Лучший педагог года

Рабочая программа «Маленькие художники»

Валентина Кузнецова
Рабочая программа «Маленькие художники»

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Маленькие художники» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р и иных нормативных правовых документов.

Данная программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования.

Публикация «Рабочая программа „Маленькие художники“» размещена в разделах

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Новизной и отличительной особенностью программы «Маленькие художники» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Возрастной диапазон – 5-7 лет.

Количество детей в группе – 6-12 человек.

Продолжительность обучения – 7 месяцев (ноябрь-май).

Количество часов – 56 (2 раза в неделю).

Продолжительность занятия – 25-30 мин.

Занятия проводятся с 01.11.2018 г. во вторую половину дня.

Завершаются в конце мая.

Содержание составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режима дня и учебных занятий).

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: игры по художественному творчеству.

Художественно-эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений.

Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Речевое развитие: чтение стихов и рассказов.

Физическое развитие: физкультминутки.

Цель Программы:

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности.

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закрепить и обогатить знания детей о разных видах художественного творчества.

- Познакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закрепить приобретённые умения и навыки и показать детям широту их возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

- Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

- Принцип интегративности (синтез искусств).

Педагогическая целесообразность заключается в том, что все занятия направлены на развитие детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.

Ожидаемый результат:

В результате прохождения программного материала

Дети должны знать:

- о разнообразии техник нетрадиционного рисования

- о свойствах и качествах различных материалов;

- о технике безопасности во время работы.

Дети должны уметь:

- планировать свою работу;

- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

- создавать индивидуальные работы;

- использовать различные техники и способы создания рисунков;

- аккуратно и экономно использовать материалы.

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (первичная в ноябре, итоговая в мае).

Цель проведения диагностики:

1. Выявить уровень художественного развития детей

2. Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения

Характер диагностики: естественный педагогический.

Обследование проводится по следующим направлениям:

1. Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков

2. Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов

3. Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники

4. Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт предмета с помощью знакомых нетрадиционных техник

Методика проведения:

• Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми.

• На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми.

• Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.

• По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений.

Уровни овладения навыками и умениями в рисовании с использованием нетрадиционных техник:

Низкий (1 балл)

• интерес к восприятию особенностей предметов неустойчив, слабо выражен

• эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении взрослого

• ребёнок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные особенности

• узнаёт и радуется знакомым образам в рисунке

• основным свойством при узнавании является форма, а уже затем – цвет

• ребёнок рисует только при активной помощи взрослого

• знает изобразительные материалы и инструменты, но не хватает умения пользоваться ими

• не достаточно освоены технические навыки и умения

Средний (2 балла)

• у ребёнка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем

• он выделяет основные признаки объектов, сезонные изменения, внешние признаки эмоциональных состояний

• знает способы изображения некоторых предметов и явлений

• правильно пользуется материалами и инструментами

• владеет простыми нетрадиционными техниками с частичной помощью взрослого

• проявляет интерес к освоению новых техник

• проявляет самостоятельность

Высокий (3 балла)

• ребёнок видит средства выразительности: яркость и нарядность цвета, некоторые его оттенки

• быстро усваивает приёмы работы в новых нетрадиционных техниках

• владеет основными изобразительными и техническими навыками рисования

• передаёт в рисунках некоторое сходство с реальным объектом

• обогащает образ выразительными деталями, цветом, используя знания о нетрадиционных техниках

• умеет создать яркий нарядный узор

• может самостоятельно выбрать тему рисования и получить результат, пользуясь нетрадиционными техниками

• может объективно оценивать свою и чужую работу (для детей старшего дошкольного возраста)

Нетрадиционные художественные техники, используемые в программе «Маленькие художники»:

- Восковые мелки + акварель, свеча + акварель - ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.

- Рисование пальчиками, ладошкой - ребенок опускает в гуашь пальчик или ладошку и наносит узоры и отпечатки на бумагу.

- Оттиск – наносится различными предметами (пробкой, картоном, скомканной бумагой и салфетками, картофелем)

- Монотипия - это один отпечаток. Для ее изготовления нужен полиэтилен или бумага в качестве основы для нанесения на них акварельных или гуашевых разводов, затем сверху на рисунок накладывается чистый лист бумаги, аккуратно проглаживается сверху рукой и снимается. Получается отпечаток, который так же, как и кляксографию, можно дорисовать.

- Тычок жесткой полусухой кистью - ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа кисть вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация пушистой или колючей поверхности.

- Рисование по сырому – лист бумаги с помощью губки или кисточки смачивается водой, пока лист не высох наносится рисунок.

- Кляксография - ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть.) Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

- Набрызг - ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

- Выдувание - ребенок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает ее на лист, делает небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

- Рисование солью - предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.

- Пуантилизм - рисунок создается при помощи отдельных точек разного цвета.

Условия реализации программы

Материально-техническая база:

- групповая комната (учебная доска, столы).

- альбомы с образцами и схемами

- рабочий материал.

Внешние условия:

- организация выставок.

Перечень используемого рабочего материала:

- цветной картон;

- салфетки;

- восковые мелки;

- краски, гуашь, кисти;

- альбомы для рисования;

- свечи;

- карандаши цветные;

- трубочки для коктейлей;

- ватные палочки.

Литература, используемая педагогом:

1. Развитие мелкой моторики у детей от 4-х до 5-ти лет через нетрадиционные техники рисования. – М. :Просвещение,2012.

2. Г. Н. Давыдова Нетрадиционная техника рисования в детском саду (часть 1,2) – М. : Скрипторий, 2007.

3. Журнал «Дошкольное образование». 2010 – 2015.

Календарно – тематическое планирование

Ноябрь

1 «Ёжик». Техника: печать сухими листьями, пуантилизм

2 «Любимая игрушка». Техника: пуантилизм

3 «Белые медведи». Техника: тычок жёсткой сухой кистью

4 «Белочка в дупле». Техника: отпечаток ладонью, пуантилизм

5 «Ноябрьский зонтик». Техника: пуантилизм

6 «Осенний дождь». Техника: рисование свечой, тонирование бумаги

7 «Природа отражается в воде». Техника: монотипия

8 «Подводное царство». Техника: рисование по-мокрому

Декабрь

1 «Зимний лес». Техника: силуэтное рисование, пуантилизм

2 «Зимний пейзаж». Техника: рисование зубной пастой

3 «Ёлочки зимой». Техника: гуашь, рисование вилкой

4 «Морозные узоры на окне». Техника: рисование свечой, тонирование

бумаги

5 «Снегири зимой». Техника: акварель, восковые мелки, пуантилизм

6 «Новогодняя открытка». Техника: рисование кофе

7 «Новогодняя открытка» Техника: рисование кофе

8 «Новогодняя открытка» Техника: рисование кофе

Январь

1 «Зимний вечер». Техника: граттаж

2 «Снеговик». Техника: рисование солью

3 «Белая береза под моим окном». Техника: акварель, тычок жёсткой сухой

кистью

4 «Волшебные цветы в вазе». Техника: рисование свечой, тонирование

бумаги акварелью

5 «Волшебные цветы в вазе». Техника: силуэтное вырезывание

6 «Лунные елочки». Техника: рисование солью

7 «Забавные животные». Техника: ниткография

8 «Сказочный лес». Техника: печать сухими листьями

Февраль

1 «Зимний город». Техника: граттаж

2 «Вот зима, кругом бело». Техника: акварель, рисование зубной пастой

3 «Сказка вокруг нас». Техника: монотипия

4 «Морские глубины». Техника: рисование свечой, тонирование бумаги

5 «Летят самолёты». Техника: силуэтное рисование

6 «Солнечный день». Техника: Рисование клеем и крупой.

7 «Взгляни на маленьких совят». Техника: оттиск, печать

8 «Мандала». Техника: акварель

Март

1 «Весна пришла». Техника: силуэтное рисование

2 «Цветы для мамы». Техника: оттиск, печать

3 «Открытка для мамы». Техника: монотипия

4 «Веточка вербы». Техника: кляксография с трубочкой, пуантилизм

5 «Пионы». Техника: рисование мыльными пузырями

6 «Аленький цветочек». Техника: ниткография

7 «Весенний пейзаж». Техника: монотипия

8 «Котёнок». Техника: рисование акварелью по-сырому

Апрель

1 «Закат над морем». Техника: восковые мелки, акварель

2 «Космические дали». Техника: рисование по-мокрому, соль

3 «Рыжая лиса». Техника: оттиск мятой бумагой

4 «Пасхальное яйцо». Техника: оттиск, пуантилизм

5 «Фантазийный зоопарк». Техника: кляксография

6 «Апрельские фантазии». Техника: граттаж

7 «Павлин». Техника: рисование пальцами

8 «Чистая планета». Техника: Рисование ладошками

Май

1 «Праздничный салют». Техника: восковые мелки, акварель

2 «Дивные цветы». Техника: кляксография с трубочкой

3 «Веточка сирени». Техника: оттиск мятой бумагой

4 «Ромашки». Техника: рисование на мятой бумаге.

5 «Ваза с цветами». Техника: тычок жёсткой полусухой кистью

6 «Скоро лето». Техника: монотипия

7 «Бабочки». Техника: монотипия

8 Итоговое занятие. «Нарисуй, что нравится». Техника: все знакомые

техники

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Мои маленькие художники». Фотоотчет«Мои маленькие художники». Фотоотчет Представляю Вашему вниманию творчество моих любимых воспитанников. Моим воспитанникам 6-7 лет, они очень любят рисовать и действительно.

Дидактическая игра на развитие речи «Маленькие художники»Дидактическая игра на развитие речи «Маленькие художники» Дидактическая игра на развитие речи «Маленькие художники». Игра может проводиться в разных возрастных группах в период работы над темами.

Парциальная программа «Маленькие художники» от 3 до 5 лет Утверждаю Директором МБОУ СОШ № 196 ___Третьяковой Е. Н. «___» ___2015г. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа по физической культуре в 3 классе Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Физическая культура» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Маленькие художники»
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 13:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД