Папки-передвижки

Психолого-педагогические основы экологического развития детей предшкольного возраста

алина лежаева
Психолого-педагогические основы экологического развития детей предшкольного возраста

В современную эпоху одной их наиболее развивающих наук является экология. Термин «экология» за последние десятилетия стал весьма популярным. Мы зачастую слышим его по радиовещание и в ежедневных разговорах, в парламентских чтениях и телевизионных дебатах, и каждый считает, то, что он правильно осознает его значимость. Но так ли это? Даже среди экспертов существует существенное расхождения в суждениях сравнительно того, то, что необходимо понимать под экологией и чем она должна заниматься.

Публикация «Психолого-педагогические основы экологического развития детей предшкольного возраста» размещена в разделах

Одним из первых определение термина «экология» в 1886 г. установил немецкий биолог Э. Геккель. По его мнению,экологияявляется областьюзнаний, изучающей экономику природы, то есть исследование общих взаимоотношений животных с живой и неживой природой.

Экология представляет собой науку о взаимоотношениях организмов растительной и животной природы. Они образуют между собой и окружающей средой различные сообщества. Экология является частью биологической науки, исследует закономерности взаимодействия фауны и флоры, их представителей между собой и окружающей средой.

Экологическое развитие – это целостность экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Для дошкольной педагогики экологическое развитие – это новое направление, которое возникло на границе 80-х и 90-х годов и в данный период проходит стадия развития.

Вопрос формирования основ экологического развития у детей предшкольного возраста во взаимодействии с природой разрешен слабо, взрослые привыкли показывать готовые образцы поведения, что не требует от детей мыслительной или поисковой деятельности, как правило запретного характера в виде директив: «не рвать!», «не шуметь!», «не навредить!», «не сломать!», «не затоптать!». Еще К. Д. Ушинский говорил, что такая «сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит».

Сегодня тема экологического развития детей является одной из главных. При всех тенденциях и нововведениях в процессе модернизации образования, она остается одной из актуальных в познавательном развитии дошкольников.

Проблемы экологического развития регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах в детских садах. Чтобы определить пробелы в знаниях, используется анкетирование по вопросам экологии и экологического развития детей. На основе данных анкет планируется дальнейшая деятельность педагогического коллектива по экологическому развитию.

«Экологическое развитие детей предшкольного возраста», с точки зрения В. Г. Фокиной, подразумевает: развитие гуманного отношения к природе, развитие концепции экологических знаний и представлений, формирование эстетических чувств, содействие ребенка в посильной для них работы по уходу за растениями и животными.

В отечественной педагогике идеи ознакомления с природой дошкольников рассматривали Р. М. Басса, А. А. Быстрова, Е. И. Волковой,

Е. Геннингса, Э. И. Залкинда, О. Иогансона, А. М. Степановой, методические рекомендации и пособия С. А. Веретенниковой, М. В. Лучича, А. Ф. Мазурина, М. М. Марковской, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, З. Д. Сизенко и других. Опорным методом которых в формировании основ экологического развития было наблюдение, накапливание экологического опыта, получение новых экологических знаний, их уточнение и расширение.

Теоретические основы экологического развития представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова,

П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и другие, в монографии С. Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства».

Экологическое развитие детей предшкольного возраста – это процесс развития у ребенка сознательно-верного взаимоотношения к объектам природы: бережного отношения к природе, умение видеть ее красоту. Подобное отношение появляется во взаимосвязи умственных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет высоконравственную позицию детей, проявляющуюся во различных конфигурациях его поведения, отмечает С. Н. Николаева.

Предшкольный возраст – это особый этап в жизни и развитии ребенка, в это время он начинает лучше думать, понимать окружающее пространство [10, c. 32].

Поэтому, формирования основы экологического развития у детей предшкольного возраста приобретает наиважнейшее значение, становится первоочередной задачей.

Таким образом, главной целью является формирования основ экологического развития у детей предшкольного возраста с позиции функционального соответствия современным требованиям через создание психолого-педагогических условий для экологического развития детей предшкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществлять решение следующих задач по формированию основ экологического развития :

– воспитание уважения к природе через непринужденное, непосредственное общение с ней;

– формирование у личности ребенка элементарных естественнонаучных представлений и приобретаемых знаний о природе;

– формирование у ребенка навыков поисково-экспериментальной деятельности;

развитие искреннихсопереживаний к невзгодам природы, неподдельной потребности борьбы за ее сохранность;

– активное привлечение родителей к формированию благоприятных условий для формирования основ экологического развития.

Содержание экологического развитие содержит два аспекта: передачу экологических знаний и их изменение в отношение. Познания считаются неотъемлемым компонентом процесса развития начала экологической культуры, а отношение – окончательным его продуктом. Истинно экологические познания сформировывают сознательный характер взаимоотношения и дают основание экологическому сознанию.

В качестве основных критериев увеличения необходимо называть полученный ребенком навык взаимодействия с окружающим миром и последующие проявления экологической позиции личности :

– овладение норм и правил экологически аргументированного взаимодействия с окружающим миром, изменение существенной их доли в привычки детей;

– наличие необходимости в приобретении экологических знаний, направленность на практическое использование их;

– общение с растительным и животным миром, выражение доброты, отзывчивости, сопереживание им, выражение милосердия к людям, природе;

–бережный подход ко всему окружающему;

– выражение эстетических чувств, умения и потребности наблюдать и понимать прекрасное, необходимости самовыражения в творческой деятельности;

– выражение инициативы в постановлении экологических проблем ближайшего окружения.

Отличительными чертами экологического развития детей предшкольного возраста являются :

– активная деятельность детей предшкольного возраста на осознанное сохранение природы;

– разумно-ценностное отношение к природе;

– любовь к растительному и животному миру;

развитие экологических знаний, культуры и отношения к природе.

Формирование психолого-педагогических основ экологического развития в ДОО – это, прежде всего наличие объектов живой природы, отвечающие безопасности для здоровья и жизни, которые могут находиться под наблюдением и уходом педагогов и детей постоянно. Объекты живой природы понимаются нами, как «предметная» среда в жизни дошкольника, педагогом главное внимание в формировании основ экологического развития личности ребенка. Формирование основ экологического развития рассматривается нами, как длительный и многогранный процесс.

В настоящее время известно немало форм, методов, программ, методических разработок в формировании основ экологического развития у детей предшкольного возраста. В формировании практико-ориентированных навыков, осознанного экологического поведения становится пример поведения окружающих взрослых (родителей и педагогов). Наблюдая, за бережным ухаживанием взрослых за растениями и животными, фиксируя наблюдаемые эмоциональные реакции, дошкольник сохраняет полученные сведения в свою структуру личности.

Основным методом в экологическом развитии детейпредшкольного возраста является наблюдение. С его помощью ребенок приобретает различные умения, которые направлены на познание и активное преобразование природного мира: труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность; познает и внешние свойства объектов и явлений природы (окрас,

строение, запах и так далее).

Одни из часто используемых форм работы в экологическом развитие детей предшкольного возраста является :

– организованная образовательная деятельность;

– практическая деятельность в природе;

– природоохранные акции;

– деятельность кружков и клубов с тематикой о природе;

– осуществление экологических викторин и олимпиад;

– изготовление детьми совместно с воспитателем и родителями экологических листовок.

Рассмотрены экологические программы : «Жизнь вокруг нас», «Наш дом – природа», «Паутинка», «Природа и художник», «Семицветик», «Юный эколог»; комплексные программы: «Детский сад – дом радости», «Детство», «Истоки», «Кроха», «Радуга», «Развитие». Вышеперечисленные программы акцентируют внимание формирование основ экологического развития детей предшкольного возраста. Рассматривая необходимость внедрения экологического подхода в психолого-педагогическом процессе при ознакомлении детей с природой, определении понятий.

Рассмотрены программы, направленные формирование основ экологического развития.

Комплексная программа «Детство» достаточно серьезно направлена на экологического развитии детей предшкольного возраста. В ней имеет место системный подход, биоцентрическая позиция экологического содержания. Дети предшкольного возраста приобретают начальное, но обстоятельное понимание закономерностей взаимосвязей в природе, появляются умственные и практические навыки, развивается гуманное отношение.

Комплексная программа «Истоки». Авторы выделяют два психологических возраста : младший – 3-5 лет и старший – 5-7 лет, рассматривая задачи развития, определяя тип ведущей деятельности, согласно возрасту. Данная программа направлена на всестороннее развитие детей, формирование творческих универсальных способностей. Опирается на выделенный психологический возраст и требования общества.

Актуальным становится новое направление – создание психолого-педагогической среды для формирования основ экологического развития детей предшкольного возраста, что может быть осуществлено в создании закономерности эколого-педагогической работы в ДОО при обеспечении технологического процесса: организационно-методического и воспитательно-образовательного. Закономерно выстроенный технологический процесс на протяжении учебного года приведет к запланированному результату – актуальному повышению уровня экологической культуры педагогов и становлению начал формирования экологических представлений у детей.

Публикации по теме:

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возрастаЗимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические основы экологического развития детей предшкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2021 в 17:31
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД