Лучший педагог года

Рабочая программа по ознакомлению с мировой культурой для детей 6–7 лет в подготовительной группе детского сада

Галина Рудакова
Рабочая программа по ознакомлению с мировой культурой для детей 6–7 лет в подготовительной группе детского сада

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездный»

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный»

___ Н. А. Попова

РЕКОМЕНДОВАНО

решением педагогического совета

от «___» ___ 201__ г.

протокол № __

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ___

приказ от «___» ___ 201__г.

Рабочая программа

Публикация «Рабочая программа по ознакомлению с мировой культурой для детей 6–7 лет в подготовительной группе детского сада» размещена в разделах

по ознакомлению с мировой культурой в группе общеразвивающей направленности № _2__ «Галактика» для детей 6-7 лет.

Сведения о разработчиках :

Рудакова Галина Валентиновна. воспитатель, первая кв. категория.

2019/2020 учебный год

Тамбов

Пояснительная записка

Рабочая программа в области «Познавательное развитие» для детей 6-7 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:

основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;

основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звездный»;

программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханеваой

Программа Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой «Развитие у детей представлений об истории и культуре»;

Актуальность

Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.

Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.

К сожалению, практика показывает, что никто не знает, во что превращается большой объем информации из разных источников в голове маленьких детей. Обрывки фактов, даты, странные имена типа Мефодий перемешиваются с потоком информации из телевизора, книжек и компьютерных игр и порой превращаются в настоящую альтернативную историю древнего и настоящего мира.

Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются : целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития, при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.

Проблема:

исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта;

не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов мира;

в методических пособиях часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей;

отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду.

Таким образом, для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.

Поиск решения проблем привел к необходимости вывести ведущей идею данной программы : "Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погружение" в образ".

Цель программы –развитие устойчивого интереса к познанию русской истории и воспитание уважительного отношения к культуре других народов.

Задачи:

формировать общую культуру личности ребенка : прививать ценности здорового образа жизни, развивать нравственные, интеллектуальные, социальные, эстетические и физические качества, формировать предпосылки к учебной деятельности, способствующие успешному переходу на следующую образовательную ступень;

Познакомить детей с природой и климатом изучаемой страны, дать представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира.

Дать представления об особенностях жизни человека в данных природных условиях, познакомить с внешним видом, жилищем, одеждой и бытом представителей изучаемой эпохи.

Познакомить с традиционными занятиями данного народа. Дать представление о религии и культуре данного народа.

Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности.

Учить доброжелательно относиться к окружающим, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

Воспитывать культуру поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.

Особенности психологического облика современных детей дошкольного возраста:

разрозненный неорганизованный опыт общения с историей и искусством;

преобладание роли зрелищно–событийных ощущений;

склонность к гедонистически окрашенным чувствованиям (гедонизм с греч. – наслаждение);

потребность к смене эмоциональных состояний;

склонность к непосредственному сопереживанию, эмоциональной идентификации в ситуации общения (с историческими персонажами и персонажами произведений искусства);

регуляция деятельности, общения в опоре на чувственные ощущения и образы.

Отсюда вытекают целевые ориентиры:

Дети знакомы с природой и климатом изучаемой страны, имеют представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира. Могут рассказать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, имеют представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа. Активно используют полученные знания в разнообразных видах деятельности. Имеют навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.

Общее количество образовательных ситуаций в год 18

Количество образовательных ситуаций в месяц 2

Длительность образовательных ситуаций в неделю 30 мин.

Форма организации образовательного процесса групповая

Учебно-тематический план.

№ п/п Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе Объем учебной нагрузки (часы)

1. Народы мира. Знакомство с политической картой мира. Прошлое и настоящее народов (источники изучения жизни народов в разные эпохи) 1

2. Что такое музей. Какие бывают музеи. Виртуальный музей. Почему вещи попадают в музей. Вещь как отражение человека. 1

3. Лента времени. Путешествие по ленте времени от древности до наших дней. 1

4. Первобытный человек. Как человек стал создавать культуру. 1

5. Жизнь и культура древних славян. 1

6. Основание Москвы. Москва – столица России. 1

7. Эпоха Петра 1. 1

8. Культура древнего и современного Египта. 1

9. Культура древней Индии. 1

10. Современная Индия. 1

11. Культура древнего Китая. 1

12. Современный Китай. 1

13. Античная культура древней Греции. 1

14. Современная Греция. 1

15. Древний Рим. 1

16. Современная Италия. 1

17. Сохранение культуры на протяжении веков. Индейцы. 1

18. Современная Америка 1

Расширенное комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с мировой культурой

№ пп Дата Организованная образовательная деятельность Методическое обеспечение Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности Группа №2

Темы организованной образовательной деятельности Программные задачи

1. 18.0919г. Тема: "Народы мира. Знакомство с политической картой мира. Прошлое и настоящее народов источники"(изучения жизни народов в разные эпохи) Учить называть жителей различных стран; называть язык различных стран;* познакомить детей с картой мира и условными обозначениями на ней;Познакомить с некоторыми народами Земли (европейцы, африканцы,азиаты, народы севера, особенностями их жизни).

Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям различных народов.

Интернет ресурсы. Рассматривание карты, глобуса; знакомство с материками, странами и народами.

Рассматривание книг по теме).

2. 02.10.19г. Тема: "Что такое музей. Какие бывают музеи. Виртуальный музей. .Почему вещи попадают в музей. Вещь как отражение человека". Закрепить знания детей о музее как культурно-историческом объекте;

познакомить детей с видами музеев;

познакомить детей с правилами поведения в музее;

воспитывать у детей интерес к истории и культуре родной страны.

Дид. игра «Что сначала, что потом», самовар, мяч.

Беседа «Где живут

реликвии?»

3. 16.10.19г. Тема: "Лента времени. Путешествие по ленте времени от древности до наших дней". Познакомить с обозначениями исторических событий, объяснить, что обозначает понятие «Лента времени» и как люди вели счет времени в разные века.

Показ презентации «Счет времени в разные века».

4. 30.10.19г. Тема: " Путешествие по ленте времени: история происхождения первого человека» Продолжать знакомить с Лентой времени. Формирование элементарных представлений об эволюции Земли, месте человека в природном и социальном мире; об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (наскальная живопись, игру и продуктивную деятельностью. Просмотр иллюстраций «Древний человек» Сюжетно- ролевая игра «Идем на охоту»

Лепка «Каменный топор»

5. 13.11.19г. Тема: "Жизнь и культура древних славян".

Познакомить детей с образом жизни древних славян, формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей. Просмотр мультфильма «Детство Ратибора»

Просмотр иллюстраций «Славянская древняя жизнь»

Чтение сказки «Сказка о царе Салтане»

Чтение. Т. Коти «Моя первая книга о России».

6. 27.11.19г. Тема:"Основание Москвы. Москва —столица России». Познакомить детей с историей возникновения Москвы, именем основателя _ Юрий Долгорукий. Продолжать уточнять и систематизировать знания детей о столице нашей Родины – Москве. Дать детям знания о том, что такое столица. Познакомить с историей возникновения Москвы, именем основателя. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.

Рассматривание картин А. Васнецова «Основание Москвы Ю.  Долгоруким»«Строительство деревянных стен Кремля ХII в.»,

Просмотр иллюстраций «Древнерусская архитектура»

- Беседа с детьми об истории Москвы, России,

7. 11.12.2019г.

«Знакомство с эпохой царя Петра I» Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, истории России.

Дать элементарные сведения о государственной системе управления (раньше были цари, а сейчас президенты).

Познакомить с отдельными событиями в истории России времён правления Петра 1. Беседы о российской символике; 

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий;

8. 25.12.19г. Тема: "Отправляемся в древний Египт". Познакомить детей с жизнью Древних Египтян, их культуре и обычаю, о труде земледельцев, ремесла, искусство Древнего Египта, о богах которых они почитали, и письменность. Воспитывать интерес к культуре другой страны. Расширить кругозор детей. Просмотр мультфильма «Всемирная история Древний Египет»

Конструирование «Египетские пирамиды»

Чтение рассказа «Египетские пирамиды»

9. 10.01.20г. Тема: "Культура древней Индии". Знакомить детей с образом жизни и традициями людей других стран. Воспитывать толерантность по отношению к людям других национальностей. Формировать представления о дружбе народов мира. Беседа «Природа и люди Древней Индий»

Чтение «Легенда о Будде»

Раскрасить рисунок «Индийская красавица»

10. 24.01.20г. Тема: "Современная Индия". Знакомить детей с образом жизни и традициями людей других стран. Воспитывать толерантность по отношению к людям других национальностей. Формировать представления о дружбе народов мира Беседа «Горы Просмотр мультфильма «Билет в Индию»

Рассматривание картин «Индия»

11. 07.02.20г. Тема: "Культура древнего Китая". Познакомиться с особенностями древней китайской культуры; дать представление о высоком уровне развития культуры Китая; приобщить детей к культуре древних народов, вызвать интерес к богатой истории этой страны. Беседа «Китай в древности»

Аппликация «Китайский фонарик»

12. 21.02.20г. Тема: "Современный Китай". Формируя интерес и толерантное отношение к людям других национальностей продолжать знакомить детей с государствами, имеющими общую границу с Россией; познакомить с Китайской Народной Республикой (местоположение на карте, герб, флаг); растительный и животный мир; национальные особенности. Просмотр мультфильма «Охотники на драконов»

Рассказ «Великий шелковый путь»

Выставка рисунков «Китайская роспись»

13. 14.03.20г. Тема: "Античная культура древней Греции". • Познакомить с географическим положением Древней Греции, ее растительным миром, этническими традициями народа Греции, историей возникновения Олимпийских игр.

Чтение «Мифы о Геракле" Лепка «Греческий сосуд»

Игры в древности «Прыжки в длину»«метание копья»

14. 28.03.20г. Тема: "Современная Греция". дать детям представление о стране - Греция, научить находить данную страну на карте, познакомить со столицей Греции - Афинами и флагом Греции).• Содействовать формированию целостной картины мира, чувства принадлежности к мировому сообществу. Просмотр эпизодов фильма «Троя» Просмотр картин «Греция»

Рисование «Чернофигурный сосуд»

15. 11.04.20г. Тема: "Древний Рим". Познакомить детей с жизнью Древнего Рима, культуре и обычаями, архитектурой. Воспитывать интерес к культуре другой страны. Расширить кругозор детей. Просмотр картин «Римская Империя»

Презентация «Культура Древнего Рима»

Рисование «Геометрическая орнаментация»

16. 25.04.20г. Тема: "Современная Италия". Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса и уважения к культуре итальянского народа.

Знакомство со страной Италией, ее достопримечательностями; культурой. Лепка «Керамическая ваза»

Игры «Чёт или не чёт»«Пеший бой»«Перетягивание каната»

Рассматривание изображениями основных достопримечательностей Рима

17. 02.05.20г. Тема: "Сохранение культуры на протяжении веков. Индейцы".. Познакомить детей с жизнью, бытом, народной музыкой людей, живущих в Южной и Северной Америке – индейцами, воспитание толерантности, вызвать интерес к жизни и культуре индейцев, Беседа «Откуда пришли в Америку индейцы?», «Мифы и легенды индейцев»,

18. 16.05.20г. Тема: "Современная Америка". - Познакомить детей с новой страной Америкой, с государственной символикой Америки : флагом и гербом, достопримечательностями Вашингтона-столицы Америки.

-Воспитывать у детей уважительное отношение к людям других национальностей. Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов с изображением индейцев, прослушивание обрядовой музыкой.

В группах создается развивающая предметно-пространственная среда, способствующая закреплению у детей имеющихся представлений согласно теме занятий по разделам:

островок "лента времени", интерактивные модели временных периодов (первобытный человек, средневековье, настоящее, будущее,

дидактические игры с культурно - историческим содержанием,

оборудование для национальных подвижных игр,

мини-библиотека (энциклопедические источники, тематические и семейные альбомы).

аудио и видео записи (песни, музыка, DVD-мультфильмы, энциклопедии, презентации).

костюмерная, отражающая элементы национальной одежды, костюмы для драматизаций и сюжетно-ролевых игр.

Перечень информационных источников, необходимых для реализации данной парциальной программы

Дыбина О. В. Что было до. : Игры-путешествия в прошлое предметов.

Князева О. П., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.

Комарова Т. С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве.

Курочкина Н. А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством

История вещей, традиций, обычаев

Богданов В. В., Попова С. Н. Истории обыкновенных вещей.

Ильин М. Сто тысяч почему

Матъе М., Рубинштейн Р. День египетского мальчика. Кари, ученик художника. Глиняный конверт: Исторические повести.

Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры / Под ред. Е. В. Смирницкой.

Научно-популярные издания для детей

Атлас чудес света (чудеса природы, выдающиеся архитектурные сооружения, величайшие сокровища мира) / Пер. с англ.

Иллюстрированная мировая история (греки, римляне, викинги, славяне, ранние цивилизации). Штрихи времени (города, одежда, жилище, пища, спорт, развлечения, изобретения, путешествия, транспорт и др.) / Пер. с англ.

Как бы ты жил (в Древнем Риме, среди ацтеков, в Древнем Египте) / Пер. с англ.

Мифология

Библейские повествования

Боги и герои.

Мифы Древней Греции.

Мифы и сказки древнего Египта.

Мифы древних славян.

Мифы народов мира. Энциклопедия.

Публикации по теме:

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Новости лаборатории в подготовительной группе детского сада для детей с ОВЗ (видеоотчет) .

Образовательный проект в подготовительной группе детского сада «Великая Отечественная Война глазами детей» . Образовательный проект в подготовительной группе детского сада «Великая Отечественная Война глазами детей» "Земной поклон, солдат России,.

Подготовка детей к школе в подготовительной группе детского сада Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является подготовка детей к школе. Как мы знаем, подготовка детей.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 1 Программа дополнительного образования изостудии «Кляксики» художественно – эстетической направленностиДля детей старшей группы детского.

Программа дополнительного образования изостудии для детей старшей группы детского сада 5–6 лет. Часть 2 Февраль1. Рисование жесткой полусухой кистью «Еловая ветка с шишками». 1. Практическая часть. Формировать умение передавать в рисунке строение.

Рабочая программа логопеда в подготовительной к школе группе Целевой раздел. Пояснительная записка. Данная программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания.

Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни Рабочая программа (модуль) для детей шестого года жизни. Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цели и задачи реализации.

Рабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 летРабочая программа по художественному-эстетическому направлению для детей 3–4 лет АБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ НА РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-4ЛЕТ НА 2018-2019.

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по ознакомлению с мировой культурой для детей 6–7 лет в подготовительной группе детского сада
Опубликовано: 27 июня 2020 в 19:27
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД