МААМ-картинки

Психолого-педагогическая работа по развитию ранней одаренности дошкольников

гонннова Татьяна
Психолого-педагогическая работа по развитию ранней одаренности дошкольников

Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии. [2] Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в нашем детском саду. [1]

Публикация «Психолого-педагогическая работа по развитию ранней одаренности дошкольников» размещена в разделах

Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой – отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства. В реальной практике детского сада мы видим, что требования к ребёнку постоянно возрастают, но в тоже время растет количество детей с различными патологиями здоровья.

В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а также родителей для формирования у них научно-адекватных современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с одаренными детьми. [4]

Новизна программы заключается в определении эффективных путей для развития потенциальных способностей дошкольников, раскрытия их индивидуальности через разработку системы в данном направлении.

Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие детей каждого уровня одаренности.

Задачи.

1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей, поиск и систематизация методов диагностики.

2. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития одаренных детей в образовательном процессе и в свободной деятельности; для реализации их творческих способностей в научно-исследовательской и поисковой деятельности.

3. Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей.

4. Создать условия, способствующие организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей.

5. Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города.

Наша программа включает в себя пояснительную записку (цель, задачи, актуальность, проблема, новизна, принципы, этапы, структура, учебный план, календарно – тематический план, план работы с родителями, ожидаемые результаты, список литературы, приложения с НОД.

Приемы, методы, формы работы с одаренными детьми на НОД.

1. Конструктивная деятельность старших дошкольников, направленная на формирование предпосылок инженерного мышления у детей посредством внедрения технологии трёхмерного моделирования на основе отечественного конструктора «Фанкластик».

2. Проектно – исследовательская деятельность

В основе технологии проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие мышления.

3. ИКТ, игровая технология, разноуровневые задания.

В век информационных технологий игра приобрела более широкое значение. Не секрет, что современные дети увлечены компьютерными играми, поэтому информационные технологии так же могут послужить педагогу и в применении игровых технологий. Вся НОД проходит с учетом индивидуальных заданий для детей.

4. Технология сотрудничества.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, когда одарённый ребёнок, работая в паре или группе, может стать ведущим и учить других.

5. Моделирование.

Моделирование гармонично вписывается в любую проблемно-игровую ситуацию и стимулирует ее осознание и развитие.

Примером моделирования в нашем детском саду является изготовление бизибордов, лэпбуков, развивающих книг во всех возрастных группах.

6. Интеллектуальные состязания («Умники и умницы», «Умка»).

В ходе реализации программы в соответствии с заявленной целью мы получили следующие результаты:

• Создана система выявления и поддержки одаренных детей дошкольного возраста

• Создана воспитательно-образовательная среда, способствующая успешности каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.

• Увеличилось количество воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.

Развит потенциал воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.

• Создана необходимая материально техническая база детского сада для работы с одарёнными детьми.

• Велась пропаганда и распространение психолого-педагогического опыта работы с одарёнными детьми.

Описание выборки и методов исследования

В исследовании приняли участие воспитанники всех возрастных групп. В качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики:

1. Диагностика индивидуального развития ребёнка по Карповой

2. Методика Лыковой

3. Интеллектуальные методики: Стребелевой, Векслеру, Бендеру.

4. Методика «Карта одаренности» А. И. Савенкова

Показатели эффективности реализации программы

1. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности.

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;

3. Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования

4. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

5. Создание благоприятных условий для самовыражения.

6. Максимальная реализация потенциальных возможностей каждого ребёнка.

Выводы

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что

выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. [3] Поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей.

Ведь именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации.

Список литературы

1. Бекетова З. Н. Организация работы с одарёнными детьми : проблемы, перспективы / З. Н. Бекетова // Завуч. – 2004. – № 7. – С. 83-87.

2. Белова Е. С. Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать. - М. ,1998.

3. Насибуллина А. Д. Психолого-педагогическое сопровождение одарё нных детей в системе дополнительного образования: учебно-методическое пособие / А. Д. Насибуллина. – М. : Компания Спутник+, 2007. – 96 с.

4. Панютина Н. И. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н. И. Панютина, В. Н. Рагинская, Е. Б. Кислякова [и др. ]. – Волгоград : Учитель, 2008. – 204 с.

5. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.

6. Бурменская Г. В., Слуцкий В. М. «Одаренные дети», Москва, 1991г.

7. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, Москва, 2000г.

8. Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей»,

Ярославль,1996г.

9. Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе», Москва, 2000г.

Публикации по теме:

Игровая среда группы по ранней профориентации дошкольниковИгровая среда группы по ранней профориентации дошкольников Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Педагогическая работа с воспитанниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма Все мы - педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос : «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям? Как оградить их от дорожно.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Экспериментальная педагогическая работа «Шкатулка добрых дел и хороших поступков»Экспериментальная педагогическая работа «Шкатулка добрых дел и хороших поступков» Что нужно для того, чтобы люди стали добрее, чтобы доброта была повсюду? Как нужно начинать свой день? Конечно, с добрых слов и добрых дел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая работа по развитию ранней одаренности дошкольников
Опубликовано: 21 июня 2022 в 13:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД