Получи документы

Рабочая программа кружка «Расскажи сам». Старшая группа комбинированной направленности

Ирина Русанова
Рабочая программа кружка «Расскажи сам». Старшая группа комбинированной направленности

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 3

1.1 Цели и задачи программы 3

1.2 Планируемые результаты освоения программы 3

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 4

2.1 Описание образовательной деятельности кружковой работы 4

2.2 Формы и приёмы организации образовательного процесса в кружковой работе 7

2.3 Мониторинг освоения программы 7

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 9

3.1 Материально-техническое обеспечение рабочей программы группы 9

3.2. Перечень литературных источников 9

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Цели и задачи программы

Цель – развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых технологий.

Задачи:

1. Формирование познавательной активности детей, внимания, памяти, мышления;

2. Формирование навыка построения связного высказывания (учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

3. Обучение навыкам эффективной коммуникации (совершенствовать диалогическую форму речи, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища; развивать монологическую форму речи);

4. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

5. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

6. Развитие умения в большом объёме информации выделять главную мысль.

1.2 Планируемые результаты освоения программы

По завершению кружковой работы в конце учебного года мы планируем получить такие результаты, как:

• Овладение речью как средством общения и культуры детей;

• Обогащение активного словаря;

• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• Развитие речевого творчества, умение составлять небольшие рассказы;

• Развитие речевого, фонематического слуха;

• Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, умение их пересказывать.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Описание образовательной деятельности кружковой работы

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

За основу в нашей кружковой работе мы взяли три технологии по развитию речи:

• Рассказ по картинке;

• Мнемотаблицы;

• Дидактический синквейн.

Занятия проводим один раз в неделю (пятницу, тем самым закрепляя тему недели, со всеми детьми группы (30 детей, из них у 13 ОНР 3 степени).

Как правило, обучение чему-то новому происходит от простого к сложному. В использовании этих образовательных технологий принцип тот же самый.

Обучение рассказу по картинкам состоит из нескольких этапов:

• Научить рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию;

• Учить рассказывать и описывать картины сначала по вопросу воспитателя, а затем по образцу;

• Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывают картины, составляют сюжетные рассказы, придумывают начало и конец сюжета;

• Рассказывание по серии сюжетных картин, но не более трёх. Сначала описывается каждая картина, затем высказывания детей объединяют в один сюжет.

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания».

Обучение считыванию информации с мнемотаблиц состоит из трёх этапов:

• Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;

• Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в слова;

• После перекодирования осуществляется рассказ по заданной теме.

Начинаем работу с простейших мнемоквадратов, затем последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.

Дидактический синквейн – это относительно новая техника развития речи детей, часто

используется воспитателями в группах детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Синквейн – это создание нерифмованного стихотворения, развитие умения в большом объёме информации выделять главную мысль, а также это диагностический инструмент, который даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Алгоритм составления синвейна:

1. Предмет (тема) – одно слово существительное (например, колобок)

2. Два прилагательных по теме (жёлтый, круглый)

3. Три глагола по теме (убежал, катится, поёт)

4. Высказывание по теме из 3-4 слов (колобка съела лиса)

5. Ассоциация по теме (сказочный персонаж)

Месяц № Тема недели Занятие

Сентябрь

1 «До свидания, лето» «Летний день»

2 «Мой город», «Любимое место»

3 «Я – человек» «Расскажи про себя»

4 «Урожай» «Собираем урожай»

Октябрь

1 «Наш быт» «Телевизор»

2 «Животный мир» (+птицы, насекомые) «Лесные звери»

3 «Краски осени» И. Такмакова «Осень»

4 «Моя семья» «Мой день»

5 «Дружба» «Мой друг»

Ноябрь

1 «Народная культура и традиции» «Русская изба»

2 «Кто как готовится к зиме» «Помощь птицам»

3 «Азбука безопасности» «Огонь»

4 «Транспорт» «Скорая помощь»

Декабрь

1 «Здравствуй, зимушка-зима!» «Снегири»

2 «Город мастеров» «Нарядный платок»

3 «Комнатные растения» «Кактус»

4 «Полёт фантазии» «Находка»

5 «Новогодний калейдоскоп» Д. Зуев «Зимний лес»

Январь

1 Рождественские каникулы

«В гостях у сказки»

2 «Аленький цветочек»

3 «День детского кино» «Режиссёр»

4 «Этикет» «Ждём гостей»

Февраль

1 «Здоровей-ка» «Моё утро»

2 «Маленькие исследователи» «Камень»

3 «Мой дом» «Моя комната»

4 «Наши защитники» «Помощь котёнку»

Март

1 «Южный Урал» «Музей»

2 «Женский день» Л. Давыдова «Я маму люблю»

3 «Весна шагает по планете» «Наступила весна»

3 «Встречаем птиц» Птицы Южного Урала «Птицы прилетели»

4 «Цирк» «Дрессировщик»

Апрель

1 «Быть здоровыми хотим» «Полезная еда»

2 «Миром правит доброта» В. Катаев «Цветик-семицветик»

3 «Приведем в порядок планету» «Мусору - стоп!»

4 «Мир природы» Экологическая сказка «Дружелюбный дуб»

Май

1 «Праздник весны и труда» «Наведём порядок на площадке»

2 «День победы» Т. Белозёров «День победы»

3 «Волшебница вода» «Озеро»

4 «Вот мы, какие стали большие» «Моё воспоминание»

План проведения кружковой работы

2.2 Формы и приемы организации образовательного процесса в кружковой работе

• Занятие;

• Рассматривание иллюстраций;

• Загадывание загадок;

• Дидактические, настольно-печатные, пальчиковые игры;

• Речевые задания и упражнения;

• Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

• Беседы с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него;

• Чтение, слушание, воспроизведение;

• Работа по обучению составления описательного рассказа о предмете, по картине, серии картинок; пересказа литературного произведения с опорой на картину и вопросы воспитателя;

• Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение);

• Коммуникативные игры;

• Продуктивная деятельность.

2.3 Мониторинг освоения программы

Для оценки уровней развития связной речи у детей мы провели диагностику «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой.

Оценка по всем заданиям даётся в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития:

3 балла – высокий, ставится за точный и правильный ответ, данный ребёнком самостоятельно;

2 балла – средний (достаточный) получает ребёнок, частично правильный; лопустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого;

1 балл (ниже среднего) ставится ребёнку, за неточный ответ, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки производится подсчёт баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 – уровень ниже среднего.

Выявление уровня владения связной речью:

1. Ребёнку предлагают составить рассказ по картине «Моя семья»

- составляет рассказ самостоятельно – 3балла;

- рассказывает с помощью взрослого – 2 балла;

- отвечает на вопросы односложно – 1 балл.

2. Расскажи об игрушке: какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.

- ребёнок самостоятельно описывает игрушку – 3 балла;

- рассказывает по вопросам педагога – 2 балла;

- называет отдельные слова, не связывая их в предложение – 1 балл.

3. Ребёнку предлагается рассказать свою любимую сказку

- ребёнок пересказывает самостоятельно – 3 балла;

- пересказывает с подсказыванием слов взрослого – 2 балла;

- говорит отдельные слова – 1 балл.

4. Рассказывание стихотворения наизусть

- ребёнок рассказывает самостоятельно – 3 балла;

- пересказывает с подсказыванием слов взрослым – 2 балла;

- говорит отдельные слова – 1 балл.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

3.1 Материально-техническое обеспечение рабочей программы группы

Организация кружковой работы проводится в групповом помещении группы№ 5.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания:

Методические пособия:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).

2. Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет)

Наглядно-дидактические пособия:

1. Серия картинок для обучения детей рассказыванию, мнемотаблицы соответствующие теме НОД, проводимой в рамках кружковой работы;

2. Схема, алгоритм рассказа по картине, составления синквейна;

3. Репродукции картин известных художников, иллюстрации к сказкам;

4. Дидактические, настольно-печатные игры на расширение знаний об окружающем мире;

5. Картотека пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, стихи с движениями, подвижных игр, упражнений на развитие физического слуха.

3.2 Перечень литературных источников

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.-144с.

2. Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-80с.

3. Бородич А. М. Методика развития связной речи детей в детском саду. -М. : Просвещение, 1981.

4. Нищева Н. В. Я учусь рассказывать (с 5 до 6 лет). – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

5. Интернет-источник www.maam.ru

Публикации по теме:

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа)Рабочая программа дополнительного образования «Хакасия — мой край родной» (старшая группа) .

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка «Расскажи сам». Старшая группа комбинированной направленности
Опубликовано: 20 мая 2025 в 21:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка «Расскажи сам». Старшая группа комбинированной направленности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Русанова (УИ 1942854) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 мая 2025 четверг
23 мая 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных