Светлана Кашинцева
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий «Движение к успеху» для 1–4,5–9 классов
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская СОШ №3
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий
для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами
для 1-4, 5-9 классов
«Движение к успеху»
Составители:
Кашинцева С. Н. ,
тьютор
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами сроком на 4 года для начальной школы и 5 лет основной школы и дает примерное распределение учебных часов по разде6лам курса, на основе документов регламентирующих работу с детьми с ОВЗ :
Публикация «Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий „Движение к успеху“ для 1–4,5–9 классов» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Общая характеристика программы.
Коррекционно-развивающая программа «Движение к успеху» для обучающихся с ОВЗ и детьми-инвалидами 1-4, 5-9 классов является составной частью образовательной программы школы, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для детей с ОВЗ и детьми инвалидами.
Дети с ОВЗ и инвалиды особенно нуждаются в целенаправленном обучении и особой поддержке. Актуальность программы заключается в том, что обычно взрослые сосредоточивают свои усилия только на тренировки детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Но необходимо учитывать, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Учебный план образовательной школы включает в себя часы коррекции личностной, коммуникативной и познавательной деятельности.
Тематический план программы направлен на коррекцию и развитие эмоционально – волевой сферы, коммуникативных УУД, высших психических функций обучающихся. В данной программе используются упражнения и игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных и личностных навыков, а также развитие моторики, памяти, внимания, саморегуляции. Обучающиеся с ОВЗ часто испытывают сложности при установлении контакта с собеседником, при необходимости передать или принять информацию. Такие умения нужны в обучении, профессиональном становлении, личном общении.
Содержание плана будет последовательно реализовываться по четырем учебным четвертям. Для контроля результатов предлагается в начале и конце учебного года проводить психодиагностику.
Программа состоит из двух блоков для начальной и основной школы. Это обеспечивает преемственность при переходе с одного уровня на другой, способствует формированию готовности и успешной адаптации к новой социальной ситуации.
Главной целью программы является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка с ОВЗ, создания условий для оптимизации его психического и эмоционального развития.
Задачи программы :
• выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
• формирование эмоционально-волевой регуляции;
• создание условий для развития самопознания, саморегуляции и личности в целом;
• формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться, поддержать беседу, диалог;
• коррекция познавательной деятельности и высших психических функций;
• коррекция мотивации к учебной деятельности;
• отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.
Методы:
• методы социально-психологического тренинга;
• коммуникативные методы обучения: дискуссия, диалог, беседа;
• методы анализа конкретных ситуаций;
• имитационно-ролевые методы обучения: ролевая игра, тестирование, элементы аутотренинга;
• метод «мозгового штурма».
Эти формы работы предполагают как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми.
Структура программы
Программа состоит из двух основных блоков: для начальной школы и основной школы, которые включают в себя следующие разделы:
1. Личность: раздел направлен на осознание обучающимися своих личностных особенностей и оптимизацию отношения к себе;
2. Деятельность: осознание себя в системе учебной деятельности;
3. Общение: осознание себя в системе отношений с другими людьми.
Планируемые результаты.
При освоении программы обучающиеся с ОВЗ :
• получат навыки эффективной коммуникации и сотрудничества;
• разовьют навыки эмоционально-чувственного восприятия;
• научатся приемам саморегуляции;
• разовьют навыки самоанализа и адекватной самооценки;
• получат опыт работы по достижению положительной учебной мотивации;
• изучат способы развития высших психических функций;
• получат навыки социальной адаптации.
Классификация развивающих методик (психотехник, игр, упражнений, приемов, процедур, используемых в программе :
• традиционные обучающие приемы;
• ритуалы знакомства, представления, прощания;
• приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
• техники релаксации;
• психотехники самооценки и взаимооценки;
• упражнения, направленные на самораскрытие и рефлексию;
• экспрессивные техники (приемы самовыражения);
• развивающие — тренировочные упражнения;
• игра
Формы контроля.
• Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся.
• Текущий:
- рефлексия в ходе выполнения заданий.
• Итоговый:
- тестирование;
- практические задания;
- творческие работы обучающихся;
- самооценка и самоконтроль.
Форма коррекционно-развивающей работы : внеурочная.
Объем нагрузки: 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 20 минут.
Материально-техническое обеспечение:
• учебно-методический материал (методики для диагностики и для проведения психокоррекционной работы по отдельным направлениям);
• мебель и оборудование (столы и стулья; шкаф для пособий и методик; рабочие места для детей, доска);
• технические средства обучения (ПК);
• набор материалов для детского творчества (цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей, ножницы, скотч и т. д.).
План работы с обучающимися с ОВЗ.
№
п/п Период Направления работы
Содержание работы Ожидаемые результаты
1 сентябрь,
май. Диагностика познавательной, эмоционально-волевой сферы личности. 1. Беседа или проективная методика для установления контакта с ребенком.
2. Исследование познавательных процессов (память, внимание, мышление).
3. Исследование особенностей эмоционально-волевой сферы, самооценки.
4. Общие выводы.
5. Психолого-педагогические рекомендации. Сравнительный анализ изменения уровня развития изучаемых УУД.
2 октябрь-апрель Коррекционно-развивающая деятельность. Реализация программы «Движение к успеху». При освоении программы обучающиеся с ОВЗ :
• получат навыки эффективной коммуникации и сотрудничества;
• разовьют навыки эмоционально-чувственного восприятия;
• научатся приемам саморегуляции;
• разовьют навыки самоанализа и адекватной самооценки;
• получат опыт работы по достижению положительной учебной мотивации;
• изучат способы развития высших психических функций;
• получат навыки социальной адаптации.
3 октябрь-апрель Консультативная деятельность. Консультирование участников образовательного процесса по вопросам, касающимся реализации программы и сопровождению детей с ОВЗ по запросу. Формирование у участников образовательного процесса потребности в психолого-педагогических знаниях и их использовании.
4 октябрь-апрель Информационно-просветительская деятельность. Информирование участников образовательного процесса о ходе и результатах реализации программы. Повышение психологической грамотности и культуры участников образовательного процесса, знакомство с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развитя детей с ОВЗ.