Светлана Першан
Пути формирования эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время люди перестали доверять миру и отдельному человеку. Взрослые, конечно, стараются сделать так, чтобы у ребенка всё было, и развивающие игрушки, и одежда. Но никто, не обращает внимание, на самое важное в воспитании, на семейные ценности, а это в первую очередь - умение любить. Любить небо, ветер, звезды, деревья, бабочку – это очень важно! А еще более важно, чтобы дети умели любить людей: всех вместе и отдельно каждого человека, который встречается на их пути. Хотя это очень трудно и для этого, прежде всего, нужно научиться любить самого себя. Надо осознать свое несовершенство и принять его, позволив себе не быть Богом, а развиваться в течение всей жизни. И не загонять вглубь себя свои чувства, а осознавать и выражать их – и это еще одна нелегкая задача. А уж научиться управлять своим гневом и страхом – это крайне тяжело. Ведь нужно уметь доверять человеку. Увидеть в любом, даже не очень хорошем человеке его светлые качества, а они есть в каждом. Стремиться, не только получать что-то от людей, но и отдавать им хоть капельку самого себя, своей радости, своего тепла. И обязательно согревать своим теплом близких людей – маму, папу, бабушек, дедушек, братьев и сестер.
Публикация «Пути формирования эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии» размещена в разделах
Сказкотерапия оказывает воздействие на эмоциональное состояние ребенка, мотивацию его поступков, на внутренний мир и нравственные ориентиры в условиях социализации личности дошкольника. Поэтому использование сказкотерапии может представлять не только теоретический, но и практический интерес.
Развитие эмпатии представляет неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у детей дошкольного возраста культуры межличностных отношений. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации сценами насилия, дети становятся нечувствительными к боли другого человека. По мнению В. А. Сухомлинского (1) : «Глухой к другим людям – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков.».
Поэтому главная цель в формировании эмоционально – волевой сферы - это повышение уровня развития заботливого отношения ребенка к окружающим; углубление знаний родителей по теме нравственного воспитания. А для этого необходимо расширять представления у детей о понятиях «добро» и «зло», развивать способности к эмоциональному сопереживанию, развивать стремление к проявлению сочувствия и сопереживания ко всем тем, кто в них нуждается, и воспитывать гуманное отношение к родным, близким, сверстникам, животным.
Использование сказкотерапии помогает сформировать умение доходчиво и правильно формулировать свои мысли, устанавливать причинно – следственные связи. Дети на занятиях испытывают радость от встречи со Сказочной страной, пишут письма (рисунки) Доброй фее – волшебнице с пожеланием прислать новую сказку, с которой они соприкоснутся, проживут сами в специально подготовленной обстановке, где царит тайна и волшебство, где добро побеждает зло. Это говорит о том, что дети не просто играют в сказку или выполняют интересные упражнения, а исследуют незнакомый им МИР. И упражнения, которые будут выполнять дети, это не развивающие игры, а условия жизни в Сказочной стране. Сказка поможет нам развивать эмпатию, фантазию, воображение. Дети учатся слушать, что говорят сказочные герои и другие дети. Посредством сказкотерапии у детей необходимо выявлять такие качества личности, которые будут понятны и знакомы дошкольникам и получат в обществе моральную оценку. Это отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие, отношение к труду (трудолюбивый – ленивый, отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый - жадный, честность (честный – лживый, смелость (смелый – трусливый). В структуру занятий по сказкотерапии входят игровые приемы, с помощью которых создается игровая мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается или проявление сопереживания героям в трудных ситуациях. Решаются проблемные ситуации, которые позволяют закреплять в сознании детей значимость проявления эмпатии. Задача педагога – в любые отрезки режимных моментов обращать внимание на нравственную сторону поступков и давать моральную оценку. Это очень важно! Необходимо побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка. Все ситуации, которые требуют поставить себя на место другого, формируют у детей осмысление переживаний других людей (животных). А побуждающий вопрос «Как бы ты поступил?» помогает ребенку связать услышанное (прочитанное, увиденное) с собственным нравственным опытом, переживаниями.
В. А. Сухомлинский «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способныть стать человеком, но не готовым человеком. Человеком надо его сделать». (1)
Список литературы:
1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. В. А. Сухомлинский — М. : Педагогика, 1990.