирожных. (Затем берет корзинку, благодарит и уходит.)

В ходе игры был, терпелив и вежлив, но где нужно было показать, что он торопится и ему необходимо побыстрее получить свой товар, показывал это (при это посмеивался).

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре Маша в игре, выполняла, роль – ветеринара. Было видно желание в участии, самостоятельно взяла на себя данную роль. Старалась в процессе игры строить нужный сюжет. Иногда была застенчива, и возникали затруднение в подборе нужных фраз и предложений. Если шло что то не так, как задумано, старалась еще и перенаправить детей, подсказывала. Миша в игре, выполнял, роль – покупателя. Было видно, желание в участии был очень активен в данной роли. Старался в процессе игры строить нужный сюжет. С детьми процесс игры шёл очень слажено, не было ругани и недопонимания.

Игровые действия, игровые предметы Игровое действие часто заменяется словом. Маша осуществляла игровые действия с предметами - заместителями, природным материалом, игрушками.Был правильный подбор медицинских атрибутов: строительство вольеров, открытие ветеринарной больницы (белый халат, аптечка, касса с билетам. Мишей были приготовлены атрибуты для игры (подбор происходил самостоятельно): Пакет, кошелек с деньгами, список продуктов. Кошелёк положил в пакет.Когда шел к прилавку говорил еще : «- Хоть бы не было народу!»)

Правила игры Правила роли Маши (ветеринара, нужно было вежливо встретить посетителей с животным, осмотреть животное, полечить при необходимости, поставить укол, выписать рекомендацию или лечение. Со своей ролью Мария справилась. Так, кассир должен спросить у покупателя, что он хочет купить и сколько, нарисовать на чеке соответствующее количество палочек, выдать чек и сказать покупателю, чтобы он повторил заказ продавцу.

Миша перечисляет кассиру, что он хочет купить и сколько, расплачиваются кружками (деньгами) по числу названных предметов, а получив продукты от продавца, проверяет их количество.

Достижение результата игры По окончанию игры результат всех поставленных целей, задач был в большей степени поставлен. У ребенка были затруднения в составлении собственной речи. С небольшой помощью педагогов всё получалось. Маша активный ребенок, но при подборе нужной фразы начинает стесняться. Игра "Магазин" показывает, что ребенок (Миша) обращается к счету тогда, когда в этом появляется потребность. В данной игре при выполнении разнообразных ролей перед Мишей возникает практическая необходимость в счете предметов, в назывании конечного результата ("Сколько купил конфет?" — заданный Мише вопрос ставит его перед необходимостью не только сосчитать, но и выразить словом результат счета; покупатель (Миша, допустив ошибку в пересчете предметов, вынужден заново начинать счет. С ролью справился замечательно. И костюм и речь всё подходило к выбранной роли.

Особенности конфликтов в игре Конфликтов в процессе игры не наблюдалось. Дети старались друг другу помогать и подсказывать нужные действия. Конфликтов в процессе игры не наблюдалось. Дети старались друг другу помогать и подсказывать нужные действия.

Игровая среда Игровая деятельность проходила в группе. Игровая деятельность проходила в группе.

Роль взрослого в руководстве игрой Воспитатель читает стихотворение С. Маршака «Где обедал воробей».

В процессе всей игры, моё присутствие было просто необходимо, так как дети с ОНР требуют особой речевой и психологической поддержки. Весь процессы игры был под моим контролем.Так же перед началом игры была проведена познавательная консультация на тему: «Зоопарк». Воспитатель вместе с детьми заранее готовит разнообразный ассортимент товаров.

Заведующий магазином (воспитатель).

В процессе всей игры, моё присутствие было просто необходимо, так как дети с ОНР требуют особой речевой и психологической поддержки. Весь процессы игры был под моим контролем.

Коррекционно- развивающая работа с ребенкомЧтобы помочь детям с нарушением речи педагог на занятиях использует следующие приемы:

1. Прежде всего, это дидактический прием сравнения, предполагающий развитие у детей способности к анализу и обобщению.

2. Создание проблемной ситуации – для активации мышления у детей, в рамках которой они учатся самостоятельно находить практическое решение задачи (предметы-заменители). Следует побуждать детей к самостоятельному выходу из сложных ситуаций.

Одной из первостепенных задач в работе с детьми, имеющими нарушение речи, является выявление индивидуальных особенностей. Это объясняется, прежде всего, тем, что в дошкольном возрасте у детей наблюдается неустойчивость и непосредственность сложных социальных чувств. И поэтому, только знание индивидуальных особенностей, их достоинств и недостатков позволяет педагогу решать сложные задачи воспитания нравственных чувств у детей с нарушением речи в процессе игровой деятельности.

Словесные методы включают в себя разъяснение, беседу, сообщение, объяснение понятий, советов по возможному подбору материала для игры, подведение итогов, установление игровых традиций, индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления детей.

Наглядные методы – наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира, организация встреч с людьми различных профессий (например, прачки, мед. сестры, повара, дворника).

Практические методы – это дидактические игры и практическая сюжетно-ролевая игровая деятельность, индивидуальная помощь (по показу, по образцу). Задача педагога состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, развивать её в желаемом направлении и воспитывать детей в ней, раскрывать малышам многообразие мира игры.

Мы должны организовать такие сюжетные игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы и реализовать свои возможности, а также вступить в контакт со сверстниками.

Чтобы дать ребёнку возможность действовать самостоятельно, не надо заставлять его делать то, что он не хочет.

Совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждения, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».

Надо много общаться с детьми, наблюдать и предлагать разные варианты взаимодействия. В этом наш главный помощник - игра.

Примерный конспект сюжетно-ролевой игры

Программное содержание:

1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.

Публикации по теме:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Овощи
  • Овощи
Автор публикации:
Психологические основы развития личности ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 21 октября 2020 в 19:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 ноября. День уроков зимней безопасности на МААМ

Тот, кто предупреждён – тот вооружён своим знанием против любой опасности. Вот почему в детских садах и школах сейчас проходят занятия, посвящённые безопасному поведению в зимний период, подручным...

28 ноября. День солдатиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен любимым игрушкам мальчишек всех времен и народов. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы увлечь ребенка созданием солдатиков и играми с ними.

Мастер-класс изготовления открыток в стиле «Шебби-шик»
Шебби-шик - стиль интерьера, появившийся в 1980-х. В отличие от многих других направлений, шебби шик исключает чрезмерную роскошь и вычурность. Скорее,...
«Интерактивный Дед Мороз»
"Появление интерактивного Деда Мороза" Чудо интернет включись, дедушка Мороз явись! На экране появляется Дед Мороз Дед Мороз: Здравствуйте, дорогие...
Фотоотчет праздника ко Дню Мамы «Тому, кого любим…»
Из поколения в поколение для каждого человека мама - самый главный человек в жизни. Спросите любого ребенка, кто самый любимый человек на свете и,...