Лучший педагог года

Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы)

Ольга Журина
Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность образовательной программы.

Комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.

2. Причины создания образовательной программы.

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Обучение дошкольников грамоте“ (средняя, старшая, подготовительная группы)» размещена в разделах

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является необходимой.

3. Новизна.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

4. Актуальность.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адап-тации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “ Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой годы жизни ребенка являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в средней группе детского сада.

В средней группе осуществляется развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова (усвоению способа выделения звуков в слове).

В старшей группе продолжается ознакомление дошкольников с основными свойствами звукового строения слова. Дети получают знания о слоговой структуре слова, о словесном ударении. Учатся анализировать звуковой состав слова, сравнивать звуки по их качественной характеристике (гласные, твердые и мягкие согласные, сопоставлять слова по количеству звуков и звуковому составу.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучение строится на основе пособия Спецкурс : «Обучение дошкольников грамоте»

5. Цель программы : Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

6. Задачи образовательной програмы

Развивающие:

• Развивать желание читать;

• Развивать потребность в грамотности;

Развивать фонематический слух;

Усваивать зрительный образ каждой печатной буквы.

Обучающие :

• Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);

• Прививать любовь к книге;

• Обогащать словарный запас и развивать речь;

• Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь и уважение к книге;

• Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.

7. Возраст детей.

Данная программа рассчитана на детей со средней до подготовительной к школе группы.

8. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на два года и три месяца.

9. Форма проведения, методы и приемы.

Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.

Задачи 1-го года обучения : научить различать смысловую и формальную стороны слова, правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.

Задачи 2-го года обучения : формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу.

Задачи 3-го года обучения : дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

10. Количество занятий.

Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста.

В средней группе проводится 10 занятий (март-май месяц). Длительность каждого занятия – 18-20 минут.

В старшей группе занятия проводятся один раз в неделю длительностью 20-25 минут, в подготовительной к школе группе - два раза в неделю, длительностью 30 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Звуковой анализ слова

Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.

Раздел II. Членение предложения на слова

Знакомство с предложениями.

Раздел III. Знакомство с буквами

Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 -й год обучения

занятия Тема занятия, задачи

март

1 Дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»

Дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов.

Учить интонационному выделению в словах звука «ш»; учить называть слова со звуком «ш».

2 Учить детей интонационно выделять в словах звук «ж» - песенку жука. Познакомить с термином «звук».

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

занятия Тема занятия, задачи

3 Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «с» и «сь»

Воспитывать речевое внимание детей, фонематический слух

4 Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

Учить называть слова с заданным звуком.

-

апрель

5 Учить детей составлять предложения по «живой модели».

Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Дать знание о многозначности слов

Учить называть слова с заданным звуком.

6 Дать детям знание о первом звуке и слове.

Учить составлять предложения по «живой модели».

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

7 Учить детей сравнивать слова по протяженности.

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Учить определять первый звук в словах.

Учить называть слова с заданным звуком.

8 Учить детей определять 1-й звук в слове.

Закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.

Учить составлять предложения о действиях детей.

Учить называть слова с заданным звуком.

9 Закреплять умение определять и называть 1-й звук в слове.

Развивать речевое внимание и фонематический слух.

Дать детям знание, что слова звучат по-разному.

Учить называть слова с заданным звуком.

10 Учить различать на слух твердые и мягкие звуки

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Учить называть слова с заданным звуком.

-

2 -й год обучения

занятия Тема занятия, задачи

сентябрь

1 Мониторинг

- Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

2-3 Звук и слово

- Закреплять представление детей о слове;

- закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

4 Звук, слово, слог

-Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»;

- учить называть слова с заданным слогом;

- закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

октябрь

5 Предложение, слово, звук

- Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово;

- учить называть слова с заданным звуком.

6-8 Схема звукового состава слова

- Познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау, мак, дом.

ноябрь

9-12 Схема звукового состава слова

- Познакомить детей со схемой звукового состава слова, находить одинаковые звуки в словах;

- познакомить со словоразличительной ролью звука

декабрь

13-14 Гласные звуки

-Дать понятие о гласных звуках;

- продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком.

15-16 Гласные и согласные звуки

- Продолжать обучение звуковому анализу слова;

- познакомить с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные - твердые и мягкие.

январь

17-20 Твердые и мягкие согласные

- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов;

- познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков.

февраль

21-24 Твердые и мягкие согласные

- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки

март

25-28 Словесное ударение

- Закреплять умение детей делить слова на слоги;

- учить вычленять в слове ударный слог;

- закреплять умение проводить звуковой анализ слов.

апрель

29-32 Ударный гласный звук

-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

- учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове;

- учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

май

33-35 Ударные и безударные звуки

-Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные, безударные, твердые и мягкие согласные звуки;

- закреплять знание о различительной роли звука.

36 Мониторинг

- Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.

- Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.

- Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т. д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

3-й год обучения

занятия Тема занятия, задачи

сентябрь

1 Мониторинг

- Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

- Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.

- Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.

- Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т. д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

2-3 Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков

- учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;

- закреплять умение определять место ударения в словах;

- учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.

4 Буква а, А

- Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;

- познакомить с гласными буквами а, А;

- учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.

5-6 Буква я, Я

- Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.

7 Буква о, О

- Познакомить с гласными буквами о, 0.

8 Буква ё, Ё

- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».

октябрь

9 Буква ё, Е

- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два звука «йо».

10 Буква у, У

- Познакомить с гласными буквами у, У.

11-12 Буква ю, Ю

- Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.

13 Буква ы

- Познакомить с гласными буквами ы.

14 Буква и, И

- Познакомить с гласными буквами и, И;

- учить детей словоизменению.

15 Буква э, Э

- Познакомить с гласными буквами э, Э;

- учить детей словоизменению.

16 Буква е, Е

- Познакомить с гласными буквами е, Е;

- учить детей словоизменению.

ноябрь

17 Буква е, Е

- Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука - «йэ»;

- учить детей словоизменению.

18-22 Правила написания гласных букв

- Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

- учить составлять слова из трех слов.

23 Буква м, М

- Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой м.

24 Буква н, Н

- Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой н.

декабрь

25 Буква р, Р

- Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой р.

26 Буква л, Л

- Познакомить с буквой л, Л, что она обозначает звуки «л» и «ль»

- учить детей читать слоги и слова с буквой л.

27 Буква г, Г

- Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой г.

28 Буква к, К

- Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой к.

29 Закрепление

- Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;

- учить отвечать на вопросы по тексту;

- продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

30 Буква с, С

- Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой с.

31 Буква з, 3

- Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой з.

32 Буква ш, Ш

- Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши

- учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

январь

33 Буква ж, Ж

- Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи

- учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

34 Буква д, Д

- Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»

- учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.

35 Буква т, Т

- Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»

- совершенствовать навык чтения.

36 Буква ь

- Познакомить с буквой ь;

- совершенствовать навык чтения.

февраль

37 Буква ъ

- Познакомить с буквой ъ;

- совершенствовать навык чтения.

38 Буква п, П

- Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь»

- совершенствовать навык чтения.

39 Буква б, Б

- Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»

- совершенствовать навык чтения.

40 Буква в, В

- Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»

- совершенствовать навык чтения.

41 Буква ф, Ф

- Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»

- совершенствовать навык чтения.

42 Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

43 Буква й

- Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;

- совершенствовать навык чтения;

- учить детей словообразованию.

44 Буква ч, Ч

- Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;

- учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

Март

45 Буква щ, Щ

- Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;

- совершенствовать навык чтения.

46 Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

47 Буква ц, Ц

- Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;

- совершенствовать навык чтения.

48 Буква х, X

- Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь»

- совершенствовать навык чтения.

49 Разделительная функция ь

- Совершенствовать навык чтения;

- познакомить детей с разделительной функцией буквы ь;

- учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

50 Разделительная функция ъ

- Совершенствовать навык чтения;

- познакомить детей с разделительной функцией буквы ъ;

- учить детей отгадывать слово, выложенное фишками.

51-52 Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

апрель

53-60 Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

май

61-67 Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Занятия с детьми старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 36 занятий) продолжительностью 20-25 мин.

Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 68 занятий) продолжительностью 30 минут.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Результаты к концу 1-го года обучения

(старшая группа)

Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т. д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

Результаты к концу 2-го года обучения

(подготовительная к школе группа)

Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н. В. Дуровой. - М. : «Школьная Пресса», 2004 г.

2. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская Обучение дошкольников грамоте» Спецкурс., 1994г.

3. Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Поиграем в слова. - М. : «Школьная Пресса», 2006 г.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования «Творческая мозаика» Творческая мозаика Рабочая программа дополнительного образования г. Ленинск - Кузнецкий МБУ «Реабилитационный центр» 2018 г. Составители:.

Программа дополнительного образования «Лепи, лепи тесто» (старшая, подготовительная к школе группа) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Образовательная программа ДОУ «Лепи, лепи тесто» разработана в соответ-ствии с федеральным.

Рабочая программа дополнительного образования кружка «Чудеса в решете»Рабочая программа дополнительного образования кружка «Чудеса в решете» Автономная некоммерческая организация общеобразовательная организация «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы (АНО ОО "Прогимназия.

Рабочая программа дополнительного образования «Магия красок эбру» Пояснительная записка. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать,.

Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников плаванию «Дельфинёнок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Планета детства» (МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства»).

Рабочая программа дополнительного образования по ОБЖ для младшей группы Цель программы: Воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной.

Рабочая программа дополнительного образования «Ребенок в мире LEGO» 1. Введение 2. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты. Требованиям к знаниям и умениям воспитанников 1.3.

Рабочая программа дополнительного образования «Ребенок в мире LEGO» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 24» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного.

Рабочая программа дополнительного образования в средней группе «Умелые ручки» 1. Пояснительная записка. Актуальность «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем.

Рабочая программа кружка дополнительного образования в средней группе по аппликации «Кружочек — дружочек» Пояснительная записка Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы)
Опубликовано: 10 марта 2019 в 15:50
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД