гонннова Татьяна
Психолого-педагогическая работа по развитию ранней одаренности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. [2] Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в нашем детском саду. [1]
Публикация «Психолого-педагогическая работа по развитию ранней одаренности дошкольников» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2022
Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике детского сада мы видим, что требования к ребёнку постоянно возрастают, но в тоже время растет количество детей с различными патологиями здоровья.
В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а также родителей для формирования у них научно-адекватных современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с одаренными детьми. [4]
Новизна программы заключается в определении эффективных путей для развития потенциальных способностей дошкольников, раскрытия их индивидуальности через разработку системы в данном направлении.
Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие детей каждого уровня одаренности.
Задачи.
1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.
2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.
3. Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.
4. Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.
5. Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города.
Наша программа включает в себя пояснительную записку (цель, задачи, актуальность, проблема, новизна, принципы, этапы, структура, учебный план, календарно – тематический план, план работы с родителями, ожидаемые результаты, список литературы, приложения с НОД.
Приемы, методы, формы работы с одаренными детьми на НОД.
1. Конструктивная деятельность старших дошкольников, направленная на формирование предпосылок инженерного мышления у детей посредством внедрения технологии трёхмерного моделирования на основе отечественного конструктора «Фанкластик».
2. Проектно – исследовательская деятельность
В основе технологии проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие мышления.
3. ИКТ, игровая технология, разноуровневые задания.
В век информационных технологий игра приобрела более широкое значение. Не секрет, что современные дети увлечены компьютерными играми, поэтому информационные технологии так же могут послужить педагогу и в применении игровых технологий. Вся НОД проходит с учетом индивидуальных заданий для детей.
4. Технология сотрудничества.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, когда одарённый ребёнок, работая в паре или группе, может стать ведущим и учить других.
5. Моделирование.
Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует ее осознание и развитие.
Примером моделирования в нашем детском саду является изготовление бизибордов, лэпбуков, развивающих книг во всех возрастных группах.
6. Интеллектуальные состязания («Умники и умницы», «Умка»).
В ходе реализации программы в соответствии с заявленной целью мы получили следующие результаты:
• Создана система выявления и поддержки одаренных детей дошкольного возраста
• Создана воспитательно-образовательная среда, способствующая успешности каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
• Увеличилось количество воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.
• Развит потенциал воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
• Создана необходимая материально техническая база детского сада для работы с одарёнными детьми.
• Велась пропаганда и распространение психолого-педагогического опыта работы с одарёнными детьми.
Описание выборки и методов исследования
В исследовании приняли участие воспитанники всех возрастных групп. В качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики:
1. Диагностика индивидуального развития ребёнка по Карповой
2. Методика Лыковой
3. Интеллектуальные методики: Стребелевой, Векслеру, Бендеру.
4. Методика «Карта одаренности» А. И. Савенкова
Показатели эффективности реализации программы
1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
3. Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования
4. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
5. Создание благоприятных условий для самовыражения.
6. Максимальная реализация потенциальных возможностей каждого ребёнка.
Выводы
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что
выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. [3] Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей.
Ведь именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации.
Список литературы
1. Бекетова З. Н. Организация работы с одарёнными детьми : проблемы, перспективы / З. Н. Бекетова // Завуч. – 2004. – № 7. – С. 83-87.
2. Белова Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. - М. ,1998.
3. Насибуллина А. Д. Психолого-педагогическое сопровождение одарё нных детей в системе дополнительного образования: учебно-методическое пособие / А. Д. Насибуллина. – М. : Компания Спутник+, 2007. – 96 с.
4. Панютина Н. И. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н. И. Панютина, В. Н. Рагинская, Е. Б. Кислякова [и др. ]. – Волгоград : Учитель, 2008. – 204 с.
5. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
6. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. «Одаренные дети», Москва, 1991г.
7. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, Москва, 2000г.
8. Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей»,
Ярославль,1996г.
9. Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе», Москва, 2000г.