Дарья Кубанцева
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Кубанцева Д. А.
Аннотация
В массовых образовательных организациях помимо нормально развивающихся детей обучаются и дети с ограниченными возможностями здоровья вследствие введения инклюзивного образования. Однако детям с нарушениями развития необходимы особые условия, которые позволяют им приспосабливаться к образовательному процессу, способствуют приобретению определенных знаний, умений и навыков, личностному развитию. Создание таких условий обеспечивает психолого-педагогическое со-провождение.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В настоящее время дети с особыми образовательными потребностями включаются в коллективы нормально развивающихся детей, что является результатом введения инклюзивного образования. Инклюзивное образование - совместное обучение (воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений [1]. Такое включение в осознанном возрасте для ребенка с ограниченными возможностями здоровья может стать причиной появления стресса, страха неприятия в обществе.
Во избежание подобных «осложнений» инклюзии детей с нарушениями в развитии образовательная организация должна обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде [2]. Это создание условий для принятия адекватного решения в разных ситуациях, оказание помощи в его принятии, система действий, позволяющих ребенку определиться с решением и нести ответственность за претворение его в жизнь.
Осуществляется психолого-педагогическое сопровождение специалистами разных профилей (педагоги-психологи, специалисты сопровождения, работающими согласованно. Специалисты реализуют такие задачи, как то: содействие в решении ребенком актуальных задач развития, обучения, социализации (преодоление учебных трудностей, проблем взаимоотношений с нормально развивающимися сверстниками, нарушений эмоционально-волевой сферы и др.); психологическое обеспечение реализации образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов. Однако первоочередной задачей сопровождения является так называемая профилактика нарушений развития. Иными словами, коррекция имеющегося дефекта и предупреждение возникновения новых нарушений [3].
Сопровождение ставит своей целью создание в границах среды, в которой находится ребенок с ограниченными возможностями здоровья, условий для максимально возможного для ребенка в конкретной ситуации развития, воспитания, обучения и со-циализации. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в психологическом развитии, компенсировании нарушенных функций, а также в формировании определенных знаний, умений и навыков путем преодоления трудностей, принятия решения. Специалист вводит ребенка в ситуацию, которая может способствовать этому. В частности, психолог, сопровождая вместе с педагогом ребенка в процессе школьного обучения, может, с одной стороны, помочь ему максимально использовать предоставленные возможности для образования или развития, а с другой стороны, приспособить индивидуальные особенности к заданным образовательной организацией извне условиям жизнедеятельности [2].
Важнейшим условием грамотного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья является профессиональная подготовка специалистов. Успешность инклюзивного образования зависит именно от возможности получить квалифицированных, готовых к профессиональной деятельности в условиях инклюзии специалистов в результате обучения в высшем учебном заведении, а не от переподготовки уже имеющихся в образовательной организации педагогов. Специально обученный педагог, изучая психофизические особенности детей с особыми образовательными потребностями и методические аспекты специального и инклюзивного образования, сможет правильно организовать в том числе и систему работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности и преодолевать трудности обучения в условиях массового образовательного учреждения [4]. Другими словами, педагоги, получившие специальное образование, могут не только способствовать грамотному осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, но также и осуществлять собственно образовательный процесс таких детей.
Психолого-педагогическое сопровождение можно назвать удовлетворением потребности человека в человеке – ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в поддержке взрослого, в данном случае педагога-психолога. В результате взаимосвязи между специалистом и учеником преодолеваются не только трудности в обучении, но и происходит становление коммуникативных навыков между ними, что затем перерастает в развитие коммуникации ребенка с особыми образовательными потребностями с нормально развивающимися сверстниками без возникновения конфликтных ситуаций.
Кроме педагога-психолога психолого-педагогическое сопровождение осуществляют также специалисты сопровождения – тьютор (ассистент учителя, социальный педагог. Тьютор отвечает за режим пребывания ребенка с нарушениями развития в образовательном учреждении, ведет дневник наблюдений, в случае необходимости может проводить индивидуальные занятия с ребенком. Социальный педагог осуществляет разработку программы формирования социальной компетентности и творческой самореализации через участие в системе внеурочных мероприятий и дополнительного образования. Все специалисты обязательно работают согласованно, только так можно добиться эффективности психолого-педагогического сопровождения в отношении детей с особыми образовательными потребностями [4].
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает взаимодействие специалистов сопровождения, которое направлено на преодоление ребенком с особыми образовательными потребностями трудностей, связанных с психологическим развитием, вхождением в коллектив нормально развивающихся сверстников и установлением взаимоотношений с ними, а также с формированием определенных знаний, умений и навыков в ходе образовательного процесса. Кроме того, сопровождение осуществляет профилактику нарушений развития, оказывает содействие в принятии ребенком решений, повышает психологическую культуру учащихся, педагогов и родителей. Психолого-педагогическое сопровождение в целом обеспечивает создание благоприятных условий для успешного развития и обучения ребенка, принимая во внимание его личностные и индивидуальные особенности, что и необходимо детям с нарушенным развитием в условиях инклюзивного образования.
Список литературы:
1. Закон г. Москвы от 28.04.2010 N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве"
2. Щеголь В. И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 9. – С. 89-91
3. Тютина Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей: сущность и особенности. – 2012
4. Шкутина Л. А., Рымханова А. Р., Мирза Н. В., Ашимханова Г. С., Алшынбекова Г. К. Кадровый потенциал как основной фактор успешной реализации инклюзивной системы образования // Журнал Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. - том 7, №1 https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovyy-potentsial-kak-osnovnoy-faktor-uspeshnoy-realizatsii-inklyuzivnoy-sistemy-obrazovaniya