Получи документы

Рабочая программа кружка по сенсорному развитию в средней группе «Занимательная сенсорика»

Светлана Рощина
Рабочая программа кружка по сенсорному развитию в средней группе «Занимательная сенсорика»
▼ Скачать + Заказать документы

Рабочая программа кружка по сенсорному развитию

«Занимательная сенсорика»

Пояснительная записка

Для чего нужно развивать точность движений пальцев рук (мелкую моторику? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

Публикация «Рабочая программа кружка по сенсорному развитию в средней группе „Занимательная сенсорика“» размещена в разделах

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и призвана через развитие пальчиковой и общей моторики, обеспечивающих двигательные функции руки, скоординированные действия глаза и руки, положительно влиять на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.

Актуальность

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно- двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Надо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во - первых косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. В связи с этим актуальность этой программы не вызывает сомнений.

Цели и задачи программы.

Цель программы - развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование) .

Задачи программы:

Образовательные:

- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

- формирование практических умений и навыков;

- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

- совершенствование движений рук;

- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

- развитие речи детей.

Воспитательные:

- воспитывать в детях усидчивость.

- воспитывать внимательность к выполнению заданий.

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Принципы и подходы к формированию программы.

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупность действий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит с привлечением в работу родителей, которые с использованием игр и упражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученные навыки.

4. Принцип психологической комфортности. Занятия должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательная атмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которого хвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получает дополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт.

Возрастная характеристика детей 4-5 лет.

Дети 4-5 лет всё ещё не осознают социальные нормы и правила поведения, однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Как правило, к пяти годам дети без напоминания взрослого здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и «пожалуйста», не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему. Кроме того, они могут по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как — мальчикам. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном. Таким образом, поведение ребёнка 4—5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3—4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте детьми хорошо освоен алгоритм процессов умывания, одевания, купания, приёма пищи, уборки помещения. Дошкольники знают и используют по назначению атрибуты, сопровождающие эти процессы: мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы. Уровень освоения культурно-гигиенических навыков таков, что дети свободно переносят их в сюжетно-ролевую игру.

К 4—5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

Дети имеют дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, аргументируют её по ряду признаков («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска»). К пяти годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребёнка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность и др., постепенно уходят в прошлое, и любознательный ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Дети 4—5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 4—5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить уже 5—6 предметов (из 10—15, изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 4—5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. Дети продолжают сотрудничать со взрослыми в практических делах (совместные игры, поручения, наряду с этим активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом, продуктивной деятельностью, однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.

Для поддержания сотрудничества, установления отношений в словаре детей появляются слова и выражения, отражающие нравственные представления: слова участия, сочувствия, сострадания. Стремясь привлечь внимание сверстника и удержать его в процессе речевого общения, ребёнок учится использовать средства интонационной речевой выразительности: регулировать силу голоса, интонацию, ритм, темп речи в зависимости от ситуации общения. В процессе общения со взрослыми дети используют правила речевого этикета: слова приветствия, прощания, благодарности, вежливой просьбы, утешения, сопереживания и сочувствия. Речь становится более связной и последовательной.

С нарастанием осознанности и произвольности поведения, постепенным усилением роли речи (взрослого и самого ребёнка) в управлении поведением ребенка становится возможным решение более сложных задач в области безопасности. Но при этом, взрослому следует учитывать несформированность волевых процессов, зависимость поведения ребёнка от эмоций, доминирование эгоцентрической позиции в мышлении и поведении.

В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на произведения музыкального и изобразительного искусства, художественную литературу, в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния людей, животных, сказочных персонажей. Дошкольники начинают более целостно воспринимать сюжеты и понимать образы.

Важным показателем развития ребёнка-дошкольника является

изобразительная деятельность. К четырем годам круг изображаемых детьми предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую конструкцию и осуществляют поиск способов её исполнения.

Планируемые результаты освоения программы воспитанниками

- Дети ориентируются в пространстве и на микроплоскости;

- Быстро и успешно справляются с заданиями, требующими координированных движений рук;

- Выполняют задания по словесной и зрительной инструкции;

- У детей увеличился словарный запас, речь стала более эмоциональной и выразительной;

- Возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- Дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- У детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, мышление, воображение, речь.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок). У малыша развивается воображение и фантазия.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

Реализация и освоение программы осуществляется в четырех основных моделях образовательного процесса:

- образовательной деятельности, которая осуществляется в процессе организаций различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры с основными и динамическими игрушками; эксперименты с материалами и веществами; общение со взрослым и совместные игры со сверстниками (под руководством взрослого); рассматривание наглядного материала; двигательная активность.

- образовательной деятельности в ходе режимных моментов;

- самостоятельной деятельности детей;

Взаимодействие с семьями детей в ходе реализации программы.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор формы осуществляется педагогом самостоятельно, и зависит от эмоционально состояния и индивидуальных особенностей ребенка. Словесные (рассказы, объяснения, беседы)

Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций)

Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование)

Игровые (различные дидактические игры)

Для развития моторики рук используются следующие приемы:

-самомассаж кистей рук;

-пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

-выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

-рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание).

Взаимодействие с родителями воспитанников.

Перспективный план работы с родителями.

Сентябрь

Индивидуальные беседы «Ваш ребенок».

Родительское собрание «Путешествие в страну «Сенсорика»

Октябрь

Анкетирование родителей «"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"

Ноябрь

Приобщение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста.

Декабрь

Совместная выставка с родителями «Чудеса пластилинографии».

Консультация "Развивающие игры на кухне в помощь маме»

Январь

Папка - передвижка «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Февраль

Консультация "Научите ребенка узнавать цвета».

Март

"Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет. "

Апрель

Консультация "Что такое «Сенсорика» и почему ее надо развивать?".

Май

Консультация для родителей «Как развить сенсорику у ребенка?»

Перспективно-тематический план работы.

Тема Месяц Описание Цели

Овощи и фрукты Сентябрь

1. Пальчиковая игра «Будем считать»

Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

Самомассаж ладоней и пальцев рук. - обучать раскрашиванию картинки пальчиковыми красками, не выходя за контур;

- стимулировать тактильные ощущения;

- развивать мелкую моторику рук и пальцев;

- развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

2. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски»

Упражнение «Морковка».

Детям предлагается закрасить рисунок с морковью пальчиковыми красками, не выходя за границы рисунка.

Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

Моя семья, мой дом. Октябрь

1. Пальчиковая игра «Дружба»

Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли. - развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

- развивать внимание;

- тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками;

- развивать координацию движений;

- учить детей посыпать тремя пальчиками крупу,;

2. Пальчиковая игра «Домик»

Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)

- по показу воспитателя дети сами строят дом для своей семьи.

Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

Транспорт Ноябрь

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

-упражнять детей проводить прямые вертикальные и горизонтальные линии;

- совершенствование движений рук;

1. Пальчиковая гимнастика

«Вышли пальчики гулять»,

«Пальчики в футбол играют»

Упражнение «Грузим шишки в корзинки» - шишки рассыпаны по ковру.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

2. Пальчиковая гимнастика «В гости»

Рисование «Дорисуй железную дорогу» - По контуру выкладываем пластилиновые жгутики. Самомассаж ладоней и пальцев рук

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Волшебное тесто Декабрь

1. Пальчиковая гимнастика «В гости»

«Вот такое тесто» - показать детям приемы лепки из теста. Дать им помять его пальчиками, ладошками.

Самомассаж ладоней и пальцев рук - Познакомить детей с тестом и его свойствами;

- научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук;

- научить отщипывать кусочки теста от большого куска;

- научить выкладывать узор из мелких предметов (бусин, пуговиц, семечек, гороха)

2. Пальчиковая игра «О левой и правой руке»

«Картинки на тесте» - выкладывать нафигурах из теста узор.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Зимние чудеса Январь

- закреплять умение проводить округлые линии;

- учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

1. Пальчиковая игра «Снежок»

«Веселый снеговик» - рисуем на манке круги разного размера.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

2. Пальчиковая игра «Снежок»

Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками по образцу.

Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Животные Февраль

1. Пальчиковая игра «У оленя»

Упражнение «Животные хотят пить» -напоить животных (различные игрушки животных, для этого необходимо наливать воду из стакана в тарелочку ложкой.

Находим в сухом песке фигурки животных. - учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой;

- учить детей рисовать волнистые линии пальчиками;

- развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. -

- развивать мелкую моторику рук и пальцев

2. Пальчиковая игра «Дружба»

Игра «Ежики и ежата»-втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Мамин праздник Март

1. Пальчиковая гимнастика: «Помощники»

Упражнение «Бусы для мамы» - детям предлагается нанизывать макароны на ленту, создавая бусы.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

2. Пальчиковая гимнастика: «Помощники»

«Укрась платье для мамы» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

- учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту;

- развивать чувство формы и цвета;

- учить создавать узор из кругов, штрихов.

Профессии Апрель

1. Упражнение для пальчиков

«Строим дом»

«Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

Игра «Шоферы»

2. Пальчиковая гимнастика «Рукавицы»

Упражнение «Вязальщицы» - смотать из шерстяных ниток клубочки

Массаж рук используя воздушные шары наполненные солью

Растения Май

1. Пальчиковая игра «Цветочек»

Аппликация «Весенние цветы - одуванчики» -Картинки из круп

Самомассаж ладоней и пальцев рук - развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением;

- развивать чувство формы и цвета;

- развивать усидчивость, целенаправленность.

2. Пальчиковая игра «Капель»

Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Методическое обеспечение программы.

1. Абраменко В. В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.

2. Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007

3. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. -2005.

4. Агеева И. Д. 500 стишков для зарядки язычков. – 2009.

5. Новиковская О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. – 2010.

Публикации по теме:

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по сенсорному развитию в средней группе «Занимательная сенсорика»
Опубликовано: 10 ноября 2021 в 09:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка по сенсорному развитию в средней группе «Занимательная сенсорика»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рощина (УИ 890244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД