Получи документы

Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие»

Татьяна Ткаченко
Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие»

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа «Познавательное развитие» разработана на основе программы дополнительного образования «Все в моих руках» для детей школьного возраста с умственной отсталостью ГБУ РХ «Республиканский дом – интернат «Теремок», Устава учреждения, а также с учетом требований СанПина.

Рабочая программа предназначена для коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с детьми школьного возраста с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Срок реализации – 1 год.

Публикация «Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО „Познавательное развитие“» размещена в разделах

При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования детей с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития, нашедшие отражение в комплексных программно-методических материалах Бгажноковой И. М., Ульянцевой М. В., Комаровой С. В.

Цель: создание условий для познавательного развития детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность детей;

развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения;

формировать представлений о себе и ближайшем социальном окружении;

формировать пространственные, временные и элементарные математические представления;

развивать сенсорно-перцептивные способности в различных видах деятельности.

Приоритетные принципы и подходы к реализации программы

Принцип единства диагностики и развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.

Деятельный принцип коррекции. Теоретической основой для данного принципа является теория психического развития ребёнка, разработанная в трудах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребёнка. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в наибольшей степени способствующая развитию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой человеческой деятельности требует специального формирования.

Принцип индивидуально – дифференцированного подхода - изменение содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип комплексности организации коррекционной работы. С одной стороны, этот принцип показывает необходимость создания единого комплекса клинико-психолого-педагогических воздействий, которые предусматривают включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов (медиков, педагогов, психологов, социальных работников) с целью создания единой (командной) междисциплинарной работы в коррекционных мероприятиях. С другой стороны, понятие комплексности заключается в особенностях использования методических средств и подходов самими специалистами, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, возможностей использования различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития. Ребёнок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребёнок развивается в системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними. То есть объектом развития является не изолированный ребёнок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

Принцип усложнения. Усвоение программного материала выстроено поэтапно: от простого – к сложному.

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный психологический фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Методы и приемы реализации программы

В процессе обучения детей с умственной отсталостью используются следующие методы и приемы:

- совместные действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя - дефектолога;

- действия по образцу, по словесной инструкции;

- элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

- воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками, на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;

- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции учителя - дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных представлений;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества для последующего более точного использования в процессе деятельности.

Занятия для детей с УО строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. При этом учитывается, что динамика овладения детьми данной категории понятиями и умениями крайне низка. Поэтому программа составлена таким образом, что расширение объема изучаемого содержания и увеличение степени его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал постоянно повторяется в различных предметно-практических и игровых ситуациях.

Структура коррекционно-развивающего занятия

Структурно каждое занятие учителя-дефектолога включает три этапа:

Организационный – предназначен для установления эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

Обучающий этап – включает в себя основное содержание предстоящего занятия. В этой части предусматриваются разные виды деятельности педагога и детей, которые направлены на достижение цели и задач занятия.

Заключительный этап занятия оформляется как поощрение деятельности, на данном этапе отмечаются усилия и успехи ребенка. Разрешается свободно поиграть с игрушкой по выбору, прощание с детьми, называние их по имени. Также предполагается оценка трудностей, успехов, результатов продвижения детей по формируемым понятиям в конце каждого занятия.

Характеристика познавательного развития детей

Для детей школьного возраста с умственной отсталостью характерны следующие особенности познавательного развития:

- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;

- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико - фонематической, лексической, грамматической;

- характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;

- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;

- восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и воспроизведение ими воспринятого характеризуются замедленностью, фрагменарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;

- недоразвитие мышления проявляется в беспорядочности, бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а также узость и конкретность, чрезвычайная затрудненность, а подчас и недоступность обобщений;

- объем памяти незначительный, а недостаточность мыслительной деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;

- дети с УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок, а критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.

Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной умственной отсталостью не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания и развития способны овладеть сенсорными представлениями, коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.

Категория и возраст обучающихся

Программа направлена на развитие познавательной деятельности воспитанников дома-интерната с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости, в возрасте от 7 до 18 лет. Содержание программы распределено в соответствии с возрастом детей и по годам обучения:

1 год обучения - от 7 до 10 лет.

2 год обучения – от 10 до 13 лет.

3 год обучения – от 13 до 16 лет.

4 год обучения – от 16 до 18 лет.

Публикации по теме:

Пояснительная записка «Предупреждение и устранение нарушений речи у детей с использованием тантамарески» .

Пояснительная записка КТП составлены на основе программ по творческому, трудовому, нравственно-этическому воспитанию и охране здоро-вья для учащихся 5 – 9 классов.

Пояснительная записка к календарному планированию в 5 группе для детей с ОВЗ на 2016–2017 учебный год Для коррекции и развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в развитии, усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально.

Пояснительная записка к проведению. Мониторингов ЗУН для детей с ОВЗ Для продвижения ребенка с интеллектуальной недостаточностью в развитии, его дальнейшей социальной адаптации необходим минимальный уровень.

Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение)Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение) Структура и организация воспитательной Программы строятся с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями.

Пояснительная записка к занятию «Хорошо — плохо?» Конспект НОД «Что такое хорошо, что такое плохо» составлен в соответствии с задачами программы воспитание и обучение в детском саду на основе.

Пояснительная записка к занятию «Сказка за сказкой» Занятие для детей старшей группы, на основе методических рекомендаций программы «Радуга» под редакцией Т. Н. Дороновой (Программа и методическое.

Пояснительная записка. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Младшая группа (от 3 до 4 лет) Направление «Познавательное развитие» включает в себя образовательные области «Познание» (сенсорное развитие; формирование элементарных.

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 4 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального.

Пояснительная записка к работе театральных гостиных Предисловие к работе театральных гостиных Если дети – это «цветы жизни», то растут они в семье. Воспитывают детей прежде всего родители.

Автор публикации:
Пояснительная записка к программе допполнительного образования для детей школьного возраста с УО «Познавательное развитие»
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 14:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД