Лучший педагог года

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей»

Гуля Исмакова
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад «Ромашка»

р. п Степное Советский район Саратовская область

Опыт работы

по Экологическому воспитанию

на тему:

«Развитие познавательного интереса и наблюдательности у дошкольников в процессе экологического воспитания»

Подготовила:

Публикация «Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию „Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей“» размещена в разделах

Воспитатель Исмакова Г. Ж.

Тема: «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у дошкольников в процессе экологического воспитания»

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство. Так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь, остаются в памяти человека.

С самых ранних лет я воспитываю у детей любовь к природе, к лесу, молодым зеленым насаждениям, приучаю их беречь птиц и вообще «братьев меньших». Надо как можно раньше ввести детей в мир природы, дать им возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в ней. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, шелесту листьев, журчанию ручья, следам животных, я учу их понимать природу, стараюсь объяснить некоторые происходящие в ней явления.

Научить детей видеть прекрасное – дело сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям. А дети очень наблюдательны и чутки к словам, настроению и делам взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику. Любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание, а также познание.

Понимая значимость и актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников, я проработала большое количество литературы, интернет страниц, просмотрела программы дошкольного воспитания, и пришла к выводу, что программа Н. А. Рыжовой «Наш дом-природа», больше всего перекликается с моими чувствами, моими познаниями в сфере экологии, и, на мой взгляд, больше подходит для ДОУ и моих воспитанников в частности. Эта программа привлекла меня и тем, что в ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника. Экскурсии в природу, знакомство с живыми объектами, игра, уход за растениями и животными – все это позволяет, приобщить ребенка к правильному восприятию развития познавательного интереса и наблюдательности в процессе экологического воспитания.

В процессе работы мною были определены цели экологического воспитания :

1. развить у детей познавательный интерес к миру природы;

2. научить детей, не только видеть красоту окружающей среды, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании и бережном отношении к ней;

3. формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;

4. воспитать патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства

5. приобщать к совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями

Решение этих задач по экологическому воспитанию возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из проблемных ситуаций, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся, радуемся.

Для решения поставленных целей я выделила основные направления своей работы по экологическому воспитанию :

Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

Помочь понять им для чего нужны природные связи (для того чтобы не нарушать их, так как нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия и для природы и для человека). Зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно.

Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (Здесь мы делаем акцент на правила поведения в природе).

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Работа с родителями

Работа ведется по парциальной программе: «Наш дом природа» Н. А. Рыжовой. Она является дополнением к основной «Программе воспитания и обучения в

детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

А также используется дополнительная литература:

С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду»

Москва «Просвещение» 2000г

Л. С. Журавлева «Солнечная тропинка» Занятия по экологии.

Москва- Синтез 2006г

В. А. Степанова «От осени до лета» Москва 2007г.

Л. Г. Горькова «Экологическое воспитание дошкольников»

«ВАКО» Москва 2005г

Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми»

При построении педагогического процесса были применены следующие принципы, которые отражены в программе.

1. Доступность:

- учет возрастных особенностей детей

- адаптированность материала к возрасту

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному

- частое повторение усвоенных правил и норм

3. Наглядность:

- учет особенностей мышления

4. Динамичность:

- интеграция программы в разные виды деятельности

5. Дифференциация:

- учет возрастных особенностей

- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Программа «Наш дом - природа» - это программа коллективных игр, занятий, бесед, целевых прогулок, театрализованных представлений, экскурсий, решений житейских ситуаций, физкультурных праздников, развлечений и досугов.

По этой программе я начала работать с 2006 года. За это время мною неоднократно были проведены открытые занятия на районном уровне, и на уровне детского сада. Для распространения собственного педагогического опыта участвую в районных и областных конкурсах семинарах. В 2010 году стала победителем районного конкурса «Воспитатель года 2010». В 2013г и 2015 году участвовала в областном партийном конкурсе «Лидеры дошкольного образования», в номинации «Лучший воспитатель детского сада» (2013г, «Мое призвание» (2015г, где заняла второе место.

Уже сложилась своя система работы. Обобщая свой личный опыт и опыт своих коллег, я составила перспективный и календарный план экологического воспитания. В них включены конспекты занятий, развлечения, родительские собрании, консультации и т. д.

В настоящее время проектная деятельность одна из эффективных форм в воспитательной работе с детьми нашего ДОУ. Мною разработан проект «Мир зеленых друзей». Главная тема моего проекта - «Что мы знаем о растениях?». В проекте представлены перспективное планирование, анкетирование детей с родителями, дидактические и экологические игры, материал и оборудование для занятия, тестирование ребенка, диагностика, дневники наблюдений, конспекты занятий и развлечении. Проект я разместила на интернет странице Саратовского сайта ГОУДПО «СапИПКиПРО»

В целях дополнительного образования, в нашем садике ведется кружковая работа. Кружком «Росточек» руковожу я, его посещают 12 детей. Основной задачей кружка является раскрытие экологических связей. Без раскрытия этих связей я считаю просто невозможно полноценное экологическое воспитание. В раскрытии связей природы (живой-неживой, живой-живой, неживая-человек, живая-человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры, они играют в них охотно, с интересом.

В результате проводимых мною занятий, развлечений, экскурсий, прогулок, игр дети познакомились с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. Начали формироваться такие качества, как реалистическое понимание явлений в природе, любознательность, навыки бережного отношения и любви к природе, забота о живых существах, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

И когда на занятиях, я вижу глаза детей, которые блестят от восторга, слышу смех, вижу, с каким удовольствием они занимаются, и у меня на душе радостно!

По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх, экспериментах и опытах, в кружковой работе, экскурсиях, прогулках.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием, а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Ежегодно в начале и в конце учебного года, я провожу диагностику знаний детей по экологическому воспитанию. Сравнивая результаты уровня знаний моих воспитанников за три года, можно сделать вывод, что показатели высокого уровня значительно возросли.

Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

во-первых, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов.

Мой опыт работы показывает, что эффективное средство работы с

родителями – экологический стенд. В моей группе оформлен стенд, который

называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!» Здесь и слова

знаменитых людей, статьи, призывающие к добрым чувствам, милосердию,

бережному отношению к природе, дающие конкретные знания. В помощь

родителям создана рубрика «Советы и секреты старичка-Боровичка», где

знакомлю родителей ежеквартально с природой ее тайнами и загадками.

Так же мною, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей (родительские собрании, консультации, анкетирование, выставка художеств, литература о природе, детские работы, выставка поделок из природного материала, изготовление кормушек для птиц в зимнее время, скворечников весной. Я стараюсь убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье.

В целом хочется отметить, что моя работа по экологическому воспитанию, которую я вела на протяжении трех лет уже сейчас дает свои плоды. Мои воспитанники имеют определенный багаж знаний во взаимосвязях в природе. Научились видеть не только красоту окружающей среды, но и участвуют в ее создании, у них развита высокая творческая активность, наблюдательность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие, уважение к труду взрослых.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста» Умственное развитие ребёнка по мнению Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, со.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в рамках работы центров «Я выбираю» В любой из программ дошкольного воспитания одной из первоочередных задач стоит сохранение здоровья детей, а так же «возможность радостно.

Методическая разработка из опыта работы по экологическому воспитанию Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении нужно с момента прихода детей в ясельную или I младшую группу. Свою работу провожу.

Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста Из опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Воспитатель: 1 кв. категории Путиловой М Е. «У ребенка необходимо.

Консультация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ходе детского экспериментирования» Формирование и развитие познавательного интереса у будущего первоклассника-это часть широкой проблемы воспитания его всесторонне развитой.

Развитие у детей познавательного интереса к природе Алтайского края средствами экспериментальной деятельности Пояснительная записка Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Понимая значение экспериментирования.

Развитие познавательного интереса детей раннего возраста с помощью опытов и экспериментов (фотоотчет)Развитие познавательного интереса детей раннего возраста с помощью опытов и экспериментов (фотоотчет) К. Е.  тимирязев:Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы,.

Развитие познавательного интереса у детей посредством ознакомления с историко-культурным наследием родного края «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если.

Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной.

Родительское собрание «Развитие познавательного интереса у дошкольников к предметному миру» Цель:приобщение родителей к проблеме развития познавательного интереса ребёнка к предметному миру, к обогащению содержания его социального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей»
Опубликовано: 23 октября 2015 в 19:21
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД