Папки-передвижки

Рабочая программа историко-краеведческого кружка «Знатоки родного края»

Наталья Пономарева
Рабочая программа историко-краеведческого кружка «Знатоки родного края»

Программа внеурочной деятельности

по направлению духовно-нравственного развития.

Кружок "Знатоки родного края"

Пояснительная записка

История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности. Обучающиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Публикация «Рабочая программа историко-краеведческого кружка „Знатоки родного края“» размещена в разделах

В работе исторического кружка участвуют студенты 1-3 курсов. Продолжительность программы – 1 год, в объеме 40 часов: 1 семестр – 17 часов, 2 семестр – 23 часа. Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории Владимирского края, быта, уклада жизни прошлых поколений. Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи. Итогом реализации программы является приобщение обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы; составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности обучающихся; успешное выступление на различных конференциях, олимпиадах.

Цель программы : Создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению.

Задачи:

• воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края; • развивать навыки учебно-исследовательской работы;

• развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности.

Формы проведения занятий:

Экскурсия.

Работа в архивах.

Конференции.

Работа с документами.

Исследовательская деятельность.

Принцип программы : От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” — к систематизированному знанию о родном крае.

Механизм реализации программы :

организация экскурсий в музеи;

пешие экскурсии по городу;

сбор материалов;

оформление материалов экспедиции;

создание и оформление этнографического уголка;

участие в краеведческих конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение студентами социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) : приобретение обучающимися знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и образовательного учреждения, в котором они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений студентов к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) : развитие ценностных отношений обучающихся к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему колледжа, к опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение студентами опыта самостоятельного социального действия) : приобретение обучающимисяопыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия со сверсниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

УУД:

Личностные: — ориентир в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; — гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край. — эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Западной Сибири; — чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; Регулятивные: — планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; — проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; — анализировать и синтезировать необходимую информацию; — самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; — вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: — используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; — на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; — использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; — осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; — устанавливать причинно-следственные связи; — самостоятельно подбирать литературу по теме; — осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; — работать в семейных архивах. Коммуникативные: — понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; — учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций сотрудничестве. — выступать с сообщениями; — аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Учебно-методический план

Дата провед. Наименование разделов Форма занятий Приемы и методы организации Методический и дидактический материал Дата провед. Форма подведения итогов

Раздел I. Введение

1. «И дым Отечества нам сладок и приятен…» Теоретическое занятие. Словесный,практический. Учебные пособия Коллективное обсуждение.

Экскурсия в краеведческий музей

Раздел II. Владимирский край с древнейших времен до конца XVIв.

2-3. По следам летописцев. Теорет. занятие. Словесный. Летописи. Коллективное обсуждение.

4-5. Появление и развитие первых поселений на реке Киржач Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы Коллективное обсуждение

6. Владимирская земля под игом монголо-татар Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

7 – 9. Работа над проектом «Владимирский край в XIV — XVIв».

Практические занятия. Научно – исследовательский. Исторические источники, летописи. Конкурс проектов.

Раздел III. Владимирская земля в XVI — XIXвв.

10. КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ Теоретическое занятие. Словесный. Летописи. Коллективное обсуждение.

11. Объединение русских земель вокруг Москвы. Владимирский край в составе Московского государства (XIV-XVI в. в.). Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы Коллективное обсуждение

12. Значимость Киржачской земли в исторических событиях того времени Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы Коллективное обсуждение

13. Образование Владимирской губернии Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы Коллективное обсуждение

14. Киржач во время Отечественной войны 1812 года Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

Экскурсия в краеведческий музей

15 – 16. Работа над проектом «Владимирская земля в XVI — XIXвв. Практические занятия. Научно – исследовательский. Исторические источники, летописи. Конкурс проектов.

Раздел IV. Владимирская область в XX-XXIвв.

17. Владимирская губерния в начале XX века Теоретическое занятие. Словесный. Архивные документы. Коллективное обсуждение.

18. Киржачский край в годы революции 1917 Теоретическое занятие. Словесный. Арх. документы., фотоматериалы Коллективное обсуждение

19. Владимирский край в 1920-1941 гг. Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

20. Политические репрессии на Владимирской земле. Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

21. Культура и быт в довоенное время Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

Экскурсия в музей

22. Владимирский край и Киржачская земля в годы Великой Отечественной войны. Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

23. Киржачский район в годы рыночных реформ Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм. Коллективное обсуждение

24 – 25. Работа над проектом «Владимирский край и г. Киржач в XX-XXIвв. Практические занятия. Научно – исследовательский. Исторические источники, летописи. Конкурс проектов.

Раздел V. Улицы нашего города

26. Знакомство с улицами нашего города (история названий улиц). Теоретическое занятие. Топонимическое исследование. Архивные документы, летописи. Коллективное обсуждение.

Экскурсия

27 – 29. Работа над проектом «Юный экскурсовод». Практические занятия. Научно – исследовательский. Историческая литература, материалы фондов, фотографии. Конкурс юных экскурсоводов.

Раздел VI. Памятники нашего города

30. Памятники Киржача, как летопись города. Теоретическое занятие. Научно – исследовательский. Историческая литература, арх. докум. Коллективное обсуждение.

31. Периоды истории страны и города в памятниках. Практическое занятие. Научно – исследовательский. Историческая литература, арх. докум. Коллективное обсуждение.

32. Работа над проектом «Электронная экскурсия»

Практические занятия. Научно – исследовательский Электронная виртуальная экскурсия Конкурс проектов.

Раздел VII. Знаменитые земляки

33. Земляки в годы Великой Отечественной войны Практические занятия. Научно – исследовательский Электронная виртуальная экскурсия Конкурс проектов.

34. Знаменитые люди, родившиеся и проживавшие в Владимирской области и г. Киржач Теоретическое занятие. Словесный. Архивные данные, историческая карта Коллективное обсуждение.

35 Встреча с интересными людьми. Практическое занятие. Словесно – практический. Фотографии, документы, устные рассказы. Коллективное обсуждение.

36 Создание презентации «Выдающиеся люди нашего города сегодня». Практическое занятие. Научно исследовательский. Архивные материалы, фотографии, документы, воспоминания. Презентация.

Раздел VIII. Наш край родной

37. Традиции народов Киржачской земли Теоретическое занятие. Словесный. Исторические источники, летописи. Коллективное обсуждение.

38 Культура народов Владимирского края Теоретическое занятие. Словесный. Историческая литература, архивные материалы, фотографии, письма. Коллективное обсуждение.

Раздел IX. Научно – практическая конференция.

39-40. Отчет о работе кружка Практическое занятие. Научно – исследовательский. Историческая литература, историческая карта, проектные работы. Презентация, показ электронных экскурсий.

Литература:

Литература для обучающихся

1. Памятники истории и культуры. Вып. 1, Ярославль, 1989.

2. Воронова О. Владимирские пейзажи. М., 1997.

3. Воронин Н. А. По древним городам. М. ,1978.

4. Сысоев Н. Д. На туристских тропах. (О природе Влад. рая). Ярославль, 1983.

5. Литвинов И. По городам Залесья. М., 1978.

6. Попадейкин В. В. Золотое кольцо. М., 1975.

7. Кротов С. Кошкин С. Киржач. Ярославль, 1988.

8. История Владимирского края. Ярославль, 1992.

9. Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Ярославль. 1978.

10. Сафронов Н. С. Это интересно знать… (Заметки краеведа). Ярославль, 1995.

Литература для учителя

1. Попадейкин В. В. Золотое кольцо. М., 1975.

2. Кичигин М. И., Иванов А. Л. Владимирское ополье. Владимир, 1993.

3. Кротов С. Кошкин С. Киржач. Ярославль, 1988.

4. История Владимирского края. Ярославль, 1992.

5. Памятники истории и культуры. Вып. 1, Ярославль, 1989.

6. Воронова О. Владимирские пейзажи. М., 1997.

7. Воронин Н. А. По древним городам. М. ,1978.

8. Сысоев Н. Д. На туристских тропах. (О природе Влад. края). Ярославль, 1983.

9. Интересное о крае. Люди, история, жизнь, природа земли Владимирской. Ярославль. 1978.

10. Сафронов Н. С. Это интересно знать… (Заметки краеведа). Ярославль, 1995.

11. Мурзаев Э. М. Очерки топонимики. М., 2001.

12. Куницын М. Александрова Слобода. (Исторический очерк). Ярославль, 1977.

13. Доманская Н. А. Экономическая география владимирской области. Ярославль, 2000.

14. Тихомиров М. Н. Древняя Русь. М., 1998.

15. Тихомиров М. Н. Летописи и хроники. М., 1980.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знатоки родного края» (старшая логопедическая группа) Цели: формировать четкое представление о городе, достопримечательностях города, уточнять и расширять представления детей о родном крае,.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края» Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа историко-краеведческого кружка «Знатоки родного края»
Опубликовано: 18 мая 2020 в 18:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД