Получи документы

Рабочая программа «Художественно — эстетическое развитие» в средней группе

Светлана Масловская
Рабочая программа «Художественно — эстетическое развитие» в средней группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Весёлые звоночки»

Рабочая программа музыкального руководителя

по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел «Музыка»

(средняя группа)

Срок реализации: 1 год

Составила: муз. рук.

Масловская С. М.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Публикация «Рабочая программа „Художественно — эстетическое развитие“ в средней группе» размещена в разделах

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Музыка обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Поэтому музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни.

Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств : приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Маленький ребенок испытывает различные чувства в связи с воздействием на него музыки.

Рабочая программа по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыка» является частью образовательной программы дошкольного образования «Детский сад №18» (далее – Программа).

Программа разработана в соответствии снормативно - правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 N1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Программа определяет содержание и организацию художественно-эстетической деятельности (раздел «Музыка», направлена на проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждой из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками.

Обязательная часть Программы разработана с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанной Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, 2016 года.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена циклом бесед, музыкальных произведений в процессе ознакомления с региональными особенностями родного города.

1.1.1. Цели и задачи Программы

Цель Программы : создание условий для развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыки, ритмопластики, театрализованной деятельности.

Задачи:

Задачи реализации Программы :

1. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников:

формирование умственных способностей детей (развитие процессов памяти, музыкального мышления, музыкального воображения);

способствовать формированию эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение культурного наследия;

создание условий для освоения нравственно-эстетических ценностей и побуждений детей, руководство ими в повседневной жизни.

2. Формирование музыкальных представлений, ценностных ориентаций средствами музыкального искусства, расширение музыкального кругозора, музыкально-сенсорных способностей детей, объема знаний о музыке в разных видах музыкальной деятельности:

восприятие музыки (слушание, обогащенное изобразительным искусством и литературой;

пение;

игра на детских музыкальных инструментах;

музыкально-ритмическая деятельность;

творческая деятельность.

3. Освоение детьми символики музыкального искусства (нотоносец, взаимодействие звуков в ладу, система построения малых музыкальных форм, жанров музыки) через проблемно - моделирующие игры.

4. Обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей.

5. Подготовка детей к свободной интерпретации накопленного опыта и вариативному использованию его в созидательной художественно-творческой деятельности.

Задачи образовательной деятельности

1. Воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки;

2. Развивать умения общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки;

3. Развивать музыкальный слух — интонационный, мелодический, гармонический, ладовый; обучать элементарной музыкальной грамоте.

4. Развивать координацию слуха и голоса, формировать начальные певческие навыки;

5. Способствовать освоению детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах;

6. Способствовать освоению элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях;

7. Стимулировать желание ребенка самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

3. Позитивная социализация ребенка. Предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы.

6. Сотрудничество с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития.

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка, опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л. С. Выготский, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

Программа учитывает возрастные, индивидуальные особенности и потребности детского контингента, опирается на следующие идеи:

игра – основной вид детской деятельности;

взрослый «не рядом, не над, а вместе»;

ребенок – полноправный партнер в условиях сотрудничества;

особые условия для развития полихудожественных компетенций.

Программа соответствует следующим принципам:

1. Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития.

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.

3. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Принцип сотрудничества с семьей.

6. Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Описание образовательной деятельности по художественно - эстетическому воспитанию и развитию дошкольников.

Рабочая программа разработана на основе программы «Детство» ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, О. В. Солнцева, 2016.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание образовательной деятельности

Распознавание настроения музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков. Понимание того, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Анализ музыкальной формы двух - и трехчастных произведений. Понимание того, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивый). Различение музыки, изображающей что-либо (какое-то движение в жизни, в природе: скачущую лошадь, мчащийся поезд, светлое утро, восход солнца, морской прибой). Дифференцирование: выражает музыка внутренний мир человека, а изображает внешнее движение. Пользование звуковыми сенсорными предэталонами.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1. Описание материально-технического и методического обеспечения Программы

В ДОУ имеется оборудованный музыкальный зал, предназначенный для проведения утреннейгимнастики, музыкальныхзанятий, праздников, развлечений и досугов, а также индивидуальнойработы с детьми.

В музыкальном зале имеется:

зеркальная стена для зрительного контроля;

2 музыкальных центра,

пианино.

Также в ДОУ имеется кабинет музыкального руководителя, в котором имеется:

детские музыкальные инструменты;

атрибуты для музыкально-дидактических и подвижных игр;

демонстрационный материал;

атрибуты для танцев,

развивающие игры по музыке,

библиотека книг по музыке, портреты композиторов,

игрушки для занятий,

сборники нот, методическая литература, журналы

Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания

Образовательная деятельность по освоению детьми образовательной области обеспечивается использованием следующих программ, технологий и методических пособий:

п/п Обязательная часть

1 Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева идр. – СПб, 2016

2 Вербенец А. М., Сомкова О. Н., Солнцева О. В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технологии. Учебно-методическое пособие. – СПб, 2015

3 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Методический комплект программы «Детство» : учебно-методическое пособие / науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб, 2016

4 Музыкальное развитие дошкольников. Содержание, планирование, конспекты И. Е. Яцевич, 2015

6 Бабинова Н. В., Мельцина И. В. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста. – СПб, 2017

3.2. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

В практике деятельности педагогического коллектива Учреждения сложилась система праздников, мероприятий и событий, проводимых ежегодно в течение нескольких лет. Они вошли в ранг традиционных, отражают специфику до школьного учреждения, потребности и интересы участников образовательного процесса.

№ Название мероприятий Сроки

1 Праздник «Прощай лето, здравствуй детский сад!» сентябрь

2 Осенний праздник «Что у осени в корзине»

октябрь

3 «Моя мама – лучшая на свете»

(концерт) ноябрь

4 Новогодний праздник «Здравствуй, Новый год» декабрь

5 Развлечение «Зимние забавы» январь

6 Военно – спортивный праздник «Аты-баты, мы солдаты» посвященный 23 февраля

Февраль

7 Праздник «Весна пришла»

(посвященный 8 марта)

Март

8 Театрализованное представление «Колобок»

Апрель

9 Кукольный театр «Заяц-хвастун»

Май

10 Праздник «Лето красное»

Июнь

11 Праздник «День защиты детей» Июнь

12 Спортивное развлечение

«Весёлые старты» июль

13 «Детство – это я и ты!» июль

14 «Летние забавы»

август

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие «Весна-красна на улице» во второй младшей группеХудожественно-эстетическое развитие «Весна-красна на улице» во второй младшей группе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию выставку детских работ на тему «Весна». Все занятия проводились в соответствии.

Конспект интегрированной НОД (художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие) в средней группе «Осень» Конспект интегрированной НОД для детей среднего дошкольного возраста Образовательная области: Познавательное развитие Речевое развитие.

Конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе «Рисуем сказку» Конспект непосредственной образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе. «Рисуем сказку». Воспитатель.

Конспект НОД в средней группе «Ознакомление детей с народной игрушкой». Художественно-эстетическое развитие МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ГНЁЗДЫШКО» Конспект НОД в средней.

Конспект ООД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе «В гостях у Феи цветов» "В гостях у Феи цветов" Программные задачи: • продолжать учить детей рисовать цветы, используя, нетрадиционные материалы: воздушные шарики,.

Перспективное планирование ОО «Художественно-эстетическое развитие. Аппликация» в подготовительной группе 1-я неделя «Скоро в школу мы пойдем» НОД Тема: «Ажурная закладка для книг» Познакомить детей с назначением закладки, со способами вырезания.

Презентация «Конспект НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие» в старшей группе «Снежная звёздочка» Конспект НОД ОО "Художественно- эстетическое развитие" в старшей группе «Снежная звёздочка» Задачи: Учить детей рисовать узор на бумаге,.

Рабочая программа по кружковой работе «Художественно-эстетическое развитие» «Фантазия» для средней группы Рабочая программа по кружковой работе «Художественно-эстетическое развитие» «Фантазия» (средняя группа) Подготовила: Гадуш И. А..

Реализация образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольной группе Реализация образовательной области ФГОС «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольной группе МКОУ СОШ с. Малиновка Иванушкина Елена.

Конспект по рисованию в младшей группе «Божья коровка». Художественно-эстетическое развитие Программное содержание Задачи: Образовательные: Учить детей рисовать яркие выразительные образы насекомых. Показать возможность создания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Художественно — эстетическое развитие» в средней группе
Опубликовано: 30 октября 2019 в 18:45
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД