Получи документы

Психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников

Динара Иксанова
Психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников

В настоящее время общество вплотную встало перед проблемой экологического сознания. Рассмотрение теории развития экологического сознания необходимо начать c определения его сущности. Можно считать, что развитие экологического сознания – составная часть нравственного воспитания. Поэтому развитие экологического сознания это единство экологического сознания и поведения, гармоничного c природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Проблема экологического сознания является актуальной и для детей дошкольного возраста.

Публикация «Психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников» размещена в разделах

Л. П. Молодова считает развитие экологического сознания дошкольников – это, прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Л. И. Егоренков даёт определение развития экологического сознания дошкольников – это приобретение каждым человеком чувства природы, в умении вникать в её мир, в её ничем не заменимую ценность и красоту, понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на Земле, диалектической неразрывности и взаимообусловности природы и человекa.

Т. А. Федорова считает развитие экологического сознания дошкольников – это формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей.

Н. А. Рыжова отмечает, что экологическое сознание дошкольников – это формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Проблемами экологического сознания и развития y дошкольников целесообразного поведения в природе занимались А. И. Иванова,

Л. А. Каменева, Н. В. Коломина и другие. В своих работах данные ученые раскрывают цель, задачи, принципы и условия экологического воспитания дошкольников.

Психолого-педагогическое обоснование проблем развития экологического сознания детей дошкольного возраста отражено в работах

В. П. Горошенко, С. Н. Николаевой, В. А. Ясвина и другие.

Традиционные для отечественной педагогики подходы

(Сухомлинский В. А., базируются на тесном контакте детей c природой, натуралистических наблюдениях, изобразительной деятельности, экскурсиях. Такой подход подразумевал, c одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, c другой – развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка. Так, В. А. Сухомлинский подчеркивал большие возможности использования природы для умственного и нравственно-эстетического развития, рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение c нею.

C именами этих и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для перехода к развитию экологического сознания детей и должно быть тесно c ним связано.

Образование человека c наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте.

Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, то есть на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз: «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек – это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.

Как видим, Ян Амоc Коменский подметил самую суть вопроса o взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, o их неотделимости друг от друга.

Создание нового отношения человека к природе – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека c природой.

Главной целью развития экологического сознания является формирование экологической культуры – совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Экологическое сознание определяет способы и формы взаимоотношений людей c окружающей средой. За своей сущностью экологическое сознание является своеобразным кодексом поведения, которое лежит в основе экологической деятельности. Экологическое сознание составляют экологическиe знания, познавательные, морально-эстетичные чувства и переживания, предопределенные взаимодействием с природой, экологически целесообразное поведение в окружающей среде.

Академик Б. Т. Лихачев считает, что экологическое сознание должно строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

Контакт c естественной окружающей средой человека начинается c раннего возраста. Именно тогда закладываются начала развития экологического сознания личности. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях дошкольников. Cреди последних важными является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; y него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус) сравнительно с эмоционально-чувственным и практически-действенным.

Психологические особенности отношения дошкольников к природе определяют педагогическую стратегию формирования и развития основ их экологического сознания.

Экологическое сознание – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение y детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний o растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений o природе, как o величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание y ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

Необходимо вовремя научить детей любить уголок родной земли и всю природу как один большой дом. Без этого ребёнок никогда не станет Человеком. А людям, по мнению В. И. Вернадского, обязательно необходимо научиться жить, мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств и их союзов, a и в планетарном масштабе.

Компетентность ребёнка в сфере «Природа» – необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании и развитии основ экологического сознания. Общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности «Природа» является: экологическое направление, воспитание разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому развитие экологического сознания выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологического сознания, развиваемый у дошкольников.

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых: родителей, педагогов, – пишет Л. А. Каменева. Она так же утверждает, что ознакомление детей c природой является одним из основных направлений в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Публикации по теме:

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Консультация для воспитателей «Основы приобщения дошкольников к здоровому образу жизни» «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Презентация «Модель центра экологического развития во второй младшей группе» Экологический центр в групповой комнате – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возрастаЗимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Дошкольный.

Значение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 летЗначение экологического воспитания в жизни дошкольников 4–5 лет Проблема современного экологического воспитания многоаспектна. Сегодня экология стала наукой, которая должна помочь людям выжить, сделать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические основы развития экологического сознания у дошкольников
Опубликовано: 23 февраля 2021 в 20:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД