Получи документы

Пути социализации воспитанников с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Марина Газизова
Пути социализации воспитанников с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Одной из актуальных проблем современного общества является обучение и процесс социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, может быть включен в образовательную и социальную жизнь учреждения, что позволит ему добиваться успехов, ощущать безопасность и свою значимость в коллективе сверстников.

Публикация «Пути социализации воспитанников с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)» размещена в разделах

Понятие социального развития (социализация) включает контактность и формы контакта, развитие средств общения, эмоциональную сферу, навыки самообслуживания. Социализация, иными словами социальная адаптация, - основа развития, способность строить индивидуальное и групповое поведение в соответствии с нормами и правилами окружающей социальной системы.

Отклонения в развитии ребенка приводит к его выпадению из социально-культурного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом : задерживается развитие социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире, происходит формирование замкнутости, избегание широкого круга общения, маскированная (скрытая) депрессия, снижение уровня жизненных возможностей, заниженная самооценка, сниженный уровень притязаний, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения. Общим результатом образования обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) должен стать набор компетенций, позволяющих максимально самостоятельно (соразмерно психическим и физическим возможностям) решать задачи, обеспечивающие нормализацию его жизни.

Для эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми, при наличии у них двигательных нарушений, необходимо создание условий для социального становления (социализации) ребенка в этот возрастной период, так как группа – это источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных, для того чтобы у детей появилось желание к контактам со взрослыми и сверстниками. Педагоги стараются создать в детском коллективе и группе в целом, такой микроклимат, чтобы дети с НОДА чувствовали себя комфортно.

Дети с НОДА получают психолого-медико-педагогическое сопровождение и имеют равные возможности доступа к большей части ресурсов ДОУ наряду со здоровыми сверстниками. С ними качественно организуется образовательный процесс, так как основной частью социализации является умственное развитие.

Организация коррекционной работы с детьми с НОДА осуществляется на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны педагогов глубокое понимание основных причин нарушений коммуникативных функций детей, умение определять условия для осуществления помощи, а именно, чтобы ребёнок хотел выразить себя, чтобы он чувствовал, что взрослый искренне, интересуется им и его жизнью, сопереживает ему. В совместной деятельности с такими детьми авторитарная педагогика не только несостоятельна, но и разрушительна. Педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно воспитание и обучение.

Первый шаг нашей работы – включение детей в позитивно мотивированную, социальную значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность. Важно внимание к любому обращению ребенка ко взрослому на занятиях и в повседневной жизни. Так же оказание поэтапной поддержки в подборе средств коммуникации всем ее участникам; развитие самостоятельности детей в коммуникативной деятельности, и адекватности использования средств общения. Работа по формированию общения неразрывно связана с общей коррекцией детей по расширению и уточнению их знаний об окружающем мире, по развитию мышления и речи, и также игровой деятельности.

Социализация детей с НОДА проводится постепенно и индивидуально. Сначала дети с НОДА могут посещать занятия в удобное для них время. Они могут найти занятия по интересам, заниматься тем, что они умеют или могут освоить, чтобы не так болезненно чувствовать свою ограниченность и быстрее найти точки соприкосновения с другими детьми.

Процесс социализации реализуется в несколько этапов. Каждый этап имеет свои направления в работе.

В процессе социализации следует выделить несколько основных этапов по проведению коррекционно-развивающей работы:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- формирование математических представлений;

- развитие мелкой моторики кистей рук;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Важным моментом в социализации является развитие инициативы детей, поэтому нужно все занятия строить так, чтобы у детей была возможность выбора деятельности.

В то же время важно учитывать и необходимость создания компенсаторных приемов у детей-инвалидов. Среди них большое значение имеет формирование установки на взаимодействие с окружающими людьми в трудных ситуациях. В этом направлении мы большое место отводим развитию сюжетно-ролевой игры. Она формирует навыки социального поведения, является средством социальной интеграции, формирует навыки социальной компетентности, стимулирует творческую активность, облегчает восприятие окружающего мира и учебного материала, формирует коммуникативную компетентность.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям.

В нашем ДОУ также проводятся подвижные игры. Подвижная игра является сознательной деятельностью, направленной на достижение поставленной цели. Подвижные игры занимают ведущее место в процессе физической реабилитации детей с НОДА, позволяет эффективно реализовать не только лечебные, но и воспитательные задачи. Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива.

Большое внимание уделяем театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, игра - средство социализации ребенка. Играя, ребенок обретает пространство – физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплекс «самости» – самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.

Все воспитанники с НОДА в целях социальной адаптации задействованы в различных мероприятиях, вовлечены в жизнь дошкольного учреждения. Они участвуют в конкурсах различного уровня, где занимают призовые места, имеют возможность активно и постоянно участвовать в праздниках и развлечениях.

Подводя итог вышесказанному, хочется резюмировать, если дети с ограниченными возможностями, как полноправные участники детского коллектива почувствуют, что они сами себя реализуют, то это будет способствовать их личностному росту и успешной социализации.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Нестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими рукамиНестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Пути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зренияПути оптимизации изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей с нарушением зрения Детям нравится рисовать, лепить, петь, мастерить, строить, играть, одним словом, творить. По Далю «Творить» - значит давать бытие, сотворять,.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Нравственно-патриотическое воспитание как важный фактор социализации воспитанников Выступление на педагогическом совете Нравственно – патриотического воспитания важный фактор социализации воспитанников. «Дети волонтеры».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Пути социализации воспитанников с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 04:25
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД