Папки-передвижки

Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Вера Костикова
Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Самооценка детей дошкольного возраста в онтогенезе. Воспитание адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Виды и уровни самооценки личности, их особенности. Факторы, влияющие на развитие самооценки старшего дошкольника.

Публикация «Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: старшие дошкольники; старший дошкольный возраст; завышенная самооценка; адекватная самооценка; заниженная самооценка. В отечественной психологической литературе самооценке уделено большое внимание.

Понятие, структура, функции, а также проблема развития самооценки рассмотрены в работах Л. И. Божович, И. С. Кона, А. И. Липкиной, М. И. Лисиной. Самооценка представляет собой наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. В ряду исследователей, занимающихся разработкой субъективной сферы личности - проблемой самооценки – представители разных психологических школ рассматривают самооценку в соответствии в контексте самосознания, личности или категории «Я», либо в зависимости от ее компонентов (регулятивного, эмоционального, когнитивного). Предметом объективной оценки являются потенциалы личности и ее возможности, которые по разным показателям оцениваются экспертами. Вопросами изучения развития самооценки детей дошкольного возраста занимались ученые А. И. Липкина, Е. И. Савонько, Г. А. Собиева, Е. О. Смирнова, Г. Б. Тагиева в своих работах изучали зависимость уровня освоения ребенком деятельности и самооценки. Ребенок в дошкольном детстве проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию. Старшие дошкольники в основном,верно, осознают свои достоинства и недостатки, учитывая отношение к ним со стороны окружающих. То есть, развитие самооценки и самосознания составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста. В дошкольном возрасте самооценка, как правило, является завышенной – ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – дошкольник еще не может отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел. Поэтому частные негативные оценки и замечания не оказывают должного воспитательного эффекта. В работах Б. С. Волкова и Н. В. Волковой, Д. Б. Эльконина отмечается, что самооценка детей дошкольного возраста постепенно к старшему возрасту становится все более адекватной, особенно в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где, имеется реальная опора. Б. Г. Ананьев, П. М. Якобсон и другие отмечают, что к старшему дошкольному возрасту формируется способность к адекватной самооценке в конкретной деятельности, а также в специально задаваемой ситуации. Г. Б. Тагиева отмечает, что в старшем дошкольном возрасте, многие дети начинают даватьсебе адекватную оценку применительно к каким-либо конкретным видам деятельности. Для развития адекватной самооценки у детей необходимо создавать разнообразные условия, такие как:

1. Создание положительного эмоционального фона.

2. Научить детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, быть внимательными к проявлению чувств и желаний других людей.

3. Формировать у детей понятие «друг», «дружба». Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других. Сплочение детского коллектива, повышение самооценки.

4. Учить детей говорить о себе, ценить себя. Снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона. Развитие самоконтроля и произвольности движений. Для определения уровня сформированности самооценки у дошкольников были использованы методики: «Лесенка» (В. Г. Щур) и методика «Какой Я» (Р. С. Немова). В ходе исследования у детей 5-6 лет были выделены следующие особенности самооценки :

В исследуемых группах преобладает заниженная самооценка : так в экспериментальной группе этот уровень выявлен у 9 детей (45%, а в контрольной группе у 8 детей (40%). В ходе проведения диагностики в ЭГ адекватный уровень самооценки был выявлен у 20% детей (20%) в контрольной группе у 25%. Завышеннаясамооценка выявлена у 7 детей (35%) как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Анализ данных свидетельствует о том, что дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. После проведенного формирующего этапа произошли позитивные изменения: в экспериментальной группе 45% детей поднялись до адекватного уровня, в контрольной группе динамика произошла у 5% испытуемых. Дети стали более самостоятельными, уверенными в себе, повысилась их познавательная активность. Они свободнее выражают свои эмоциональные состояния, делятся своими личными проблемами, переживаниями потребностями Значительно улучшились их коммуникативные навыки. Реализованная система работы доказала свою эффективность при следующих условиях : создание положительного эмоционального фона, обучении детей распознавать и оценивать свои эмоции и эмоции других людей, сплочение детского коллектива и снятие эмоционального напряжения, создание эмоционально-положительного фона, развитие самоконтроля.

Библиографический список:

1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии. Т. 2: Развитие и воспитание личности / Б. Г. Ананьев ; под ред. Н. А. Логиновой ; отв. ред. и сост. Л. А. Коростылева, Г. С. Никифоров. – СПб. : Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2007. – 548 с.

2. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1998. № 4. – С. 47. НАУЧНО–ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» НОЯБРЬ, 2017 S-BA.RU 10

3. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб. : Питер, 2016. – 304 с.

4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. :Владос, 2008. – 360 с.

5. Якобсон, С. Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания до- школьников / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. – № 8. – С. 55-61.

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования гражданственности у детей дошкольного возраста на основе ФГОС до Глава I. Педагогические условия формирования гражданственности у детей дошкольного возраста на основе ФГОС ДО. 1.1. Теоретические основы.

Педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста Доклад на тему: «Значение коммуникативной компетенции в развитии детей дошкольного возраста»Значение коммуникативной компетенции в развитии.

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста При формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие педагогические условия: – разработка.

Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов «Педагогические приемы формирования адекватной самооценки обучающихся начальных классов» Цель: раскрыть место оценивания в современном.

Педагогические условия формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно.

Педагогические условия формирования смыслового восприятия художественного текста детьми старшего дошкольного возраста Главная задача педагогов является привитие детям любви и уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, воспитывать культуру чтения,.

Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями.

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного.

Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста Приложения Приложение 1 Методика диагностики уровня эмпатических способностей (по Бойко В. В.) Данный тест позволяет определить эмпатические.

Педагогические условия формирования самооценки на уроках русского языка Формирование самооценки младших школьников: опыт исследования Аннотация: В статье раскрываются результаты эмпирического исследования особенностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия формирования адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 декабря 2019 в 22:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД