Получи документы

Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи, имеющей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития

Наталья Смирнова
Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи, имеющей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития

Проблемы семьи, имеющей ребёнка с отклонениями в развитии, проявляются в различных сферах её жизни. И почему мы сегодня говорим именно о семье, его поддержке и сопровождению, а не о ребёнке, который всегда занимает центральное место. Потому что естественной средой, обеспечивающей гармоничное развитие личности ребёнка и его социальную адаптацию, традиционно выступает семья.

Публикация «Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи, имеющей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития» размещена в разделах

Мы понимаем важность и необходимость поддержки и сопровождения семей, имеющих ребёнка раннего возраста с нарушениями в развитии, направленных на решение психолого-педагогических проблем и оказание помощи по социализации детей.

В 2017г. согласно приказа Департамента образования на базе нашего детского сада был создан Центр ранней помощи для детей от 0 до 3 лет, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Была создана творческая группа по организации работы Центра ранней помощи. Творческой группой разработаны локальные нормативные документы, регламентирующие деятельность Центра ранней помощи, проведё н анализ условий: материально-технических, кадровых

Материально-техническая среда. А именно, пандусы, пассажирские лифты, лестницы, оборудованные перилами, звуковые и световые оповещатели, бассейн, оснащенный подъёмником.

Кадровые условия. Наличие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения : педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог.

Обеспечение локальной нормативной документацией. В своей работе мы опираемся на следующую нормативную документацию.

1. Приказ «О создании Центра ранней помощи на базе МАДОУ «ЦРР «Умка» от 01.09.2017 № 212

2. Положение о Центре ранней помощи детям на базе МАДОУ «ЦРР «Умка» от 25.09.2018 № 1

3. Положение о создании группы кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья «Особый ребенок» от 29.09.2017 № 234

4. Положение о Консультативном пункте в МАДОУ «ЦРР «Умка» для родителей (законных представителей, обеспечивающих получение детьми дошкольное образование в форме семейного образования»

5. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МАДОУ «ЦРР «Умка» от 01.09.2015 № 269

В 2018 году были получены первые приказы из Департамента образования «Об утверждении перечня мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребёнка-инвалида», на основании которых проводилось психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей особенных детей. Дети, поступающие в Центр ранней помощи, имеют различные диагнозы : нарушение опорно-двигательного аппарата, генетические отклонения, нервно-психические нарушения. Каждый ребёнок индивидуален и нуждается в индивидуальной, ориентированной именно на него помощи. В зависимости от возраста ребёнка и рекомендаций ребенок зачисляется либо в Центр ранней помощи, либо в группу кратковременного пребывания «Особый ребёнок».

Изначально мы предполагали, что Центр ранней помощи будет работать больше как консультативный пункт в вопросах развития и воспитания ребенка с нарушениями в развитии раннего возраста. Но как оказалось родители нуждались не только в консультации, но и в комплексной социальной психолого-педагогической помощи специалистов.

В процессе психолого-педагогического сопровождения выяснилось, что родителям не хватало практических знаний, психолого-педагогической компетентности в вопросах взаимодействия со своим ребёнком, требовалась эмоциональная поддержка.

И наша главная задача была помочь родителям поверить в свои силы и активно решать совместно со специалистами возникающие проблемы.

В своей работе мы выделяем 2 направления деятельности:

- Как мы работаем с родителями?

- Как мы работаем с детьми?

В службе ранней помощи все специалисты, включая родителей работают единой командой.

1. Работу с семьёй мы начинаем с первичной встречи, в ходе которой стараемся построить доверительные отношения, выслушать их пожелания и беспокойства. Зачастую родители стараются рассказать всё о своем ребёнке. Но каждый раз эти встречи проходит по-новому и единого шаблона, который подходил бы ко всем детям нет. Чаще всего родители приходят вместе ребёнком. И для нас, специалистов, это уникальная возможность наблюдать ребёнка в игровой деятельности, взаимодействии с родителями. Специалисты службы собирают все анамнестические данные ребёнка и его семьи. Родители подписывают все необходимые документы (заявление о зачислении в ЦРП, согласие на обработку персональных данных, договор об оказании образовательной услуги). Встречу с родителями регистрируем в журнале первичной консультации, а также в журнале зачисления ребёнка в ЦРП.

2. На заседании ПМПк ДОУ рассматриваются вопросы по дальнейшей образовательной траектории вновь поступившего ребёнка (согласно рекомендациям из приложения приказа Департамента образования, определяются специалисты для работы с особым ребёнком и время встреч, начинается разработка ИОМа, стоит отметить, что ИОМ в течении года корректируется, на основании ТПМПК, ИПРА).

3. В разработке индивидуального образовательного маршрута участвуют все специалисты, проводившие работу с ребёнком. Представляем вашему вниманию индивидуальный образовательный маршрут. Данный документ разделен на три блока (информационный, диагностический, содержательный). В информационном блоке указываем общие сведения о ребёнке (ФИО, дата рождения, режим посещения, группа здоровья, сведения о семье (информация о родителях, статусе семьи, и её составе, также в данном блоке указываем специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, основания разработки ИОМа.

В диагностическом блоке указываем всех специалистов, которые проводили коррекционно-развивающую работу с ребёнком. Также в данном блоке указываем диагностический инструментарий каждого специалиста. В течении учебного года проводим диагностику три раза (при поступлении ребёнка - первичную, в середине учебного года - срезовую и в конце учебного года – итоговую). По результатам каждой диагностики специалисты заполняют заключение на ребёнка.

В содержательном блоке специалисты Центра указывают направления деятельности, используемый инструментарий (программы, технологии, режим и форму организации работы.

4. Специалисты Центра проводят диагностику ребёнка и семьи по своему направлению деятельности. Диагностический инструментарий, используемый специалистами для исследования нервно-психического развития детей раннего возраста :

- Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста (Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт, Л. Г. Голубева);

- Тест «ГНОМ», график нервно-психического обследования младенцев (Г. В. Козловская, А. В. Горюнова и др.);

- Ранняя диагностика умственного развития (Е. А. Стребелева);

- диагностические шкалы RCDI\KID.

Также в работе с семьёй мы используем опросники, анкеты, тесты.

- Методика PARI опросник родительских установок;

- Анкета "Я И МОЙ РЕБЕНОК";

- Тест родительского отношения.

5. По результатам диагностики разрабатываются коррекционно-развивающие встречи с семьёй. На всех занятиях с ребёнком очень важно и значимо присутствие родителей для создания максимально комфортной атмосферы для ребёнка.

Встречи с семьей чаще всего проходят в Центре ранней помощи с применением Монтессори-материалов, Пертра, Дюсюма. Каждый специалист мобилен и зачастую задействовано всё образовательное пространство детского сада, это может быть сенсорная комната, спортивный зал, зимний сад.

Коррекционно-развивающие встречи направлены на развитие у ребенка речи, внимания, мышления, мелкой и крупной моторики. Свою работу мы выстраиваем с опорой на родителей. На практических встречах родители вместе с детьми играют, танцуют, рисуют, лепят, общаются, учатся взаимодействовать, открывают новые для себя развивающие игры и их возможности, а также узнают, как адаптировать домашние условия к потребностям и возможностям ребенка. Вместе с тем ребенок учится взаимодействовать с другими взрослыми, другими детьми.

Посещая Центр ранней помощи, родители и ребенок привыкают к детскому саду, специалистам. В результате проведения такой разносторонней работы родители становятся помощниками, надежной защитой и опорой. Работа специалистов службы сопровождения не ограничивается только проведением занятий с детьми.

Достаточно часто дети Центра ранней помощи выезжают за пределы города на лечение и реабилитацию. Специалисты службы сопровождения стараются не упускать своих подопечных из виду, поддерживают отношения с семьями дистанционно, оказывают консультативную помощь.

За период деятельности Центра ранней помощи психолого-педагогическую поддержку получило 6 детей, далее по возрасту они переходят в группу кратковременного пребывания «Особый ребёнок».

За год функционирования Центра ранней помощи мы столкнулись со следующими проблемами:

- отсутствие Центров ранней помощи в каждом детском саду, сказалось на посещаемости детей, поскольку родителям с детьми не всегда было удобно добираться до нашего детского сада.

- сложность в организации групповых встреч, так как особенные дети очень часто находятся на лечении и реабилитации как в нашем городе, так и за его пределами.

Проработав в данном направлении, мы видим необходимость в ранней помощи детям, испытывающих трудности в развитии. Считаем, что за такими центрами будущее. Своевременное оказание психологической поддержки семье, коррекционно-развивающей работа с ребёнком помогает предупредить вторичные нарушения и выработать способы адекватной компенсации нарушений психического развития ребёнка.

Публикации по теме:

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Педагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенкаПедагогическая гостиная для родителей. Использование дидактических игр для развития ребенка Самая важная работа воспитателя - это работа не только с детьми, но и их родителям. Я думаю, что всем родителям бывает интересно узнать.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи, имеющей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития
Опубликовано: 10 июня 2020 в 17:44
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД