Немм Светлана Геннадьевна
Психолого-педагогическое сопровождение молодых родителей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
С. Г. Немм
воспитатель: Детский сад “Феденька”. Абакан, Республика Хакасия
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования делается акцент на необходимость «взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников», сформулирована позиция семьи как заказчика и активного участника образовательного процесса [7]. Особую актуальность проблема взаимодействия с семьей приобретает в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение молодых родителей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Адаптационный период – это всегда серьёзное испытание для малышей, когда возникают вызванные адаптацией стрессовые реакции, которые надолго нарушают эмоциональное состояние детей. В этот период ребёнок часто находится между двумя важнейшими институтами воспитания – семьей и детским садом, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Традиционно под адаптацией понимается «процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям». [1, с. 23] Период адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения – это всегда трудный период не только для самого ребенка, но и для его родителей и воспитателей.
У многих детей изменение привычных условий жизни и отрыв от семьи сопровождается стрессовыми состояниями, и нередко вызывает у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Ребенок оказывается не готов к предстоящим изменениям окружающей среды. Это проявляется при встрече с незнакомыми взрослыми и большим числом сверстников, несовпадении домашних приёмов общения с ребенком и общения в детском саду, несамостоятельностью ребенка, неумением выполнять простейшие режимные процессы.
Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное её течение для малыша, необходимо обеспечить не только постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение, но и подготовку родителей к поступлению ребенка в детский сад.
Как показывает наш опыт общения с семьями воспитанников, особое внимание всегда следует обращать на молодых родителей, которые впервые приводят своего первенца в детский сад. Именно в молодых семьях наблюдается несформированность родительской позиции по отношению к ребенку. Это обусловлено теми особенностями, которые присущи молодой семье. Исследования Е. В. Рыбак, Н. Г. Слепцова, А. Б. Федулова О. Л. Зверевой, и др. ученых свидетельствуют о том, что «воспитание в молодой семье чаще всего осуществляется стихийно и осложняется ограниченностью родительского опыта, недостатком или вообще отсутствием педагогической культуры, неготовностью супругов принять на себя новые социальные роли – матери и отца. Различные установки на воспитание, педагогические неудачи увеличивают напряжение в период адаптации супругов, а это отрицательно сказывается на отношениях молодых родителей к ребенку, который появляется в семье в первые годы брака». [3, с. 24]. Кроме того, у многих молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребёнка в детском саду, о том, какие условиях создаются педагогами для развития и воспитания малыша, в соответствии с этим, какие условия необходимо создавать ребенку дома для того, чтобы подготовить его к поступлению в детский сад. Поэтому важной задачей при поступлении малыша в детский сад является психолого-педагогическое сопровождение молодых родителей.
Сопровождение, по определению М. Р. Битяновой, это «определенная идеология работы, объединяющей цели психологической и педагогической практики, которая акцентирует внимание на главном – на личности ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение – профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в образовательной среде» [2, с. 123]. Целью психолого-педагогического сопровождения семьи является создание и поддержка благоприятной социальной среды для развития личности ребенка и института семьи в целом.
Детский сад «Феденька» - г. Абакане впервые открыл свои двери для детей и родителей 31 августа 2020 Года. Дети, поступившие к нам в младшую группу, пришли в детский сад впервые. Изучив контингент семей, которые привели своих детей в нашу группу, мы пришли к выводу о том, что в основном это молодые родители, возраст которых составляет до 30 лет и воспитывали они первого ребенка. Для того, чтобы процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению проходил успешно была разработана и реализована программа психолого-педагогического сопровождения молодых родителей, которую мы назвали «Счастливы вместе». Целью психолого-педагогического сопровождения молодых семей является – создание благоприятных условий в семье и в детском саду для обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ, а также для воспитания и полноценного развития малышей. Данная цель была конкретизирована в задачах: повышение родительской компетентности; оптимизация детско-родительских отношений; оснащение молодых родителей новыми способам взаимодействия с ребёнком; оказание помощи молодым родителям в период адаптации детей к условиям детского сада, в создании благоприятного микроклимата в семье, основанного на принятии и взаимном уважении; осознание ценности семьи и родительства.
Первым этапом психолого-педагогического сопровождения семьи является диагностический этап. На данном этапе мы постарались максимально познакомиться с семьями воспитанников. В начале нашей работы мы провели анкетирование родителей на тему : «Готов ли Ваш ребёнок к поступлению в ДОУ», в котором постарались выяснить особенности развития и воспитания из ребенка в условиях семьи, побольше узнать о каждом малыше: его привычках, интересах, предпочтениях в деятельности, активности, самостоятельности, любимых игрушках, привязанности к членам семьи др. Провели тест-опрос «Исследование родительских ожиданий». Все полученные сведения были учтены при построении тематического плана работы с молодыми родителями.
Во время адаптации ребёнка к условиям детского сада, мы вели индивидуальный журнал ребёнка раннего возраста, где фиксировались данные диагностики нервно-психического развития ребенка на начало и конец адаптации ребенка в детском саду.
Необходимо отметить, что работа с молодыми родителями началась еще до знакомства с семьями, родителям были отправлены приглашения о «Дне открытых дверей», который был организован как для родителей, так и для малышей, чтобы они могли лучше познакомиться с детским садом. Мы заранее подготовили для родителей буклет о детском саде с описанием режима дня, с указанием времени работы ДОУ и часов приёма заведующей, старшего воспитателя, других специалистов, с указанием контактных телефонов. День открытых дверей – это всегда праздник, где родители могут познакомиться с достижениями ДОУ, основными направлениями его работы. Для родителей была подготовлена и проведена экскурсия по детскому саду, где мы знакомили родителей с персоналом детского сада, группой, в которую пойдёт малыш. Обычно роль экскурсовода выполняет старший воспитатель или психолог. Он рассказывает родителям о режиме дня и правилах, которые необходимо соблюдать, отвечает на все вопросы родителей. В группе родители знакомятся с воспитателем и его помощником, которые проводят их по групповой комнате: показывают игрушки, кроватку, где будет спать ребёнок, туалет и раздевалку. Мы считаем это важным в работе с семьёй, поскольку каждая мама могла сама убедиться в том, что малышу здесь будет комфортно и интересно, и расскажет остальным членам семьи, в первую очередь ребёнку, о том, как интересно и весело в детском саду.
Большое внимание мы старались уделять первому знакомству с семьёй. Мы считаем, что очень важно, чтобы родители получили первые позитивные впечатления о нашем детском саде, поэтому, первая встреча была продумана до мелочей, мы организовали и провели ее в неформальной обстановке, за чашкой чая, с использованием различных игровых методов на установление коммуникативных контактов с родителями, для того, чтобы снять скованность и напряжение, вызвать у них доверие. В такой неформальной обстановке старались узнать как можно больше о каждом ребенке, его особенностях, традициях семьи, изучали пожелания родителей. Такая организация знакомства способствовала зарождению партнёрских, доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.
Тематический план Программы включал в себя 8 занятий с родителями, построенных традиционных и нетрадиционных формах. Тематика встреч с родителями весьма многообразна. Например: «Мы и наш ребёнок»; «Как подготовить малыша к поступлению в детский сад»; «Чувства родителей и чувства детей, или как научиться слушать и понимать своего ребенка»; «Я знаю,- меня любят или способы передачи любви ребенку»; «Я-сам или воспитание самостоятельности у малыша»; «Семейная игротека или играем вместе с ребёнком» и др. Следует отметить, что эффективность взаимодействия с молодыми родителями обеспечивалась слаженной работой все специалистов ДОУ: медицинского работника, педагога-психолога, методиста, воспитателей группы. Формы работы были разнообразны: Игровой тренинг- «Давайте познакомимся», «Как общаться с ребенком?»; Семейная игротека или играем вместе с ребёнком»; традиционные родительские собрания, например: «Как подготовить малыша к поступлению в детский сад»; круглый стол «Любим ли мы своего ребенка?». Также с родителями проводились индивидуальные консультации для оказания помощи в решении конкретных проблем, возникающих в период адаптации ребенка к условиям детского сада. В приемной для родителей была размещена стендовая информация: «Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду»; «Как развивать навыки самостоятельности у малыша»; «Как играть с детьми».
Таким образом, реализации Программы психолого-педагогического сопровождения молодых семей в период адаптации детей к условиям детского сада, которая обеспечивала профессионально слаженную и продуманную работу всех специалистов детского сада, - педагогов, психологов и медиков, способствовало не только укреплению взаимодействия с родителями, но и явилась залогом оптимального течения адаптации детей к условиям дошкольного учреждения. В процессе реализации Программы мы убедились в том, что если родители и сотрудники дошкольного учреждения объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребёнка пошли ему на благо.
Литература
1. Акименко А. К. Понятие адаптации, ее критериях и механизмах адаптационного процесса/ Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. трудов. - Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – Вып. 3. –110 с.
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1997. - 298 с.
3. Молодая семья в современном обществе: методическое пособие для специалистов по работе с семьей и молодежью / Е. В. Рыбак, Н. Г. Слепцова, А. Б. Федулова, Н. В. Цихончик, под общей ред. Е. В. Рыбак. — М. : ООО «ТР-Принт», 2016. — 150 с.
4. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования
5. [Электронный ресурс] : учебное пособие / К. В. Адушкина, О. В. Лозгачёва;
6. Урал. гос. пед. ун-т. – Электрон. дан. – Екатеринбург. 2017.
7. ФГОС дошкольного образования – Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html