Приложение МААМ

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста

Александра Орлова
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Подростковый возраст является довольно сложным периодом, таящим в себе опасность кризисных проявлений. В данный период организм ребенка проходит глобальные изменения. Начинается процесс полового созревания, с которым связано появление у подростка физического ощущения собственной взрослости, самостоятельности. Самоощущение подростка носит теперь характер индивидуальности, личности, которая перестала быть ребенком, но, напротив, это личность взрослая, которая стремится считаться таковой. Следовательно, естественным проявлением здесь оказывается новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим людям и к миру. Ребенок более свободно чувствует себя в социуме, осваивает ценностные нормы и поведенческие реакции.

Публикация «Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста» размещена в разделах

Так, для периода подросткового возраста характерно то, что в это время формируются социальные и морально-нравственные установки личности учащегося, выделяется общая направленность развития ее.

Подросток характеризуется активным стремлением к общению со своими сверстниками, и благодаря этому общению он максимально познает себя, у него формируются особенные черты поведения, ориентированные на идеалы, взятые из художественных фильмов, книг, телепередач.

Нужно отметить, что подросток стремится стать независимым от взрослых: потому что некоторые потребности, возникшие перед ним, он может удовлетворить только самостоятельно (необходимость общения со сверстниками, потребность в дружбе, в любовных отношениях).Взрослые (в том числе родители) даже при огромном их желании - не в состоянии решить проблемы, возникшие у подростков в связи с появлением у них возрастных потребностей, в то время, как удовлетворение большинства необходимых потребностей учеников младшего возраста зависит в большинстве своем, от взрослых. Все вышеизложенное часто отрицательно влияет на отношение учеников к обучению.

Необходимо подчеркнуть, что ученик в подростковом возрасте находится в начале внутреннего перехода от положения объекта воспитания и обучения, - каким он был в младшем возрасте обучения в школе, к положению субъекта этого учебного и воспитательного процесса. Теперь же, в юношеском возрасте учащийся должен стать уже истинным субъектом своего участия в учебно-воспитательном процессе. Необходимо отметить также, что ученики, в то же время, все еще сохраняют зависимость от взрослых в материальном плане.

Главной целью их жизни должна стать подготовка к будущей взрослой, самостоятельной жизни, выбор пути в жизни, подготовка к труду, выбор профессии.

Нельзя не отметить стремление учащихся старшего школьного возраста к автономии, к психологической независимости, к самоуважению, к ценностной и эмоциональной самостоятельности, в то время как для подростков - характерна эмоционально-психологическая зависимость от своих сверстников.

Теперь хотелось бы отметить следующее: каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Возрастными особенностями определяются особенности каждого возрастного периода учащихся на основе их развития, включающего в себя физическое, психическое и социальное значение.

Множественность схем возрастной периодизации отражает объективный факт многомерности и многовариантности человеческого развития, включающего в себя и онтогенез, и социализацию, и творческий жизненный поиск. До некоторой степени их можно как-то обобщить, сказав, что переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на три этапа:

- подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет,

- ранняя юность (от 14-15 до 18 лет)

- период от 18 до 23-25 лет, который можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости.

Отроческий, подростковый период возраста человека является переходной фазой, прежде всего, в биологическом смысле, потому что это период полового созревания, одновременно с которым достигают зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковый период - продолжение социальной адаптации. Подростки в этом возрасте - ученики школ, которые находятся на иждивении взрослых, или государства. Статус подростка в обществе практически не отличается от детского. Необходимо отметить крайнюю противоречивость этого возраста в психологическом отношении. Он характеризуется максимальными перепадами в уровнях и темпах развития. Подростковое ощущение взрослости - наиболее известный уровень притязаний, предвосхищающий состояние, которого подросток еще не достиг. В результате - распространенные возрастные конфликты и их преобразования в самосознании подростка. Нужно подчеркнуть, что это - завершающий период детства, и начало «вырастания» из него.

Известно, что в области человеческого развития прослеживаются следующие закономерности:

- отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно.

- физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.

Это побудило психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития как отдельных сторон и свойств растущего человека, так и темпов его общего развития.

Вместе с тем обнаружено, что темп развития психики детей и школьников в несколько раз превышает темп развития психики взрослого.

В исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева и других установлена другая закономерность, которая в развитии человека выделяет так называемые сензитивные периоды. Сущность этой закономерности заключается в следующем. Для каждого отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое получило наименование сензитивного периода.

Так, для интеллектуального развития сензитивным периодом считается возраст до 13 лет. Это не значит, что после 13 лет не происходит развития интеллектуальных способностей. Просто после 13 лет можно считать, что лучшие годы для интенсивного интеллектуального развития в основном прошли. После 13 лет человек овладевает еще очень большим числом интеллектуальных умений, приемов, но пик для сензитивного развития интеллектуальных способностей уже пройден.

Для подростков характерно желание самоутвердиться, состояние значимости, самым неожиданным образом проявить себя, привлечь к себе внимание любой ценой. Большинство педагогов и психологов видят причину этого в кризисе полового созревания, который часто связан с душевными переживаниями, с честолюбивыми устремлениями, с бурными фантазиями, самоуверенным поведением.

Подростки в этом возрасте очень благоприятны для развития самосознания, педагогического стимулирования, самовоспитания.

Подростковому возрасту свойственна способность к творческому воображению и фантазиям, к точности и глубине мыслительной деятельности, к повышенной заинтересованности любимыми предметами. Признавая отдельных авторитетных для него личностей, подросток часто стремится высказать свое критическое замечание, проявить к происходящему свое негативное или позитивное отношение.

С каждым разом растет логичность его суждений, выводов, обобщений, его речь становится более выразительной, доказательной, образной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение.

Активно идет процесс социализации подростка. В этот период происходит процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин «социализация» обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки, он чаще используется применительно к периодам детства и юности.

Формируется миропонимание подростка, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках.

В подростковый возраст происходит и крушение идеалов, что приводит к замкнутости, отчужденности, резкой смене настроения и вспышкам гнева. Благородные порывы подростков часто остаются непонятыми взрослыми. Более того, лицемерие и явная ложь взрослых не остаются бесследными для неокрепшей, легко ранимой души подростка.

Задача родителей и учителей в этот ответственный период в жизни подростка, используя разнообразные педагогические ситуации, побуждать его правильно, прежде всего, с нравственных позиций, принимать решения, систематически корректировать его поведение. Взаимоотношения с подростком должны быть всегда доброжелательно-требовательными. Как подчеркивал А. С. Макаренко, в этот период особенно важно сочетать требовательность с уважением к его личности.

В этот период грубое вмешательство взрослых в интимный мир подростка особенно опасно.

Подростки тянутся к лидерам, которые обладают силой и смелостью, поскольку высоко ценят эти качества. Явные хулиганы, которым «все можно», и они «ничего не боятся», также могут быть притягательными. Их приемы аморального поведения и жестокости подростки быстро «осваивают», попадая под их влияние. Часто по этой причине подростки попадают в референтные группы и группировки, а далее - в среду правонарушителей. В подростковом возрасте девочки также очень быстро могут попасть под негативное влияние ложных идеалов и мнимых кумиров. Не все девочки-подростки осуждают проституцию, и некоторые даже гордятся своими связями с правонарушителями и ребятами из местных группировок.

Множество других проблем в период подросткового возраста связаны с инфантилизмом, безразличием ко всему тому, что могут предложить родители и учителя.

Однако уже к концу подросткового возраста у многих возникает проблема выбора профессии. Большинство подростков решает вопрос, продолжить ли учебу в школе или поступить в профессиональное училище, профильный класс лицея и т. д., делают это глубоко осмысленно, с учетом своих возможностей и способностей.

Индивидуальные особенности - это совокупность моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных и других качеств личности, которые заметно отличают одного человека от другого.

Поскольку в развитии человека проявляются общие и особенные качества, то родителям и учителям приходится больше внимания уделять тем особенностям, которые характеризуют индивидуальность, своеобразие черт личности подростка.

Разрабатывая свою систему воспитания личности в коллективе, А. С. Макаренко писал: «Я увидел, что должна быть и общая программа, «стандартная», и индивидуальный корректив в ней» .

А. С. Макаренко часто подчеркивал, что такие качества и привычки, как аккуратность, точность, быстрота ориентировки не нужно воспитывать при помощи «индивидуальной обработки». А вот для других более значимых личностных качеств - требуется индивидуальный подход.

Очень важно учитывать темп деятельности, так как одни подростки все делают быстро, а другие медленно.

Учащиеся даже одного возраста очень отличаются по уровню интеллектуального развития, наблюдательности, памяти, воображению, интересам, склонностям, творческим способностям.

В индивидуальном подходе особо нуждаются «трудные» и творчески одаренные подростки. Более детально будут рассмотрены проблемы, связанные с теми учащимися, кого называют «трудными подростками».

Есть немало ученых и педагогов, которые оспаривают правомерность использования терминов «трудные подростки», «трудные учащиеся», «трудные дети». Но сама жизнь, сама педагогическая практика показывают, что за этими терминами стоит вполне конкретная реальность - реальные подростки, учащиеся, дети, главная проблема которых в том, что они трудны для понимания, обучения и воспитания.

Если обобщить сведения по имеющейся психолого-педагогической литературе и соотнести полученные материалы с реальной педагогической практикой, то в категорию трудных входят подростки : трудные для понимания; не предсказуемые в поведении; с задержкой в развитии отдельных личностных качеств и способностей, а потому трудно обучаемые; с низкой или даже отрицательной мотивацией к обучению; с повышенной конфликтностью; с вредными привычками; систематически нарушающие общую дисциплину; психологически несовместимые с учителем; склонные к правонарушениям или уже совершившие правонарушения; склонные к алкоголю, наркомании, проституции и др.

Дело в том, что трудные подростки не являются таковыми изначально. Они становятся трудными в ситуациях, когда учитель не находит сразу ответ на вопрос: как поступить, как действовать, как обучать и воспитывать? Но это не говорит о том, что нет выхода. Это всего лишь обозначает, что с таким учащимся трудно, для него не подходят простые варианты педагогических решений.

Будучи великолепным практическим психологом, А. С. Макаренко предупреждал, что нет необходимости специального сбора данных и изучения воспитанников. Знание о воспитанниках должно прийти к воспитателю не в результате оторванного от живой практики изучения, а в процессе трудной совместной работы с ним, а главное в процессе активной помощи ребенку.

Значительные трудности у родителей и педагогов возникают в связи с кризисами развития в период взросления подростка. Кризисы и кризисные явления в период взросления создают много дополнительных трудностей для воспитания, так как служат причиной отклонения поведения и личностных нарушений обычного поведения. Более того, на фоне трудностей созревания и развития в подростковом возрасте наблюдаются не только отклонения от нормы, но в экстремальных ситуациях можно констатировать и психологические заболевания.

Термин «кризисы периода взросления» не означает определенного диагноза, а объединяет очень различные виды поведения и переживаний, которые с точки зрения классификации психических расстройств могут относиться к неврозам, к личностным нарушениям или психозам.

Подростковый возраст всегда трактуется как переходный, критический.

Открытие своего внутреннего мира - радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. «Внутреннее Я» может не совпадать с «внешним» поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма подростковой самокритики.

Вместе с сознанием своей неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Собственное «Я» нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью.

Таким образом, рассмотрев и обобщив особенности подросткового периода, можно достаточно объективно выявить значительно важную проблему - как можно выстраивать эффективное взаимоотношение с подростками для снижения рисков негативных последствий, а также значение психологической помощи в контексте разрешения проблемы. Данные вопросы будут рассмотрены в следующем пункте.

Рассмотрим основные особенности подросткового возраста с точки зрения физиологии и психологии :

1. Отношения с собой :

• Заметные физиологические изменения. Бурный рост и перестройка всех систем организма. Изменение внешности, вызывающее повышенное внимание к своему телу (оно как будто само заставляет обращать на себя внимание).

• Развитие чувствительности и появление сексуальных влечений. Новые ощущения вызывают новое отношение к себе. Все это непривычно, странно, тревожно.

• Сомнения в своей ценности и адекватности, попытки осознать и изменить отношение к самому себе.

• Необходимость приобретения навыков взаимодействия с собой и со своими чувствами, решения личностных сложностей и проблем, отстаивания своего выбора и границ.

• Отношения с другими

• Ориентация на сверстников. Подростку нужно общение, в котором его воспринимают как личность, общение на равных, общение взрослого со взрослым. Другие варианты воспринимаются как давление и неискренность, вынуждают убегать дальше и дальше, разрушать больше и больше.

• Стремление принадлежать к группе, имеющей свое лицо («металлисты», «панки», «рэперы», «скинхэды», «готы», «рэйверы», «роллеры», «толкиенисты» и многие другие). Принадлежность к группе определяет выбор того или иного стиля поведения и может быть фактором, способствующим формированию рискованного, аддиктивного или противоправного поведения. Вместе с тем важно и стремление к уникальности, непохожести на «серую массу», желание выделяться и привлекать внимание.

• Отношения в семье становятся проблемными. Родители, как самые близкие взрослые, отвечают за всю взрослую часть человечества, и в основном протест подростка против мира взрослых ложится на их плечи. Да и самим родителям очень хочется видеть в своем ребенке не бунтаря и задиру, а полное осуществление всех своих несбывшихся чаяний. При этом значимость семьи для подростка сохраняется.

• Особую важность приобретают отношения с противоположным полом. Подросток ощупью пытается строить эти отношения, ожидает чудесного преображения, болезненно воспринимает неудачи и ни за что не признается, что это для него важно. Особенность подростковой влюбленности – увлечение мечтой, образом, а не реальным человеком.

• Попытки понять, что можно с другими людьми, а чего нельзя. Необходимость учиться навыкам взаимодействия с другими людьми, осваивать различные способы построения отношений и соблюдения границ.

2. Отношения с миром :

Изменения выталкивают подростка из уютной скорлупы детства и заставляют искать новую опору.

Подросток начинает строить свою систему ценностей. Его не устраивает то, что предлагают ему взрослые, он ничего не принимает на веру, все подвергает сомнению. Он должен проделать собственную работу по построению своей личности, иначе его крылья не окрепнут.

• Он разрушает многое вокруг себя, отказываясь от того, что ему «преподносят на блюдечке». Он как бы говорит взрослым: «Я сам, я хочу свое собственное» – и отталкивает предлагаемое в готовой форме обществом и родителями.

• Основная ценность для него – свобода. Свобода в понимании подростка – это возможность делать то, что он хочет.

• Он экспериментирует со всем, что его окружает, и с самим собой. Это его способ познания мира.

Ему необходимо принадлежать чему-то большему: поклоняться кумиру, желательно «бунтарю», быть приверженным какой-нибудь «альтернативной» идеологии, чувствовать себя частью чего-то сильного.

• Ему в любом случае приходится овладевать навыками отношений с миром, осваивать способы реагирования на окружающую среду. Он берет те, которые оказываются доступными и не кажутся недостойными.

Итак, подросток – становящийся человек, переживающий острый период превращения из ребенка во взрослую, самостоятельную личность. Можно выделить определенные задачи развития, которые он должен решить в этом возрасте, чтобы подготовиться к вступлению во взрослую жизнь.

1. Самосознание (в том числе рефлексия чувств, познание и принятие своего тела, характера, способность к самоанализу и извлечению опыта) и его «продукты» (самооценка и самоотношение, Я-концепция и самопрезентация, формирование желаемого образа себя).

2. Личностная устойчивость (способность к преодолению трудностей, переживанию ошибок и неудач).

3. Волевая регуляция поведения (умение выбирать и принимать ответственность за свой выбор, действовать активно, последовательно и свободно).

4. Освоение границ личности (умение отстаивать свои границы, принимать границы другого, последовательно и гибко выбирать и поддерживать дистанцию во взаимоотношениях).

5. Способность к конструктивному взаимодействию с другими людьми (интерес к познанию и пониманию другого, умение устанавливать партнерские и дружеские отношения, обращаться за помощью и поддержкой, учиться у других и перенимать опыт, оказывать помощь и поддержку).

6. Гендерная (полоролевая) идентичность (подготовка к вступлению в роль мужчины / женщины).

7. Социальная идентичность (исследование социальных ролей, статусов, притязаний на лидерство и т. д.).

8. Деятельностное самоопределение (исследование различных практик и деятельностных сред, формирование познавательных и деятельностных интересов, поиск поля приложения творческих сил).

9. Формирование жизненной перспективы самореализации (поиск внутренней мотивации к развитию, постановка целей и последовательность в их достижении, планирование, проектный подход к жизни, совершение поступков как актов самореализации).

10. Построение иерархии ценностей, выбор моральных принципов («что такое хорошо и что такое плохо» и почему).

11. Начало переживания и осмысления экзистенциальных проблем существования (вопросы смысла жизни, смерти, свободы и ответственности и т. д.).

От того, как подросток решает эти задачи, зависит, насколько свободно, активно, самостоятельно и творчески он будет способен строить свою дальнейшую жизнь. В целом к окончанию подросткового возраста человек осваивает эти задачи, приобретая личностные особенности, которые станут спутниками его дальнейшей взрослой жизни.

Эти задачи появляются у подростка не внезапно и не одновременно. Они актуализируются с появлением соответствующих потребностей, меняющихся по мере его биологического, психологического и социального взросления. Когда потребности актуальны, а собственных ресурсов для их удовлетворения еще недостаточно, для решения соответствующих задач развития подростку необходима помощь. В этом смысле можно говорить о том, что задача попадает в зону ближайшего развития подростка (термин Л. С. Выготского).

Кризис развития, переживаемый подростком, вызывает неизбежные трудности во всех сферах его жизни. Уровень этих трудностей зависит от характера его взаимоотношений с самим собой (своим внутренним миром, окружающими людьми (семьей, сверстниками, другими взрослыми в его социальном окружении) и миром в целом (его нормами и ценностями, его историей и духом времени). Вслед за Л. С. Выготским будем называть окружающую подростка среду его социальной ситуацией развития, предоставляющей ресурсы для решения стоящих перед ним задач и преодоления сопутствующих трудностей. Столкновение с этими трудностями становится для подростка ценным опытом, который интегрируется им и выводит его на новые ступени развития.

Однако если социальная ситуация развития неблагоприятна и взаимоотношения внутри нее нарушены, то возникает ситуация социально-психологической дезадаптации. При этом ресурсы подростка оказываются недостаточными и неадекватными, так что трудности, сопровождающие кризис, оказываются более стойкими и без специальной помощи скорее системно развиваются, чем преодолеваются, снижая качество личностных новообразований. Подросток увязает в проблемном образе жизни, проблемных ролях, проблемных социальных группах. И здесь ему необходима помощь взрослых, помощь специалистов.

Публикации по теме:

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Методическая разработка психологического занятия для детей подросткового возраста «Быть уверенным» Цель: создание условий для развития личностных возможностей, знания и умения уверенного поведения. Задачи: • развивать навыки самоанализа.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста «Особенности психологических методов коррекции агрессивности детей подросткового возраста». За последние годы в России резко увеличилось.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Опубликовано: 13 сентября 2022 в 11:39
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста» (включая файлы) размещена пользователем Александра Орлова (УИ 692140) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД