Получи документы

Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения детей 5–7 лет

Татьяна Горкун
Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения детей 5–7 лет

Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы.

Срок освоения программы – 2 года.

Пояснительная записка

Актуальность. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Публикация «Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения детей 5–7 лет» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

– проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть, достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 4–5 лет, когда уже пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в ДОУ в отношении детской речи.

С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа деятельности учителя-логопеда. Рабочая программа определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда ДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Программа является рабочей индивидуально – ориентированной коррекционно–развивающей программой дополнительного образования, которая реализуется в рамках логопедического сопровождения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в МБДОУ д/с №1 в течение 2-х лет.

Теоретической и методологической основой программы являются : положение Л. С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.

Данная рабочая программа разработана с учетом особенностей развития детей с ОНР, основных принципов, требований к организации и содержанию коррекционной работы.

Основной базой рабочей программы являются :

- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) под ред. Н. В. Нищевой. -СПб. : Детство-Пресс, 2011г. ;

- Образовательная программа детского сада;

- Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой,Т. С. Комаровой, -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г. ;

- Программа «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» под ред. Т. Б. Филичевой., Г. В. Чиркиной. - М., 1991 г. ;

- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования /Приказ № 655 - от 23.11 2009 г. /;

- Типовое положение о ДОУ /Приказ № 666 - от 12. 09. 2008 г. ;

- СанПиН 2.4.1.2660 - 10.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ОНР приобретают особую значимость:

-от простого к сложному;

-систематичность;

-доступность и повторяемость материала;

-рекомендательный характер.

Цель программы : обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей среднего, старшего, подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольника.

Основные задачи коррекционного обучения :

Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).

Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).

Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников с ОНР.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Развитие коммуникативных навыков.

Планирование занятий по коррекции и развитию речи осуществляется в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на основании СанПиН № 2.4.1.3049-13.

Структура и содержание программы.

В соответствии с ФГОС ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Направления коррекционно-развивающей работы :

1. «Речевое развитие»

* Развитие словаря.

* Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

* Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

* Развитие связной речи.

* Формирование коммуникативных навыков.

* Обучение элементам грамоты.

2.«Познавательное развитие»

* Сенсорное развитие.

* Развитие психических функций.

* Ознакомление с окружающей действительностью.

* Ознакомление с художественной литературой.

3. «Креативное развитие»

* Развитие мелкой моторки и конструктивного праксиса.

Художественно-творческая деятельность.

* Игровая и театрализованная деятельность.

Содержание работы.

Учебный год для детей с общим недоразвитием речи начинается 1 сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:

I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период — декабрь, январь, февраль;

III период — март, апрель, май, июнь.

Сентябрь отводится для углубленной диагностики, сбора анамнеза, индивидуальных занятий с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения плана работы на первый период работы.

При логопедическом обследовании детей используется система мониторинга общего и речевого развития ребёнка среднего, старшего дошкольного возраста и ребёнка седьмого года жизни с ОНР представленной в «Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием (3-7 лет)». В качестве стимульных материалов используется альбом по развитию речи «Говорим правильно» С. В. Володина. По итогам логопедического обследования заполняется речевая карта – дневник на ребёнка 4-7 лет. (Приложение №1.)

По результатам логопедического обследования детей, утверждается план работы на год. Зачисление детей на логопедические занятия производится на основания заявления родителей и результатов логопедического обследования.

С первого октября начинаются занятия с детьми во всех возрастных группах в соответствии с утвержденным планом работы, в соответствии с перспективно-тематическим планированием данной Программы.

Основой примерного перспективно - тематического планирования коррекционно – развивающей работы является тематический подход. Который обеспечивает концентрированное изучение материала — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимая во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности, умственной активности и коммуникативных УУД, что отражено в перспективно-тематическом планировании. (Приложение №2)

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса

1 этап: Исходно — диагностический

Задачи этапа:

1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.

2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей : исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Результат:

• Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы

• Заполнение речевых карт

2 этап: Организационно — подготовительный

Задачи этапа:

1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2. Пополнение кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

3. Формирование информационной готовности педагогов МДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

4. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.

Результат:

Конструирование индивидуальных программ коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, программ взаимодействия с педагогами и родителями ребёнка.

3 этап: Коррекционно — технологический

Задачи этапа:

1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.

3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

4. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.

5. Взаимодействие с педагогами по тетрадям и папкам взаимодействия, проведение консультаций.

Результат:

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии

4 этап: Итогово — диагностический

Задачи этапа:

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.

2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ.

Результат:

• Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.

Формы и продолжительность коррекционно – развивающих занятий.

Учитель – логопед осуществляет коррекционно – развивающее воздействие в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.

В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

Групповые занятия для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи, формированию произношения и подготовке к обучению грамоте.

Индивидуальные занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.

На подгрупповые занятия в старшей группе — по 20 минут с обязательным пяти - десятиминутным перерывом между занятиями. Продолжительность занятий в подготовительной группе — 25 минут. На индивидуальные занятия отводится по 15минут.

В середине учебного года, с 01.01 по 10.01 устраиваются зимние каникулы. Если на этот период, выпадают рабочие дни, то в эти дни проводятся только индивидуальные занятия. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим.

Настоящая программа позволяет наиболее рационально организовать работу с детьми с ОНР не только на логопедических занятиях, но и сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей логопатов.

Взаимодействие субъектов коррекционно-образовательного процесса.

С целью организации доступной среды и создание условий для эффективного коррекционно – развивающего воздействия на детей с общим недоразвитием речи осуществляется взаимодействие.

Взаимодействие в работе с медицинским персоналом.

1. Работа с медицинскими картами детей поступающих в ДОУ для сбора анамнеза с целью ранней диагностики и отбора детей с нарушениями речи на логопедические занятия.

3. Подготовка документов и организация медицинского обследования детей зачисленных на занятия следующими врачами: педиатр, невропатолог, хирург, окулист.

4. Своевременное направление на медицинское обследование детей с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, заикание) с целью оказания помощи в работе логопеда через медикаментозное лечение и физиотерапевтические процедуры.

Взаимосвязь в работе с педагогом - психологом.

1. Организация на занятиях психогимнастики.

2. Снижение эмоционального напряжения через разные виды деятельности.

3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, логического мышления через различные формы занятий.

4. Развитие зрительного гнозиса.

5. Расширение запаса знаний у детей через ознакомление с окружающей

действительностью.

6. Формирование умения классифицировать, группировать, обобщать предметы.

Задачи логоритмического воздействия :

- Подготовительный этап –

1. Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического

слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации

движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики для

формирования артикуляционного уклада звуков.

- Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – постановка, автоматизация, дифференциация звуков.

1. Автоматизация звуков в распевах.

2. Продолжать развивать неречевые функции.

3. Совершенствовать речевую моторику (переключаемость, координацию; точность выполнения движений).

4. Развитие звуко -высотного и динамического слуха; фонематического восприятия.

5. Воспитание умения восстанавливать связи между звуком и его музыкальным образом

- Этап формирования коммуникативных умений и навыков –

1. Закрепление двигательных умений через разные приемы на занятии.

2. Совершенствовать музыкальный слух; фонематическое восприятие; певческий диапазон голоса.

3. Формировать умение правильно употреблять звуки родного языка в различных формах и видах речи на музыкальных занятиях; а также во всех ситуациях общения.

Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

2. Формирование правильного произношения.

3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

4. Развитие навыка связной речи.

Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям1. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

логопедические пятиминутки;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа;

— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала. (Приложение № 3)

Взаимодействие с родителями.

Привлечение родителей к коррекционно – развивающему процессу происходит чрез систему методических рекомендаций посредствам консультаций и выполнение домашних заданий в тетради «занимаемся вместе». Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить работу с ребёнком, чем и как следует заниматься, помогут организовать совместную деятельность.

В группах оформлен «Родительский уголок», данные материалы помогают родителям организовать развивающее общение с ребёнком и дома, и на прогулках, содержат описание подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

Цель: Активное привлечение родителей к коррекционно – развивающему процессу.

Осуществление взаимодействия с родителями проводится через индивидуальные консультации, выполнение домашних заданий, посещение открытых занятий, праздников, что отражено в плане работы с родителями.

(Приложение №4.)

Планируемые результаты освоения программы.

При реализации данной программы к концу 2-х летнего обучения каждый ребёнком в меру сформированности речевых процессов достигнет положительных динамических изменений уровня речевого развития.

Программа способствует предупреждению возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивает его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования.

Публикации по теме:

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для детей среднего дошкольного возраста «Мышеград» Обоснование темы: В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста.

Диагностика и коррекционно-развивающая программа психологической готовности детей с ОНР к школе Диагностика психологической готовности к школе. Субъекты исследования – дети подготовительной группы с ОНР. Задания, которые предлагаются.

Индивидуальные коррекционно-развивающие маршруты сопровождения для детей, направленные на дальнейшую социальную адаптацию Адресат: (Ф. И. О. ребенка, средний, старший дошкольный возраст. Цель ИКРМ: осуществление коррекционно-развивающей работы с ребенком в условиях.

Индивидуальный маршрут логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ (нарушение речи) Фамилия, имя ребенка Дата рождения Основная проблема: Цель: Коррекционная логопедическая работа Задачи: Развить артикуляционную моторику.

Коррекционно-развивающая программа для детей 2 класса с умеренной умственной отсталостью Государственное бюджетное (областное) специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными.

Коррекционно-развивающая программа для первоклассников с целью адаптации к школьному обучению «Большое морское путешествие» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 13 Коррекционно-развивающая программа по.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Теоретический анализ показал, что на сегодняшний день существуют следующие программы, которые обеспечивают развитие внимания: Артюхиной.

Коррекционно-развивающая программа «Скоро в школу» Программа «Скоро в школу» позволяет комплексно решать задачи всесторонней психологической подготовки к школе детей, в рамках введения и.

Программа психолого-педагогического сопровождения группы кратковременного пребывания по адаптации детей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети про-ходят через адаптационный период.

Рабочая программа по подготовке детей к школе Пояснительная записка. Рабочая программа "Подготовишки" разработана в соответствии Федеральными Государственными Стандартами. Программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения детей 5–7 лет
Опубликовано: 20 сентября 2016 в 19:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД