Татьяна Горкун
Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа предназначена для детей старшей и подготовительной группы.
Срок освоения программы – 2 года.
Пояснительная записка
Актуальность. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Публикация «Рабочая коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
– проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть, достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 4–5 лет, когда уже пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Во-вторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
В современной практике работы учителя-логопеда актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в ДОУ в отношении детской речи.
С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа деятельности учителя-логопеда. Рабочая программа определяет возможные пути включения деятельности учителя-логопеда ДОУ в работу дошкольного образовательного учреждения по реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Программа является рабочей индивидуально – ориентированной коррекционно–развивающей программой дополнительного образования, которая реализуется в рамках логопедического сопровождения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в МБДОУ д/с №1 в течение 2-х лет.
Теоретической и методологической основой программы являются : положение Л. С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.
Данная рабочая программа разработана с учетом особенностей развития детей с ОНР, основных принципов, требований к организации и содержанию коррекционной работы.
Основной базой рабочей программы являются :
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) под ред. Н. В. Нищевой. -СПб. : Детство-Пресс, 2011г. ;
- Образовательная программа детского сада;
- Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой,Т. С. Комаровой, -М. : Мозаика-Синтез, 2011 г. ;
- Программа «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» под ред. Т. Б. Филичевой., Г. В. Чиркиной. - М., 1991 г. ;
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования /Приказ № 655 - от 23.11 2009 г. /;
- Типовое положение о ДОУ /Приказ № 666 - от 12. 09. 2008 г. ;
- СанПиН 2.4.1.2660 - 10.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ОНР приобретают особую значимость:
-от простого к сложному;
-систематичность;
-доступность и повторяемость материала;
-рекомендательный характер.
Цель программы : обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей среднего, старшего, подготовительного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольника.
Основные задачи коррекционного обучения :
Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
Уточнение, расширение и обогащение лексического словаря дошкольников с ОНР.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Развитие коммуникативных навыков.
Планирование занятий по коррекции и развитию речи осуществляется в соответствии с требованиями к максимальной образовательной нагрузке на основании СанПиН № 2.4.1.3049-13.
Структура и содержание программы.
В соответствии с ФГОС ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»», «Физическое развитие» тесно связаны с образовательной областью «Речевое развитие» и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.
Направления коррекционно-развивающей работы :
1. «Речевое развитие»
* Развитие словаря.
* Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
* Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
* Развитие связной речи.
* Формирование коммуникативных навыков.
* Обучение элементам грамоты.
2.«Познавательное развитие»
* Сенсорное развитие.
* Развитие психических функций.
* Ознакомление с окружающей действительностью.
* Ознакомление с художественной литературой.
3. «Креативное развитие»
* Развитие мелкой моторки и конструктивного праксиса.
Художественно-творческая деятельность.
* Игровая и театрализованная деятельность.
Содержание работы.
Учебный год для детей с общим недоразвитием речи начинается 1 сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май, июнь.
Сентябрь отводится для углубленной диагностики, сбора анамнеза, индивидуальных занятий с детьми, наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения плана работы на первый период работы.
При логопедическом обследовании детей используется система мониторинга общего и речевого развития ребёнка среднего, старшего дошкольного возраста и ребёнка седьмого года жизни с ОНР представленной в «Примерной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием (3-7 лет)». В качестве стимульных материалов используется альбом по развитию речи «Говорим правильно» С. В. Володина. По итогам логопедического обследования заполняется речевая карта – дневник на ребёнка 4-7 лет. (Приложение №1.)
По результатам логопедического обследования детей, утверждается план работы на год. Зачисление детей на логопедические занятия производится на основания заявления родителей и результатов логопедического обследования.
С первого октября начинаются занятия с детьми во всех возрастных группах в соответствии с утвержденным планом работы, в соответствии с перспективно-тематическим планированием данной Программы.
Основой примерного перспективно - тематического планирования коррекционно – развивающей работы является тематический подход. Который обеспечивает концентрированное изучение материала — что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимая во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности, умственной активности и коммуникативных УУД, что отражено в перспективно-тематическом планировании. (Приложение №2)
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ.
Модель организации коррекционно-образовательного процесса
1 этап: Исходно — диагностический
Задачи этапа:
1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.
2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей : исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.
Результат:
• Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы
• Заполнение речевых карт
2 этап: Организационно — подготовительный
Задачи этапа:
1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.
2. Пополнение кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.
3. Формирование информационной готовности педагогов МДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.
4. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада.
Результат:
Конструирование индивидуальных программ коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования, программ взаимодействия с педагогами и родителями ребёнка.
3 этап: Коррекционно — технологический
Задачи этапа:
1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.
2. Психолого-педагогический и логопедический мониторинг, аналитические справки по результатам работы.
3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.
4. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков.
5. Взаимодействие с педагогами по тетрадям и папкам взаимодействия, проведение консультаций.
Результат:
Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии
4 этап: Итогово — диагностический
Задачи этапа:
1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми.
2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ.
Результат:
• Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы.
Формы и продолжительность коррекционно – развивающих занятий.
Учитель – логопед осуществляет коррекционно – развивающее воздействие в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.
В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
Групповые занятия для детей в группе с ОНР приоритетно ориентированы на формирование лексико- грамматических средств языка и развитие связной речи, формированию произношения и подготовке к обучению грамоте.
Индивидуальные занятия направлены на осуществление коррекции индивидуальных речевых недостатков и иных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.
На подгрупповые занятия в старшей группе — по 20 минут с обязательным пяти - десятиминутным перерывом между занятиями. Продолжительность занятий в подготовительной группе — 25 минут. На индивидуальные занятия отводится по 15минут.
В середине учебного года, с 01.01 по 10.01 устраиваются зимние каникулы. Если на этот период, выпадают рабочие дни, то в эти дни проводятся только индивидуальные занятия. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим.
Настоящая программа позволяет наиболее рационально организовать работу с детьми с ОНР не только на логопедических занятиях, но и сэкономить время воспитателя и логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей логопатов.
Взаимодействие субъектов коррекционно-образовательного процесса.
С целью организации доступной среды и создание условий для эффективного коррекционно – развивающего воздействия на детей с общим недоразвитием речи осуществляется взаимодействие.
Взаимодействие в работе с медицинским персоналом.
1. Работа с медицинскими картами детей поступающих в ДОУ для сбора анамнеза с целью ранней диагностики и отбора детей с нарушениями речи на логопедические занятия.
3. Подготовка документов и организация медицинского обследования детей зачисленных на занятия следующими врачами: педиатр, невропатолог, хирург, окулист.
4. Своевременное направление на медицинское обследование детей с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия, заикание) с целью оказания помощи в работе логопеда через медикаментозное лечение и физиотерапевтические процедуры.
Взаимосвязь в работе с педагогом - психологом.
1. Организация на занятиях психогимнастики.
2. Снижение эмоционального напряжения через разные виды деятельности.
3. Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия, логического мышления через различные формы занятий.
4. Развитие зрительного гнозиса.
5. Расширение запаса знаний у детей через ознакомление с окружающей
действительностью.
6. Формирование умения классифицировать, группировать, обобщать предметы.
Задачи логоритмического воздействия :
- Подготовительный этап –
1. Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического
слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации
движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики для
формирования артикуляционного уклада звуков.
- Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – постановка, автоматизация, дифференциация звуков.
1. Автоматизация звуков в распевах.
2. Продолжать развивать неречевые функции.
3. Совершенствовать речевую моторику (переключаемость, координацию; точность выполнения движений).
4. Развитие звуко -высотного и динамического слуха; фонематического восприятия.
5. Воспитание умения восстанавливать связи между звуком и его музыкальным образом
- Этап формирования коммуникативных умений и навыков –
1. Закрепление двигательных умений через разные приемы на занятии.
2. Совершенствовать музыкальный слух; фонематическое восприятие; певческий диапазон голоса.
3. Формировать умение правильно употреблять звуки родного языка в различных формах и видах речи на музыкальных занятиях; а также во всех ситуациях общения.
Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей.
Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:
1. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
2. Формирование правильного произношения.
3. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
4. Развитие навыка связной речи.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям1. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
— логопедические пятиминутки;
— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
— индивидуальная работа;
— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала. (Приложение № 3)
Взаимодействие с родителями.
Привлечение родителей к коррекционно – развивающему процессу происходит чрез систему методических рекомендаций посредствам консультаций и выполнение домашних заданий в тетради «занимаемся вместе». Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше проводить работу с ребёнком, чем и как следует заниматься, помогут организовать совместную деятельность.
В группах оформлен «Родительский уголок», данные материалы помогают родителям организовать развивающее общение с ребёнком и дома, и на прогулках, содержат описание подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
Цель: Активное привлечение родителей к коррекционно – развивающему процессу.
Осуществление взаимодействия с родителями проводится через индивидуальные консультации, выполнение домашних заданий, посещение открытых занятий, праздников, что отражено в плане работы с родителями.
(Приложение №4.)
Планируемые результаты освоения программы.
При реализации данной программы к концу 2-х летнего обучения каждый ребёнком в меру сформированности речевых процессов достигнет положительных динамических изменений уровня речевого развития.
Программа способствует предупреждению возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивает его социальную адаптацию и интеграцию в обществе. Тесное взаимодействие педагогов и родителей на основе продуманной и налаженной сети интегрированных связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ОНР, чем достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие ребёнка с ОНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового, промежуточного, итогового логопедического обследования.