Приложение МААМ

Рабочая программа по развитию речи у ребенка младшего дошкольного возраста по ФГОС на 2018–2019 учебный год

Татьяна Пронькина
Рабочая программа по развитию речи у ребенка младшего дошкольного возраста по ФГОС на 2018–2019 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Программа направлена на развитие активной речи у ребенка дошкольного возраста. Программа рассчитана на десять занятий, длительность одного занятия – 15 минут, периодичность проведения занятий – 1 занятие в неделю, продолжительность программы – 10 недель.

Реализуется данная программа в дошкольном учреждении, в младшей группе.

Форма проведения – индивидуальная.

Актуальность

Публикация «Рабочая программа по развитию речи у ребенка младшего дошкольного возраста по ФГОС на 2018–2019 учебный год» размещена в разделах

В возрасте 3 лет ребенок уже владеет запасом слов (примерно 1000, и в норме пользуется ими активно, строит предложения, описывает свои действия и переживания словами. В случае недостаточно развитой речи ребенку тяжелее общаться со сверстниками и взрослыми, особенно новыми и еще чужими для ребенка взрослыми. Развитие речи предполагает пополнение запаса слов, умения с ними оперировать, составлять словесные конструкции. При недостаточно развитой речи сложнее усваиваются понятия, не развиваются мыслительные процессы. А также тормозится развитие словесного мышления. Обладая свободной речью ребенку легче встроиться в систему социальных отношений с детьми и взрослыми, тем самым усвоить моральные нормы, этические нормы, познать окружающий мир.

Цель программы: развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие активной речи, диалоговой речи

2. развитие голосовых качеств – темпа, тональности, громкости, интонации

3. развитие слухового внимания и памяти

4. развитие мелкой моторики

5. укрепление мышц артикуляции

Планируемый результат.

Ребенок использует речь в повседневной жизни, сопровождает свои действия речью, может выразить словами свои переживания, чувства, изменяет слова по числам и падежам, имеет представления о счете, говорит простыми фразами, вступает в речевые диалоги со сверстниками и взрослыми, называет по картинке некоторых животных, может имитировать звуки с разной громкостью, способен изменять интонацию, различает звуки природы, звуки музыкальных инструментов, машин, звуки, издаваемые животными.

Параметры результативности и диагностика:

В качестве критериев эффективности программы используются результаты сравнительного наблюдения за развитием речи.

Для измерения исходного уровня развитости речи использована таблица наблюдения (см. приложение1).

Адресат – воспитанница ДОУ (Энс Дарья).

Концептуальные компоненты программы

Направления работы: диагностическое, профилактическое, консультационное.

Принципы программы: принцип непрерывности воздействия, принцип комплексности диагностических и коррекционно-развивающих компонентов, принцип постоянного усложнения материала, принцип учета сложности материала и создания эмоционально комфортной среды.

Тематический план

№ Тема/упражнения Цель

1 Стихи-диалоги, пальчиковая игра, дыхательная гимнастика, чтение рассказа, хоровод Развитие диалоговой речи, различения интонации, слухового восприятия и памяти, моторики

2 Волшебный мешочек, Кто как говорит?

Стих-диалог Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы

Приветствие

3 Слушание рассказа, аппликация, пальчиковая игра развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики

4 Слушание рассказа, пальчиковая игра, физминутка развитие диалоговой речи, моторики

5 Звуки леса, деревни, города. Хоровод, пальчиковая игра, игра «Хлопки» развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи

6 Волшебный мешочек, игра «кто как говорит», хоровод, игра «Один – много» развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса

7 Звуки детского сада, стройки, праздника, Стих-диалог, пальчиковая игра развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации

8 Слушание рассказа, физминутка, пальчиковая игра, игра «Хлопки» развитие слухового внимания и памяти, моторики

9 Мимическая гимнастика, пальчиковые игры, игра «Я вчера.» развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции

10 Игра «один-много», стих-диалог, придумывание сказки, пальчиковая игра развитие активной речи, моторики

Заключение

В возрасте трех лет ребенок начинает усваивать нормы общественных отношений, и ему необходимы новые системы обозначения своих чувств, желаний. Если ребенок может сказать об этом вслух, то его общение со взрослыми и сверстниками проходит продуктивно. Общаясь и выражая свои чувства и потребности понятно, ребенок чувствует, что его понимают не только дома, но в детском саду, на улице. Тем самым учится выстраивать отношения к себе и миру, людям. Также речь помогает становлению памяти, мышления, интеллекта. Оперируя словами, ребенок развивается умственно. Без речевых навыков, становится невозможным освоение счета, чтения, письма. А также успешное освоение речи ребенком – это предпосылки к развитию словесного мышления, становления логики.

«Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

К. Д. Ушинский

Список литературы:

1. Ирина Асеева «Стихи-болтушки»

2. Кулагина М. «Возрастная психология»

3. Ларечина Елена «Развивающие занятия для детей» (Счастливый малыш)

4. Янушко Елена «Новый ребенок»

Занятие 1

Развитие диалога, мелкой моторики, интонации, слуховой памяти и восприятия.

Приветствие:

Вот звенит звоночек.

-Здравствуй, мой дружочек!

Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!

Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!

Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!

Здравствуйте, детишки! Девченки и мальчишки.

1. Воспитатель читает вслух стих, а ребенок рифмует недостающие слова. Работа с книгой.

-Добрый день, лягушка!

- Ква!

-Комара поймала?

-Два?

- Как дела, подружка?

- Так…

- Что в корзиночке?

- Пятак!

-Денежка? Зачем?

- Коплю! Платье новое куплю! 2 раза

2. Пальчиковая игра

«Наши пальчики бежали, прыг-скок, прыг-скок, ох как быстренько бежали прыг-скок, прыг-скок, спотыкнулись и упали! Повторить 2 раза.

3. Воспитатет читает вслух рассказ «Сказка в лесу», с. 38. Работа с книгой. После спрашивает, о ком, о чем рассказ, понравился ли, кто герои?

4. А теперь возьмем наших пчелок на ниточках и подуем, подуем, чтобы они полетели. Ну-ка у кого пчелки улетели?

5. Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Прощание.

Занятие 2

Цель: развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховой памяти, восприятия, различения звуков природы

Приветствие

1. Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.

2. Кто как говорит? Ребенок подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.

3. Ведущий читает стих, дети хором отвечают в рифму

-Как пойдем гулять?

- Топ-топ!

-Как мы дверь закроем?

-Хлоп!

-Кошка к нам с крылечка

-Прыг.

- Воробьишки:

-Чик-чирик!

-Кошка рада птичкам:

-Мурр.

-Воробьи взлетели

-Фурр.

-Дальше ножками:

-Топ-топ!

- И теперь калиткой:

-Хлоп!

-Как трава шумит?

-Шшш…

-Кто в траве шнряет?

-Мышь.

-На цветке пчела:

-Жу-жу.

-Ветер листьями:

-Шу-шу.

-Речка струйками:

-Трень-брень.

-Здравствуй, яркий светлый день!

4. Пальчиковая игра

Утро настало,

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

-Вставай, Большак!

-Вставай, Указка!

-Вставай, Середка!

-Вставай, Ситротка!

И крошка-Митрошка.

Привет, Ладошка!

Все проснулись, потянулись.

Прощание

Занятие 3

Цель: развитие слухового восприятия, диалоговой речи, моторики

Приветствие

1. Рассказ о зайце (с. 38.)

2. Аппликация «Заяц», материал: двусторонний скотч, картон, вата, маркер.

После сказки дети и ведущий обсуждают, о ком эта сказка, кто герои, почему шуба у зайца зимой белая.

Далее к заранее приготовленным силуэтам зайцев из двустороннего скотча ребенок приклеивает вату, и маркером рисует ему глаза и нос.

3. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

Прощание

Занятие 4

Цель: развитие диалоговой речи, моторики

Приветствие

1. Рассказ «Рождественская сказка». Далее обсуждение, чем рассказ, кто герои?

2. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

3. Физминутка: Как под горкой снег,

И на горке снег,

А под горкой спит медведь

Тише, тише, не шуметь (3 раза)

Прощание

Занятие 5

Цель: развитие слуховой памяти и восприятия, моторики, различения темпа речи

Приветствие

1. Звуки леса, деревни, города

Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:

Один раз повернусь- и холодным становлюсь,

А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.

Далее ребенок представляет себя снежинкой, сидя на стуле, закрывает глаза.

Ведущий говорит: Летим мы, снежинки, над лесом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на ветку и слышим. Фонограмма «Звуки зимнего леса»

Далее снежинка открывает глаза и ведущий спрашивает, что же ты услышала, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в лесу.

Далее снежинка летит на ферму. Фонограмма «звуки фермы», Дальше в город. И также обсуждает, что она слышала, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.

Потом ведущий предлагает расколдоваться.

Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,

Второй раз повернусь – человеком становлюсь.

2. Хоровод

Малыши по лесу ходят

И следы они находят.

Видят малыши - следы на снегу:

Черточка и еще две,

Это птичка снегирек- синяя шапочка,

Красная грудка

И веселый хвостик.

По снежочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык,

Мы дадим им хлебные крошечки.

Птичка поклевала,

Спасибо сказала

И дальше полетела.

3. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

4. Хлопки.

На каждый слог-хлопок.

Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно,

Занятие 6

Цель: развитие моторики, слухового восприятия, словарного запаса

Приветствие

1. Волшебный мешочек. В мешочке лежат различные фигурки из группы, которые детям знакомы. Дети по одному подходят, опускают руку в мешочек и отгадывают, что попалось им в руку.

2. Кто как говорит? Ребенок подходит к ведущему, ведущий тихонько на ухо говорит ему животное. Ребенок должен изобразить это животное и издавать такие же звуки, какие издает это животное, остальные дети отгадывают.

После того, как дети покажут 3-4 животных, воспитатель предлагает показать пароход, поезд, автомобиль, лодку, грузовик

Далее диалог, какой транспорт самый шумный, какой тихий?

3. Игра «Один-много»

Воспитатель говорит: «Одно дерево-много деревьев»

«Одна собака-много …», дети заканчивают фразу.

Слова: снежинка, цыпленок, яйцо, бочка, радуга, кружка, стол, лист, бабочка, звонок.

5. Разминка - Хоровод

Малыши по лесу ходят

И следы они находят.

Видят малыши - следы на снегу:

Черточка и еще две,

Это птичка снегирек- синяя шапочка,

Красная грудка

И веселый хвостик.

По снежочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык,

Мы дадим им хлебные крошечки.

Птичка поклевала,

Спасибо сказала

И дальше полетела.

Прощание

Занятие 7

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, моторики, интонации

Приветствие

1. Звуки детского сада, стройки, праздника

Ведущий предлагает всем детям превратиться в снежинки:

Один раз повернусь- и холодным становлюсь,

А два раза повернусь – и в снежинку превращусь.

Далее ребенок представляет себя снежинкой, сидя на стуле, закрывает глаза.

Ведущий говорит: Летим мы, снежинки, над детским садом. Тихо спускаемся вниз и приземляемся на крышу и слышим. Фонограмма «Детские голоса»

Далее снежинка открывает глаза и ведущий спрашивает, что она услышала, какие звуки, предлагает описать то, что происходило в детском саду.

Далее снежинка летит на стройку. Фонограмма «Стройка», обсуждаем, какие инструменты, сколько людей, какая техника. Дальше на праздник. И также обсуждают, что она слышала, что происходило во время звуков, кому они принадлежат.

Потом ведущий предлагает расколдоваться.

Один раз повернусь-и я теплым становлюсь,

Второй раз повернусь – человеком становлюсь.

2. Пальчиковая игра

Сидели два медведя, толкались на суку,

Один читал газету, другой молол муку,

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке.

Ухо в кислом молоке. 3 раза

3. -Как пойдем гулять?

- Топ-топ!

-Как мы дверь закроем?

-Хлоп!

-Кошка к нам с крылечка

-Прыг.

-Воробьишки:

-Чик-чирик!

-Кошка рада птичкам:

-Мурр.

-Воробьи взлетели

-Фурр.

-Дальше ножками:

-Топ-топ!

- И теперь калиткой:

-Хлоп!

-Как трава шумит?

-Шшш…

-Кто в траве шнряет?

-Мышь.

-На цветке пчела:

-Жу-жу.

-Ветер листьями:

-Шу-шу.

-Речка струйками:

-Трень-брень.

-Здравствуй, яркий светлый день!

Прощание

Занятие 8

Цель: развитие слухового внимания и памяти, моторики

Приветствие

1. Рассказ «Рождественская сказка»

Обсуждение, кто герои, какие они, что сначала случилось, что потом? Чем закончилось?

2. Физминутка

Как под горкой снег,

И на горке снег,

А под горкой спит медведь

Тише, тише, не шуметь (3 раза)

3. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

4. Хлопки.

На каждый слог-хлопок.

Слова: снег, кот, кошка, зима, снежинка, снеговик, метель, Рождество, холодно.

Прощание

Занятие 9

Цель: развитие активной речи, мелкой моторики, артикуляции

Приветствие

1. Мимическая гимнастика

-улыбнулись широко

-поезд поехал «губы трубочкой» ту-ту

-высунули язык, повернули его в одну сторону, в другую, вверх и вниз.

- кошка умывается, лапки вылизывает.

- губы в одну сторону, в другую, по кругу

-корова жует траву, хорошо разминаем челюсть.

2. Пальчиковая игра. Ребенок говорит вместе с воспитателем и повторяет движения.

Утро настало,

Солнышко встало.

-Эй, братец Федя,

Разбуди соседей!

-Вставай, Большак!

-Вставай, Указка!

-Вставай, Середка!

-Вставай, Ситротка!

И крошка-Митрошка.

Привет, Ладошка!

Все проснулись, потянулись.

3. Игра «я вчера»

Воспитатель говорит: «Я вчера ездила на метро»

А что ты делала вчера? Ребенок говорит, чем она занималась, одно занятие.

Далее, «Я сегодня», Воспитатель говорит «Я сегодня пойду в театр», ребенок продолжает.

4. Пальчиковая игра

Сидели два медведя, толкались на суку,

Один читал газету, другой молол муку,

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку.

Нос в муке, хвост в муке.

Ухо в кислом молоке. 3 раз Прощание

Занятие 10

Цель: развитие активной речи, моторики

Приветствие

1. Игра «Один-много»

Психолог говорит: «Одно дерево-много деревьев»

«Одна собака-много …», ребенок заканчивает фразу.

Слова: мышь, корова, ложка, солнышко, свеча, салат, мост, цветок, мыло, кисть, заяц, носик, глаз

2. -Добрый день, лягушка!

- Ква!

-Комара поймала?

-Два?

- Как дела, подружка?

- Так…

- Что в корзиночке?

- Пятак!

-Денежка? Зачем?

- Коплю! Платье новое куплю! 2 раза

3. Воспитатель предлагает сочинить сказку.

«Даша, а давай придумаем сказку, я начну, а ты продолжишь?

Жила была лиса…

Дальше с помощью наводящих вопросов ребенок составляет по одному предложению. В конце воспитатель повторяет все услышанное и составляет сказку.

«Вот какие мы с тобой молодцы, какую интересную сказку сочинили»

4. Пальчиковая игра

Запели пять ангелочков,

Запрыгали пять ангелочков,

Один раздул в печи огонек,

Второй поставил котелок,

А третий кашку наливает,

Четвертый сахар добавляет,

А пятый молвил: Ешь, малыш, не торопись, не обожгись

Прощание

Публикации по теме:

Рабочая программа ясельной группы на 2018–2019 учебный год. 1 часть Содержание. 1. Целевой раздел. 1.1 Пояснительная записка…. 3 1.2 Цели и задачи реализации Программы …. 4.

Рабочая программа кружка «В гостях у деда Краеведа» на 2018–2019 учебный год 1. Информационная справка Тип программы – модифицированная (адаптированная) Образовательная деятельность – социально - коммуникативное развитие.

Рабочая программа младшей группы 2018–2019 учебный год «От рождения до школы» (часть 2) СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. Образовательная область «Физическое развитие» Цель: 1) гармоничное физическое развитие; 2) формирование интереса.

Рабочая программа младшей группы 2018–2019 учебный год «От рождения до школы» (часть 3) Образовательная область «Речевое развитие» Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения.

Рабочая программа в подготовительной к школе группе на 2018–2019 учебный год. Часть 1 1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с ООП «Миры детства: конструирование возможностей» ГБОУ Школа №2120.

Рабочая программа в подготовительной к школе группе на 2018–2019 учебный год. Часть 2 1.6 Планируемые результаты Деятельность педагога Развитие детей Моделирование ситуации развития посредством создания проблемной ситуации,.

Рабочая программа по лепке в средней группе на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Данная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением 4–5 лет на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Данная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе на 2018–2019 учебный год Рабочая программа по ознакомлению с природой в детском саду в средней группе (4–5 лет) на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка Данная.

Рабочая программа по речевому развитию в средней группе на 2018–2019 учебный год Рабочая программа по речевому развитию в средней группе (4–5 лет) на 2018–2019 учебный год Пояснительная записка • Данная программа разработана.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по развитию речи у ребенка младшего дошкольного возраста по ФГОС на 2018–2019 учебный год
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 15:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по развитию речи у ребенка младшего дошкольного возраста по ФГОС на 2018–2019 учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Пронькина (УИ 1419966) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД