Получи документы

Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы)

Ольга Журина
Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы)
▼ Скачать + Заказать документы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность образовательной программы.

Комплексная подготовка детей к школе, речевое развитие детей, ознакомление детей со звуковым анализом и подготовки их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.

2. Причины создания образовательной программы.

Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Обучение дошкольников грамоте“ (средняя, старшая, подготовительная группы)» размещена в разделах

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является необходимой.

3. Новизна.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

4. Актуальность.

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адап-тации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “ Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый-шестой годы жизни ребенка являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже в средней группе детского сада.

В средней группе осуществляется развитие фонематического слуха детей и подготовка их к овладению звуковым анализом слова (усвоению способа выделения звуков в слове).

В старшей группе продолжается ознакомление дошкольников с основными свойствами звукового строения слова. Дети получают знания о слоговой структуре слова, о словесном ударении. Учатся анализировать звуковой состав слова, сравнивать звуки по их качественной характеристике (гласные, твердые и мягкие согласные, сопоставлять слова по количеству звуков и звуковому составу.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучение строится на основе пособия Спецкурс : «Обучение дошкольников грамоте»

5. Цель программы : Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

6. Задачи образовательной програмы

Развивающие:

• Развивать желание читать;

• Развивать потребность в грамотности;

Развивать фонематический слух;

Усваивать зрительный образ каждой печатной буквы.

Обучающие :

• Познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);

• Прививать любовь к книге;

• Обогащать словарный запас и развивать речь;

• Ознакомить с правилами посадки за партой, владением письменными принадлежностями.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь и уважение к книге;

• Воспитывать аккуратность, трудолюбие и старательность.

7. Возраст детей.

Данная программа рассчитана на детей со средней до подготовительной к школе группы.

8. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на два года и три месяца.

9. Форма проведения, методы и приемы.

Программа обучения грамоте реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Для снятия напряжения применяются физкультминутки и малоподвижные игры.

Задачи 1-го года обучения : научить различать смысловую и формальную стороны слова, правильно понимать и употреблять термины «слово», «звук», вслушиваться в звучание слова.

Задачи 2-го года обучения : формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу.

Задачи 3-го года обучения : дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

10. Количество занятий.

Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста.

В средней группе проводится 10 занятий (март-май месяц). Длительность каждого занятия – 18-20 минут.

В старшей группе занятия проводятся один раз в неделю длительностью 20-25 минут, в подготовительной к школе группе - два раза в неделю, длительностью 30 минут.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Звуковой анализ слова

Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.

Раздел II. Членение предложения на слова

Знакомство с предложениями.

Раздел III. Знакомство с буквами

Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 -й год обучения

занятия Тема занятия, задачи

март

1 Дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»

Дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов.

Учить интонационному выделению в словах звука «ш»; учить называть слова со звуком «ш».

2 Учить детей интонационно выделять в словах звук «ж» - песенку жука. Познакомить с термином «звук».

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

занятия Тема занятия, задачи

3 Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «с» и «сь»

Воспитывать речевое внимание детей, фонематический слух

4 Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

Учить называть слова с заданным звуком.

-

апрель

5 Учить детей составлять предложения по «живой модели».

Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки.

Дать знание о многозначности слов

Учить называть слова с заданным звуком.

6 Дать детям знание о первом звуке и слове.

Учить составлять предложения по «живой модели».

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

7 Учить детей сравнивать слова по протяженности.

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Учить определять первый звук в словах.

Учить называть слова с заданным звуком.

8 Учить детей определять 1-й звук в слове.

Закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.

Учить составлять предложения о действиях детей.

Учить называть слова с заданным звуком.

9 Закреплять умение определять и называть 1-й звук в слове.

Развивать речевое внимание и фонематический слух.

Дать детям знание, что слова звучат по-разному.

Учить называть слова с заданным звуком.

10 Учить различать на слух твердые и мягкие звуки

Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Учить называть слова с заданным звуком.

-

2 -й год обучения

занятия Тема занятия, задачи

сентябрь

1 Мониторинг

- Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

2-3 Звук и слово

- Закреплять представление детей о слове;

- закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

4 Звук, слово, слог

-Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»;

- учить называть слова с заданным слогом;

- закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

октябрь

5 Предложение, слово, звук

- Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово;

- учить называть слова с заданным звуком.

6-8 Схема звукового состава слова

- Познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау, мак, дом.

ноябрь

9-12 Схема звукового состава слова

- Познакомить детей со схемой звукового состава слова, находить одинаковые звуки в словах;

- познакомить со словоразличительной ролью звука

декабрь

13-14 Гласные звуки

-Дать понятие о гласных звуках;

- продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком.

15-16 Гласные и согласные звуки

- Продолжать обучение звуковому анализу слова;

- познакомить с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные - твердые и мягкие.

январь

17-20 Твердые и мягкие согласные

- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов;

- познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков.

февраль

21-24 Твердые и мягкие согласные

- Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки

март

25-28 Словесное ударение

- Закреплять умение детей делить слова на слоги;

- учить вычленять в слове ударный слог;

- закреплять умение проводить звуковой анализ слов.

апрель

29-32 Ударный гласный звук

-продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

- учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове;

- учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

май

33-35 Ударные и безударные звуки

-Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные, безударные, твердые и мягкие согласные звуки;

- закреплять знание о различительной роли звука.

36 Мониторинг

- Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.

- Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.

- Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т. д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

3-й год обучения

занятия Тема занятия, задачи

сентябрь

1 Мониторинг

- Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

- Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.

- Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.

- Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т. д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

2-3 Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков

- учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;

- закреплять умение определять место ударения в словах;

- учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.

4 Буква а, А

- Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;

- познакомить с гласными буквами а, А;

- учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.

5-6 Буква я, Я

- Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.

7 Буква о, О

- Познакомить с гласными буквами о, 0.

8 Буква ё, Ё

- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».

октябрь

9 Буква ё, Е

- Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два звука «йо».

10 Буква у, У

- Познакомить с гласными буквами у, У.

11-12 Буква ю, Ю

- Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.

13 Буква ы

- Познакомить с гласными буквами ы.

14 Буква и, И

- Познакомить с гласными буквами и, И;

- учить детей словоизменению.

15 Буква э, Э

- Познакомить с гласными буквами э, Э;

- учить детей словоизменению.

16 Буква е, Е

- Познакомить с гласными буквами е, Е;

- учить детей словоизменению.

ноябрь

17 Буква е, Е

- Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука - «йэ»;

- учить детей словоизменению.

18-22 Правила написания гласных букв

- Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

- учить составлять слова из трех слов.

23 Буква м, М

- Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой м.

24 Буква н, Н

- Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой н.

декабрь

25 Буква р, Р

- Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой р.

26 Буква л, Л

- Познакомить с буквой л, Л, что она обозначает звуки «л» и «ль»

- учить детей читать слоги и слова с буквой л.

27 Буква г, Г

- Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой г.

28 Буква к, К

- Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой к.

29 Закрепление

- Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;

- учить отвечать на вопросы по тексту;

- продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

30 Буква с, С

- Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой с.

31 Буква з, 3

- Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»

- учить детей читать слоги и слова с буквой з.

32 Буква ш, Ш

- Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши

- учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

январь

33 Буква ж, Ж

- Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи

- учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

34 Буква д, Д

- Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»

- учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.

35 Буква т, Т

- Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»

- совершенствовать навык чтения.

36 Буква ь

- Познакомить с буквой ь;

- совершенствовать навык чтения.

февраль

37 Буква ъ

- Познакомить с буквой ъ;

- совершенствовать навык чтения.

38 Буква п, П

- Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь»

- совершенствовать навык чтения.

39 Буква б, Б

- Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»

- совершенствовать навык чтения.

40 Буква в, В

- Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»

- совершенствовать навык чтения.

41 Буква ф, Ф

- Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»

- совершенствовать навык чтения.

42 Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

43 Буква й

- Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;

- совершенствовать навык чтения;

- учить детей словообразованию.

44 Буква ч, Ч

- Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;

- учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

Март

45 Буква щ, Щ

- Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;

- совершенствовать навык чтения.

46 Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

47 Буква ц, Ц

- Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;

- совершенствовать навык чтения.

48 Буква х, X

- Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь»

- совершенствовать навык чтения.

49 Разделительная функция ь

- Совершенствовать навык чтения;

- познакомить детей с разделительной функцией буквы ь;

- учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

50 Разделительная функция ъ

- Совершенствовать навык чтения;

- познакомить детей с разделительной функцией буквы ъ;

- учить детей отгадывать слово, выложенное фишками.

51-52 Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

апрель

53-60 Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

май

61-67 Закрепление

- Совершенствовать навык чтения

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Занятия с детьми старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 36 занятий) продолжительностью 20-25 мин.

Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 68 занятий) продолжительностью 30 минут.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Результаты к концу 1-го года обучения

(старшая группа)

Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т. д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

Результаты к концу 2-го года обучения

(подготовительная к школе группа)

Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н. В. Дуровой. - М. : «Школьная Пресса», 2004 г.

2. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская Обучение дошкольников грамоте» Спецкурс., 1994г.

3. Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. Поиграем в слова. - М. : «Школьная Пресса», 2006 г.

Публикации по теме:

Рабочая программа дополнительного образования «Творческая мозаика» Творческая мозаика Рабочая программа дополнительного образования г. Ленинск - Кузнецкий МБУ «Реабилитационный центр» 2018 г. Составители:.

Программа дополнительного образования «Лепи, лепи тесто» (старшая, подготовительная к школе группа) 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Образовательная программа ДОУ «Лепи, лепи тесто» разработана в соответ-ствии с федеральным.

Рабочая программа дополнительного образования кружка «Чудеса в решете»Рабочая программа дополнительного образования кружка «Чудеса в решете» Автономная некоммерческая организация общеобразовательная организация «Прогимназия №14 «Журавушка» города Бугульмы (АНО ОО "Прогимназия.

Рабочая программа дополнительного образования «Магия красок эбру» Пояснительная записка. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать,.

Рабочая программа дополнительного образования по обучению дошкольников плаванию «Дельфинёнок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 «Планета детства» (МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства»).

Рабочая программа дополнительного образования по ОБЖ для младшей группы Цель программы: Воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной.

Рабочая программа дополнительного образования «Ребенок в мире LEGO» 1. Введение 2. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты. Требованиям к знаниям и умениям воспитанников 1.3.

Рабочая программа дополнительного образования «Ребенок в мире LEGO» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 24» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного.

Рабочая программа дополнительного образования в средней группе «Умелые ручки» 1. Пояснительная записка. Актуальность «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем.

Рабочая программа кружка дополнительного образования в средней группе по аппликации «Кружочек — дружочек» Пояснительная записка Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы)
Опубликовано: 10 марта 2019 в 15:50
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа дополнительного образования «Обучение дошкольников грамоте» (средняя, старшая, подготовительная группы)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Журина (УИ 360737) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД