Получи документы

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Наталья Савина
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»

Пояснительная записка

Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся 1 класса (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Публикация «Рабочая программа по предмету „Речь и альтернативная коммуникация“» размещена в разделах

Приказ Минобрнауки России Об утверждении Порядка «Организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (№ 1015 от 30.08.2013.).

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, от 19 декабря 2014 года № 1599.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 365с.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.

Учебный план КОУ «Исилькульская адаптивная школа - интернат».

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» позволяет формировать у них потребности в общении, развивать сохранные речевые механизмы, а также научить использовать альтернативные средства коммуникации и социального общения.

Цель программы – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

1. Формирование умения общаться, пользуясь альтернативными средствами коммуникации : вербальными и не вербальными.

2. Формирование умения понимать обращенную речь.

3. Вырабатывать умение употреблять в ходе общения слова, строить элементарные предложения.

4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

5. Формирование предпосылок к осмысленному чтению и письму.

6. Индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.

Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

При проведении уроков по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа, наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, технических средств, практический (упражнения, практические работы).

А. Р. Маллер, Г. В. Цикото были сформулированы основные требования к методике обучения детей данной категории:

1) Использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.

2) Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей, в целях пробуждения познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

3) Использование подражательности, свойственной тяжело умственно отсталым детям.

4) Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

5) Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

6) Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.

7) Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время. Комбинированное (комплексное) построение урока: на одном уроке проводятся различные виды работы по разным разделам программы, например, развитие речи — игра -музыкальные (физкультурные) упражнения; предметно-практическая деятельность -ритмические упражнения — рисование и т. д.

8) Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.

9) Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Задание, как правило, должен выполнять каждый ребенок в соответствии со своими возможностями и с использованием необходимой помощи педагога. Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.

При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «речь и альтернативная коммуникация» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.

Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме.

При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:

• образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;

• ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ. ФГОС;

• ВК сообщество, Дети и родители;

• ВК сообщество, TUTOR TIME;

• ВК сообщество, «Сундучок» для педагогов и родителей;

• ВК сообщество, Дефектология Проф;

• ВК сообщество, Дефектолог. BY;

• ВК сообщество, коррекционный педагог – эксперт;

• ВК сообщество, Педагогическая копилка;

• Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Весь учебный материал по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» размещается на сайте https://www.maam.ru/users/savina83.

Общая характеристика учебного предмета

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Программно-методический материал представлен тремя разделами : «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации» и «Чтение и письмо».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации. К альтернативным средствам коммуникации относятся : взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово, электронные устройства (компьютер).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в предметную область «Язык и речевая практика» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком КОУ «Исилькульская школа-интернат» на 2020 - 2021 учебный год программа рассчитана на 97 часов в год (3 часа в неделю).

Примерные планируемые результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Ожидаемые личностные результаты:

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

формирование уважительного отношения к окружающим;

освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Возможные предметные результаты :

понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений, неспецифических жестов

овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;

использование доступных жестов для передачи сообщения.

понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации, узнавание и различение образа графемы; графические действия с использованием элементов графемы: обводка, штриховка, печатание букв и слогов, начальные навыки чтения - составление слогов.

Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в первом классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.

Личностные результаты:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;

осознание себя как одноклассника, друга;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.

Коммуникативные результаты :

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Регулятивные результаты:

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);

пользоваться учебной мебелью;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

работать с учебными принадлежностями;

следовать предложенному плану, работать в общем темпе.

Познавательные результаты:

сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;

наблюдать;

работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Методы диагностики и критерии результативности

Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.

Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)

2 этап – январь (промежуточная диагностика)

3 этап – май (итоговая диагностика)

Результат оцениваются по следующим критериям:

5 баллов - выполняет действие самостоятельно,

4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или неверб.,

3 балла - выполняет действие по образцу,

2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,

1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,

0 баллов - действие не выполняет.

Полученные данные заносятся в карту развития.

Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:

1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)

2 этап – январь (промежуточная диагностика)

3 этап – май (итоговая диагностика)

Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требует оказание помощи;

2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла - способен самостоятельно выполнить действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов сформированности БУД.

Тематический план

№ п/п Наименование разделов Всего часов

1 Коммуникация 11 часов

2 Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации 27 часов

3 Чтение и письмо 59 часов

Итого 97 часов

Содержание предмета

Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств

Реагирование на собственное имя. Приветствие и прощание собеседника звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком, словом, предложением. «Волшебные слова». «Звуки вокруг нас». Понимание и называние слов, обозначающих членов семьи. Понимание и называние слов, обозначающих предмет и обобщающее понятие (фрукты). Понимание и называние слов, обозначающих предмет и обобщающее понятие (овощи). Понимание и называние слов, обозначающих предмет (игрушки). Понимание и называние слов, обозначающих предмет (школьные принадлежности). Понимание и называние слов, обозначающих предмет (домашние животные). Понимание и называние слов, обозначающих предмет и обобщающее понятие (мебель). Понимание и называние слов, обозначающих предмет и обобщающее понятие (посуда). Понимание и называние слов, обозначающих действия предмета.

Коммуникация с использованием невербальных средств

Приветствие и прощание с использованием мимики и жеста. Использование графического изображения для обозначения членов семьи. Использование графического изображения для обозначения предмета (фрукты). Использование графического изображения для обозначения предмета (овощи). Использование графического изображения для обозначения предмета (игрушки). Использование графического изображения для обозначения предмета (школьные принадлежности). Использование графического изображения для обозначения предмета (домашние животные). Использование графического изображения для обозначения предмета (мебель). Использование графического изображения для обозначения предмета (посуда). Использование графического изображения для обозначения действия предмета.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь, Экспрессивная речь

Называние и различение имён учащихся класса, педагогов. Эмоции – на лице радость. Эмоции – на лице грусть. Сказка «Репка». Рассказывание сказки «Репка». Эмоции – удивление. Эмоции – страх. Эмоции – злость. Сказка «Колобок». Рассказывание сказки «Колобок». Сказка «Теремок». Рассказывание сказки «Теремок».

Чтение и письмо

Глобальное чтение

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена учащихся и педагогов класса. Узнавание напечатанных слов, обозначающих членов семьи. Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия фруктов. Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия овощей. Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия игрушек. Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия школьных принадлежностей. Узнавание напечатанных слов, обозначающих названия домашних животных. Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет (мебель). Использование напечатанного слова для обозначения слова, указывающего на предмет (посуда).

Начальные навыки чтения и письма

Графема (буква) «А, а». Письмо длинных прямых палочек. Называние и конструирование буквы «А, а». Узнавание графемы (буквы) «А, а». Письмо длинных наклонных палочек. Различение графемы (буквы) «А, а». Письмо палочек с закруглением внизу. Соотнесение звука с буквой. Письмо палочек с закруглением вверху. Узнавание буквы «Аа» в слогах, словах. Письмо овалов и полукругов. Узнавание звука в слоге (слове). Письмо элементов буквы «А, а». Графема (буква) «У, у». Письмо длинных прямых палочек. Называние и конструирование буквы «У, у». Узнавание графемы (буквы) «У, у». Письмо длинных наклонных палочек. Различение графемы (буквы) «У, у». Письмо палочек с закруглением внизу. Соотнесение звука с буквой. Письмо палочек с закруглением вверху. Узнавание буквы «У, у» в слогах, словах. Письмо длинных наклонных палочек с петлёй внизу. Узнавание звука в слоге (слове). Письмо элементов буквы «У, у». Составление и написание слов АУ-УА. Графема буква «М». Называние и конструирование буквы «М». Узнавание буквы «М». Печатание буквы. Графема буква «м». Называние и конструирование буквы «м». Узнавание и различение букв «Мм». Печатание буквы «м». Нахождение букв «Мм» в слогах, словах. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Написание прописной буквы «М». Написание строчной буквы «м». Графема (буква) «О, О». Письмо овалов и полуовалов. Называние и конструирование буквы «О, о». Узнавание графемы (буквы) «О, о». Письмо палочек с закруглением вверху. Различение графемы (буквы) «О, О». Письмо палочек с закруглением внизу. Соотнесение звука с буквой. Письмо элементов буквы. Узнавание буквы «О, о» в слогах, словах. Письмо элементов буквы. Узнавание звука в слоге (слове). Письмо элементов буквы «О, о». Узнавание и различение графемы (буквы) «А, а, У, у, О, о». Узнавание и различение графемы (буквы) «М, м».

Препосылки к осмысленному чтению

Составление и чтение слогов «ам» - «ма». Составление и чтение слогов «ум» - «му». Составление и чтение слова «мама». Составление и чтение слогов ом-мо. Составление и чтение слогов с изученными буквами.

Программно-методическое обеспечение :

демонстрационный материал по теме «Эмоции»;

И. В. Ковалец «Мир моих эмоций»;

Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. «Я - говорю!» (комплект рабочих тетрадей).

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает:

1. Графические средства для альтернативной коммуникации : таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы, с напечатанными словами, наборы букв, сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

2. Технические средства обучения: ноутбук

Используемая литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью;

2. Примерная адаптированная основная образовательная программа, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);

3. «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» Л. Б. Баряевой и др.

Публикации по теме:

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
Опубликовано: 23 октября 2020 в 19:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД