Приложение МААМ

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Дарья Кубанцева
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Кубанцева Д. А.

Аннотация

В массовых образовательных организациях помимо нормально развивающихся детей обучаются и дети с ограниченными возможностями здоровья вследствие введения инклюзивного образования. Однако детям с нарушениями развития необходимы особые условия, которые позволяют им приспосабливаться к образовательному процессу, способствуют приобретению определенных знаний, умений и навыков, личностному развитию. Создание таких условий обеспечивает психолого-педагогическое со-провождение.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

В настоящее время дети с особыми образовательными потребностями включаются в коллективы нормально развивающихся детей, что является результатом введения инклюзивного образования. Инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений [1]. Такое включение в осознанном возрасте для ребенка с ограниченными возможностями здоровья может стать причиной появления стресса, страха неприятия в обществе.

Во избежание подобных «осложнений» инклюзии детей с нарушениями в развитии образовательная организация должна обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде [2]. Это создание условий для принятия адекватного решения в разных ситуациях, оказание помощи в его принятии, система действий, позволяющих ребенку определиться с решением и нести ответственность за претворение его в жизнь.

Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение специалистами разных профилей (педагоги-психологи, специалисты сопровождения, работающими согласованно. Специалисты реализуют такие задачи, как то: содействие в решении ребенком актуальных задач развития, обучения, социализации (преодоление учебных трудностей, проблем взаимоотношений с нормально развивающимися сверстниками, нарушений эмоционально-волевой сферы и др.); психологическое обеспечение реализации образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов. Однако первоочередной задачей сопровождения является так называемая профилактика нарушений развития. Иными словами, коррекция имеющегося дефекта и предупреждение возникновения новых нарушений [3].

Сопровождение ставит своей целью создание в границах среды, в которой находится ребенок с ограниченными возможностями здоровья, условий для максимально возможного для ребенка в конкретной ситуации развития, воспитания, обучения и со-циализации. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в психологическом развитии, компенсировании нарушенных функций, а также в формировании определенных знаний, умений и навыков путем преодоления трудностей, принятия решения. Специалист вводит ребенка в ситуацию, которая может способствовать этому. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным образовательной организацией извне условиям жизнедеятельности [2].

Важнейшим условием грамотного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья является профессиональная подготовка специалистов. Успешность инклюзивного образования зависит именно от возможности получить квалифицированных, готовых к профессиональной деятельности в условиях инклюзии специалистов в результате обучения в высшем учебном заведении, а не от переподготовки уже имеющихся в образовательной организации педагогов. Специально обученный педагог, изучая психофизические особенности детей с особыми образовательными потребностями и методические аспекты специального и инклюзивного образования, сможет правильно организовать в том числе и систему работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и преодолевать трудности обучения в условиях массового образовательного учреждения [4]. Другими словами, педагоги, получившие специальное образование, могут не только способствовать грамотному осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, но также и осуществлять собственно образовательный процесс таких детей.

Психолого-педагогическое сопровождение можно назвать удовлетворением потребности человека в человеке – ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в поддержке взрослого, в данном случае педагога-психолога. В результате взаимосвязи между специалистом и учеником преодолеваются не только трудности в обучении, но и происходит становление коммуникативных навыков между ними, что затем перерастает в развитие коммуникации ребенка с особыми образовательными потребностями с нормально развивающимися сверстниками без возникновения конфликтных ситуаций.

Кроме педагога-психолога психолого-педагогическое сопровождение осуществляют также специалисты сопровождения – тьютор (ассистент учителя, социальный педагог. Тьютор отвечает за режим пребывания ребенка с нарушениями развития в образовательном учреждении, ведет дневник наблюдений, в случае необходимости может проводить индивидуальные занятия с ребенком. Социальный педагог осуществляет разработку программы формирования социальной компетентности и творческой самореализации через участие в системе внеурочных мероприятий и дополнительного образования. Все специалисты обязательно работают согласованно, только так можно добиться эффективности психолого-педагогического сопровождения в отношении детей с особыми образовательными потребностями [4].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает взаимодействие специалистов сопровождения, которое направлено на преодоление ребенком с особыми образовательными потребностями трудностей, связанных с психологическим развитием, вхождением в коллектив нормально развивающихся сверстников и установлением взаимоотношений с ними, а также с формированием определенных знаний, умений и навыков в ходе образовательного процесса. Кроме того, сопровождение осуществляет профилактику нарушений развития, оказывает содействие в принятии ребенком решений, повышает психологическую культуру учащихся, педагогов и родителей. Психолого-педагогическое сопровождение в целом обеспечивает создание благоприятных условий для успешного развития и обучения ребенка, принимая во внимание его личностные и индивидуальные особенности, что и необходимо детям с нарушенным развитием в условиях инклюзивного образования.

Список литературы:

1. Закон г. Москвы от 28.04.2010 N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве"

2. Щеголь В. И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 89-91

3. Тютина Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей: сущность и особенности. – 2012

4. Шкутина Л. А., Рымханова А. Р., Мирза Н. В., Ашимханова Г. С., Алшынбекова Г. К. Кадровый потенциал как основной фактор успешной реализации инклюзивной системы образования // Журнал Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. - том 7, №1 https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovyy-potentsial-kak-osnovnoy-faktor-uspeshnoy-realizatsii-inklyuzivnoy-sistemy-obrazovaniya

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 2 сентября 2021 в 16:57
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Кубанцева (УИ 2206721) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД