Гусева Татьяна
Рабочая программа кружка «Наклей-ка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«НАКЛЕЙ-КА»
в старшей группе «Теремок»
2020 – 2021 учебный год.
РУКОВОДИТЕЛЬ: Гусева Татьяна Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является дополнительной к основной общеобразовательной программе МДОУ «Детский сад № 4 для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Публикация «Рабочая программа кружка „Наклей-ка“ в старшей группе» размещена в разделах
Старший дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой : аппликация обрывная, накладная, модульная аппликация и т. д.. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с дошкольниками.
Рабочая программа кружка «Наклей-ка» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий: Аверьяновой А. П. “Изобразительная деятельность в детском саду”, Казаковой Р. Г. “Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники”, Рябко Н. Б. “Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика”, Швайко Г. С. “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду”, «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыковой, «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г. Н. Давыдовой, «Художественный труд в детском саду» И. А. Лыковой.
Цель программы : формирование у детей умений и навыков в аппликации, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать учить вырезать круглые и овальные формы; составлять и наклеивать изображения из нескольких частей;
• продолжать учить вырезать предметы симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой;
• продолжать учить при создании аппликации использовать способ обрывания бумаги;
• продолжать учить составлять сюжетные композиции;
Развивающие:
• способствовать развитию навыка работы с различными материалами;
• развивать умение пользоваться ножницами;
• развивать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
• воспитывать культуру деятельности;
• формировать навыки сотрудничества;
• формировать интерес к различным техникам художественного творчеств.
Срок реализации программы : 1 год.
Режим занятий:
• количество занятий в неделю - 1:
• количество занятий в месяц - 4;
• количество занятий в год - 36
• длительность занятия - 25 минут.
Виды и техники нетрадиционной аппликации:
• накладная аппликация;
• модульная аппликация;
• симметричная аппликация;
Занятие проводится в 15.30 по вторникам или средам.
Основные методы работы.
• Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме
• Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия;
• Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Примерная структура занятий.
• Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
• Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.
• Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
• Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
• Самостоятельное изготовление поделки.
• Оказание помощи детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.
• По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.
• Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
Списочный состав группы :
• М. Василиса
• Ж. Константин
• О. Арина
• М. София
• К. Наташа
• Р. Ксения
• Т. Кира
• Ч. Малика
• С. Варвара
• С. Асиля
• С. Алексей
• С. Сергей
• Ш. Степан
• Г. Алексей
• Г. Иван
Ожидаемые результаты:
К концу учебного года дети должны знать и уметь:
• правильно держать ножницы и действовать ими.
• резать лист бумаги на полосы, составлять из них изображения разных предметов (забор, лесенка)
• резать по диагонали квадрат и четырёхугольник,
• вырезать круг из квадрата, овал – из четырёхугольника путём закругления углов, делать косые срезы.
• раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей.
Материал и оборудование:
• клей, клеевые кисти,
• матерчатые салфетки,
• клеенки, ножницы,
• бумага разной текстуры и размера,
• шаблоны для вырезания,
• цветной, гофрированный картон,
Литература:
1. «Аппликация» И. А. Гусакова «Просвещение» 1977 г
2. «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г. Н. Давыдовой
3. «Бумажные цветы». Н. Н. Васина. Айрис Пресс, 2012
4. «Волшебные полоски» И. М. Петровой
5.«Декоративные объемные цветы». А. Н. Зайцева. Е. К. Моисеева. «Эксмо», Москва. 2011г.
6. «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова «Карапуз» 2010 г.
7. «Квиллинг» Л. В. Юртакова «Эксмо» 2012
8. «Оригами» Е. А. Черенкова «Дом XXI век» 2011 г
9. «Путь бумаги». М. В. Гусакова. «Дошкольное воспитание» 1981г.
10. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С, Комаровой, М. А. Васильевой.
11. «Сенсорное восприятие в детском саду» под редакцией Подъякова Н. Н., Аванесовой В. Н. – Москва, 2003г.
12. «Три плюс четыре: Сборник программ дошкольного и начального общего образования». Ставропольсервисшкола. 1998г.
13. «Удивительные поделки из бумаги» А. С. Спицына «Рипол классик». Москва. 2012 г.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН.
СЕНТЯБРЬ.
Тема: Знакомство с бумагой.
Цель:
• знакомить с видами бумаги, способами ее применения.
Тема: Знакомство с объемной аппликацией.
Цель:
• знакомить с работами аппликативной техникой: накладной; модульной; полным и частичным приклеиванием деталей.
ОКТЯБРЬ.
Тема: Виноград. (объемная аппликация из «колечек»)
Цель:
• уточнять и расширять представление о ягодах;
• совершенствовать навыки работы с ножницами (резать по прямой линии);
• создавать виноград с помощью петель из бумаги, и укладывать их рядами.
Тема: Ананас. (объемная аппликация из «колечек»)
Цель:
• создать условия для совершенствования умений и навыков работы с бумагой, ножницами, клеем;
• создать условия для развития познавательного интереса к методам и приёмам работы с полоской бумагой;
• развивать мелкую моторику рук.
Тема: Осеннее дерево. (объемная аппликация из «колечек»)
Цель:
• учить делать объемную аппликацию из бумаги;
• закрепить знания и представления о цвете (желтый, оранжевый, зеленый);
• закреплять навыки аккуратного наклеивания;
• учить пользоваться салфеткой, ножницами, клеем.
Тема: Львенок. (объемная аппликация из «колечек»)
Цель:
• развивать мелкую моторику рук;
• закрепить умение правильно наклеивать детали композиции.
НОЯБРЬ.
Тема: Лягушата. (аппликация из кругов)
Цель:
• учить складывать круг пополам;
• закрепить умение формировать законченный образ из отдельных деталей;
• продолжать учить вырезать круг из квадрата.
Тема: Долька арбуза. (объёмная аппликация)
Цель:
• развивать мелкую моторику, внимательность и аккуратность;
• учить вырезать круг из квадрата;
• учить складывать бумажный круг пополам.
Тема: Утенок. (модульная аппликация)
Цель:
• учить вырезать ножницами по шаблону-кружочку;
• учить складывать бумажный круг пополам.
• развивать моторику пальцев;
• воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Тема: Грибочек на полянке. (модульная аппликация)
Цель:
• совершенствовать умение составлять аппликацию, наносить клей на детали;
• развивать точность и координацию движений;
• воспитывать интерес к аппликации.
ДЕКАБРЬ,
Тема: Зайчик беленький. (аппликация способом «петля»)
Цель:
• учить выполнять сложные аппликации из цветной бумаги;
• познакомить со способом склеивания бумажных полос в «капельки»
• развивать творческие способности.
Тема: Рыбка. (аппликация способом «петля»)
Цель:
• учить резать бумагу на узкие полоски, сворачивать полоску пополам, скреплять концы клеем;
• развивать конструктивное мышление и сообразительность; навыки работы с ножницами.
• воспитывать усидчивость, старательность, упорство.
Тема: Ёлочка. (аппликация способом «петля»)
Цель:
• продолжать учить резать бумагу на узкие полоски, сворачивать полоску пополам, скреплять концы клеем;
• выполнение объемной аппликации (способ петля);
• продолжать закреплять навыки работы ножницами.
Тема: Дед Мороз.
Цель:
• развивать мелкую моторику рук, творческое воображение;
• формировать навык работы с клеем-карандашом;
• учить создавать объёмные поделки;
• воспитывать усидчивость, интерес к творческой деятельности.
ЯНВАРЬ
Тема: Зайчик беленький. (аппликация способом «петля»)
Цель:
• учить выполнять сложные аппликации из цветной бумаги;
• познакомить со способом склеивания бумажных полос в «капельки»
• развивать творческие способности.
Тема: Рыбка. (аппликация способом «петля»)
Цель:
• учить резать бумагу на узкие полоски, сворачивать полоску пополам, скреплять концы клеем;
• развивать конструктивное мышление и сообразительность; навыки работы с ножницами.
• воспитывать усидчивость, старательность, упорство.
Тема: Ёлочка. (аппликация способом «петля»)
Цель:
• продолжать учить резать бумагу на узкие полоски, сворачивать полоску пополам, скреплять концы клеем;
• выполнение объемной аппликации (способ петля);
• продолжать закреплять навыки работы ножницами.
Тема: Дед Мороз.
ЯНВАРЬ.
Тема: Белочка. (аппликация из петелек) коллективная работа.
Цель:
• учить выполнять сложные аппликации из цветной бумаги;
• познакомить со способом склеивания бумажных полос в «капельки»
• развивать творческие способности.
ФЕВРАЛЬ.
Тема: Снеговик. (аппликация из кругов)
Цель:
• совершенствовать координацию и мелкую моторику рук;
• учить вырезать ножницами по шаблону-кружочку;
• формировать умения составлять изображения предмета из фигур путем наклеивания.
Тема: Ёжик.
Цель:
• развивать мелкую моторику пальцев рук;
• учить детей создавать объемный образ;
• продолжать учить прави пользоваться ножницами.
• нарезать ниточки одинаковой длинны для создания «колючек».
Тема: Котенок (объёмная аппликация).
Цель:
• учить вырезать ножницами по шаблону;
• развивать аккуратность при выполнении работы;
• воспитывать усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.
Тема: Самолет. (аппликация из кругов)
Цель:
• учить плавно срезать его углы;
• аккуратно намазывать клеем, пользоваться салфеткой;
• передавать пространственное отношение "над" и "под",
МАРТ.
Тема: Букет для мамы.
Цель:
• продолжать учить резать бумагу на узкие полоски, скреплять концы клеем;
• продолжать закреплять навыки работы ножницами.
Тема: Краб (аппликация из кругов).
Цель:
• продолжить учить изготавливать аппликацию из бумажных кругов:
• учить вырезать ножницами по шаблону-кружочку;
• продолжать учить складывать бумажный круг пополам.
Тема: Бабушка рядышком с дедушкой (объёмная аппликация из конуса).
Цель:
• развивать аккуратность при выполнении работы;
• воспитывать усидчивость, внимательность;
• учить детей создавать объёмную аппликацию из готовых форм;
Тема: Мишка косолапый (объемная аппликация).
Цель:
• учить создавать изображение медведя из частей, правильно передавая их форму и относительную величину;
• закрепить умение правильно держать ножницы;
• закреплять умение вырезать фигуры круглой и овальной формы, из геометрических фигур: круг из квадрата, овал из прямоугольника.
АПРЕЛЬ.
Тема: Ракета (объемная аппликация).
Цель:
• закрепить приёмы вырезывания и наклеивания, правила работы с ножницами и клеем;
• учить соединять в работе приёмы комбинированного и силуэтного вырезывания;
• учить дополнять ракету другими элементами (иллюминаторы, крылья).
Тема: Кактус. (модульная аппликация)
Цель:
• учить создавать образ кактуса с помощью аппликации;
• знакомить с новым способом передачи объема;
• развивать мелкую моторику рук, усидчивость, аккуратность.
Тема: Натюрморт. (модульная аппликация)
Цель:
• учить создавать красочный натюрморт, вырезая нужные формы задумке цвета.
• развивать умение работать с шаблонами,
• закреплять умение вырезать ножницами по контуру.
Тема: Заяц. (аппликация из втулки)
Цель:
• закрепить знания о нетрадиционной технике аппликации – аппликацией из втулки;
• развивать воображение и фантазию при изготовлении поделки;
• воспитывать аккуратность, желание создавать красивую, оригинальную поделку;
МАЙ.
Тема: Бабочка. (модульная аппликация)
Цель:
• закреплять умения вырезать симметричные детали по трафарету из бумаги, сложенной вдвое;
• развивать умение подбирать цвета при украшении поделки
Тема: Стрекоза (аппликация из колечек)
Цель:
• продолжать закреплять навыки работы ножницами;
• учить ритмично располагать одинаковые формы (колечки) в ряд;
• воспитывать самостоятельность, умение создавать собственную композицию в соответствии с замыслом,
Тема: Гусеница (аппликация из кружочков)
Цель:
• развивать мелкую моторику рук;
• воспитывать усидчивость,
• продолжать учить пользоваться ножницами, резать бумагу на полоски.
Тема: Божья коровка. (аппликация из кругов)
Цель:
• учить правильно использовать ножницы, клей, салфетку,
• закреплять умение складывать круг пополам, располагать детали в определенном порядке;