Педагогические условия формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

Елена Горбатова
Педагогические условия формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

В современных условиях проблема нарушения осанки актуальна для всех детей. Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью. Правильная осанка не возникает сама по себе, как и любой двигательный навык, ее необходимо формировать с самого раннего детства. Умение правильно держать свое тело не только определяет внешний вид, но и имеет большое значение для здоровья.

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Осанка начинает формироваться с первого года жизни человека. Условиями, отрицательно влияющими на осанку детей дошкольного возраста, являются: преимущественно статический характер деятельности; недостаточный контроль родителей за состоянием осанки; несоблюдение гигиенических требований, связанных с формированием опорно–двигательного аппарата.

Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению. Понимая значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья детей, следует уделять большое внимание с раннего возраста формированию правильной осанки. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. Известно, что когда человек здоров, бодро настроен, энергичен, он и внешне преображается, подтягивается, распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья.

Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и дома.

Правильная осанка нужна не только для красоты, но и для здоровья. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Однако, как добиться этого многие не знают. Некоторые, вообще считают, что заниматься развитием здоровья должны медики, тогда как родителям полагается заботиться о питании и одежде своих чад. А между тем, правильная осанка во многом определяет здоровье человека. Она способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата, является одной из форм проявления нормального состояния и развития человека.

Отклонения от правильной осанки называются нарушением, дефектом или пороком осанки. Чаще используется термин «нарушение осанки». Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата устраняется под влияние длительных (многолетних, регулярных занятий лечебной гимнастикой.

Нарушение осанки связано с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, на фоне которых образуются прочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, навык правильной осанки утрачивается.

Причин неправильной осанки и ее дефектов очень много: гиподинамия и, как следствие недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной, неправильные позы и привычки детей. Дети с ожирение имеют недостаточную двигательную активность, что в последствии скажется на их осанке. Значительную роль в возникновении нарушения осанки играет нерегулярная лечебно-профилактическая работа, слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно-оздоровительная работа.

Нужно всегда помнить, что легче предотвратить нарушения осанки, чем исправить их. Поэтому всегда следует следить за осанкой, постоянно тренировать мышцы спины и живота.

Правильная осанка- это один из важнейших факторов физического здоровья и надо запастись терпением и настойчивостью, чтобы помочь нашим детям стать красивыми.

Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушения осанки (это пока не болезнь, а лишь нарушения костно-мышечного аппарата). Однако на фоне этого, как многим кажется, безобидного дефекта развиваются такие серьезные заболевания, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению. Кроме того, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.

Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся к 20 - 25 годам.

Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривление позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерное отклонение позвоночника в грудном отделе (кифозы) и поясничном отделе (лордозы). Причин неправильной осанки и ее дефектов много: гиподинамия и как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающей позвоночник в нужном положении; ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной. Развитие дефектов осанки способствуют несоответствующая росту ребенка мебель, неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование на постели, или лежа на боку); однообразные движения

(отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке). Значительную роль в возникновении нарушений осанки играет неудовлетворительный режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания). Развитие нарушений осанки способствуют так же частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие. Работу по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений должны вести не только врачи. Ведь дефекты осанки могут развиваться еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество не окостеневшей хрящевой ткани. Они возникают в результате того, что слишком рано детей начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые мышцы испытывают большую статическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Воспитатели и родители должны знать признаки, характеризующие правильную осанку детей: голова и туловище держатся прямо, плечи симметричны и слегка отведены назад, живот подтянут, грудная клетка развернута и выступает вперед, в поясничной части есть небольшой изгиб вперед, ноги прямые, пятки вместе, носки симметрично развернуты наружу.

Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями.

В детском саду необходимо использовать упражнения для развития больших мышечных групп, особенно спины, живота и ног, чтобы создать единый мышечный корсет. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений являются гимнастические упражнения с различными предметами.

Лечебная физкультура и массаж - наиболее подходящие способы воздействия на детский организм. Кроме того, они относительно просты, их в состоянии освоить любой взрослый человек даже без специального образования.

Интересен вопрос формирования осанки у детей дошкольного возраста. Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор объекта, предмета и гипотезы исследования.

Объект исследования – процесс физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Цель исследования – определить педагогические условия формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - повысить эффективность формирования правильной осанки через средства физического воспитания и развития детей можно, если:

- постоянно включать в комплексы утренней гимнастики упражнения на формирование правильной осанки;

- систематически включать в режим дня коррегирующие упражнения;

- постоянно следить за сохранением правильной осанки в разных формах работы по физическому воспитанию и развитию;

- работу проводить в тесном сотрудничестве с семьей.

Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, я ставлю следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия правильной осанки;

- изучить и проанализировать состояние проблемы в научной литературе и педагогической практике;

- определить педагогические условия формирования правильной осанки у детей;

- разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования:

-анализ теоретических источников;

- педагогический эксперимент;

-наблюдение;

-беседа.

Программа исследования включала следующие этапы:

1. изучение и анализ педагогического опыта в научной и методической литературе;

2. осуществление опытно – экспериментальной работы;

3. анализ и обобщение полученных результатов;

4. разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«У меня спина прямая».

У меня спина прямая, Я наклонов не боюсь (наклоны вперед, Выпрямляюсь, прогибаюсь, Поворачиваюсь

(действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два

(повороты туловища).

Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу

(ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два

(повороты туловища).

Я могу присесть и встать,

Снова сесть и снова встать

(действия в соответствии с текстом,

Наклонюсь туда-сюда!

Ох, прямёшенька спина

(наклоны туловища).

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два

(повороты туловища).

ИНТЕГРАЦИЯ ЗАНЯТИЙ КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКОЙ с ФОРМИРОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Ходьба: чередование шагов под счет

4 шага с высоким подниманием бедра;

8 шагов - обычная ходьба;

4 шага - выпады;

8 шагов - обычная ходьба;

4 шага - в полуприседе;

8 шагов - обычная ходьба;

4 шага - на носках;

8 шагов - обычная ходьба.

Упражнение «Линия»: носки и пятки вместе; руки вверх, ладони внутрь; животы, колени, ягодицы подтянуты; равномерная опора на пальцы и пятки обеих стоп; пальцы рук тянутся вверх.

Упражнение «Косой крест»: ноги широко врозь, руки вверх и в стороны, ладонями вперед, равномерная опора на пальцы и пятки обеих стоп, пальцы рук тянутся вверх и в стороны. Животы, колени, ягодицы подтянуты, голова прямо.

Упражнение «Прямой крест»: носки и пятки вместе, руки в стороны, ладони вверх, животы, колени, ягодицы подтянуты, равномерная опора на пальцы и пятки обеих стоп, пальцы рук тянутся в стороны.

Упражнение «Треугольник»: упор стоя, ноги и кисти рук на ширине плеч, голова опущена между рук. Равномерная опора на пальцы и пятки обеих стоп, пальцы и основания ладоней обеих кистей. Колени, животы подтянуты.

Упражнение «Круг»: И. П. : стоя в кругу, ноги вместе, руки лежат на плечах друг друга.

1. Наклон вперед, прогнувшись, не сгибая ног, смотреть на пол. Удерживать положение в течение 5-8 секунд. Вернуться в И. П.

2. Полуприсед с прямой спиной. Удерживать положение в течение 5-8 секунд. Вернуться в И. П.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогические условия формирования гражданственности у детей дошкольного возраста на основе ФГОС до Глава I. Педагогические условия формирования гражданственности у детей дошкольного возраста на основе ФГОС ДО. 1.1. Теоретические основы.

Педагогические условия развития изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в организованной деятельности Проблемой создания условий развития детского изобразительного творчества детей дошкольного возраста занимались многие отечественные педагоги,.

Педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста При формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие педагогические условия: – разработка.

Формирование правильной осанки детей старшего дошкольного возраста посредством физических упражнений Курсовой проект Профессиональному модулю ПМ 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физическое развития.

Педагогические условия формирования смыслового восприятия художественного текста детьми старшего дошкольного возраста Главная задача педагогов является привитие детям любви и уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, воспитывать культуру чтения,.

Педагогические условия взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками В статье рассматривается проблема организации условий взаимодействие детей старшего дошкольного возраста со сверстниками Ключевые слова:.

Проект «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета» Проект на тему: «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков столового этикета» Цель: Формирование у детей старшего.

Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста Приложения Приложение 1 Методика диагностики уровня эмпатических способностей (по Бойко В. В.) Данный тест позволяет определить эмпатические.

Педагогические условия формирования гендерной толерантности у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы формирования гендерной толерантности заключается в том, что человечество в настоящее время перешагнуло порог третьего.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Педагогические условия формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 октября 2019 в 23:21
+120Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки