Юлия Александрова
Рабочая программа по теме «Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей с помощью аппликации из ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Публикация «Рабочая программа по теме „Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей с помощью аппликации из ткани“» размещена в разделах
- Аппликация из ткани
- Поделки из ткани и ниток
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». Это один из видов изобразительной техники. В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Аппликация - один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон наиболее простой и доступный способ создания художественных работ.
- предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.)
- сюжетной, отображающей те или иные события
- декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Существует много видов аппликации. Один из видов - аппликация из ткани.
Аппликация из ткани - разновидность вышивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне бумаги куски ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.
Аппликация развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.
Цель программы :
Развивать творческие способности, фантазию, воображение, мелкую моторику. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в аппликации из ткани.
Основные задачи:
• развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
• развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
• привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
• учить создавать коллективные работы.
На данных занятиях дошкольник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.
Работа по аппликации из ткани ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей :
умение слушать и воспринимать устную инструкцию воспитателя;
принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
развитие самоконтроля и самооценки;
осознание собственных познавательных процессов.
Отличительной особенностью программы является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Разработана она в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада и в соответствии с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г., далее ФГОС ДО). Программа предполагает проведение одного занятия в 2 недели во второй половине дня. Продолжительность занятия во второй младшей группе:10 минут-15 минут.
Всего 18 занятий.
Срок программы 1? год. Реализация программы кружка основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи - аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Занятия носят как коллективные так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами; освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приемам преобразования материалов; научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №79» составлена с учётом примерных ООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (реализуется во всех возрастных группах - №№ 1, 4, 5, 7, 8, 10-13, «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой (реализуется в средней группе - №3, «Детский сад – Дом радости» авт. Н. М. Крылова (реализуется в средней группе - №9). Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федерального уровня:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г., далее ФГОС ДО);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Требования к приёму детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса» (утв. постановлением Главного санитарного врача РФ № 26 от 15 мая 2013 г.);
- Инструктивно-методическое письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 г. № 65/23- 16.
Локальные акты:
-Устав МБДОУ «Детский сад №79» г. Бийска
Основные принципы построения и реализации Программы :
-научной обоснованности и практической применимости;
-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
-интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
-комплексно-тематического построения образовательного процесса;
-решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.
Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) и реализуется через непосредственно образовательную область в соответствии с расписанием, утверждённым заведующим МБДОУ «Д/с № 79».
Используемые материалы:
* картон;
* ткань разной фактуры;
* клей;
* атласные ленты;
* бусины разной величины;
Инструменты и приспособления :
* ножницы;
* карандаш;
* линейка.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Установочный блок результатов:
- повышение уровня развития творческих способностей;
- повышение уровня развития мелкой моторики;
- повышение уровня художественно–эстетического воспитания детей.
2. Организационно-действенный блок результатов:
- в детском саду организован кружок для детей;
- дети познакомятся с необычным видом аппликации;
- создают изделия, выполненными при помощи аппликации из ткани и применяют их в различных видах детской деятельности.
Мониторинг реализации рабочей программы.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводится 2 раза в год: в сентябре, итоговый – в мае.
Цель мониторинга - обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы для изучения оценки динамики достижения детей, развития их физических, интеллектуальных и личностных качеств; результатов деятельности педагогов.
Методы мониторинга: наблюдение за детьми, анкетирование родителей и продукты детской деятельности.
Содержание изображения.
• Передача формы:
форма передана точно или есть незначительные искажения; искажения значительные, форма не удалась.
• Строение предмета:
части расположены верно; есть незначительные искажения; пропорции предмета переданы не верно.
• Передача пропорций предмета в изделии:
пропорции предмета соблюдаются; есть незначительные искажения; пропорции предмета переданы не верно.
• Композиция. В этом критерии более полная и точная характеристика овладения детьми композицией двух групп показателей: «а» и «б» :
а) расположение фигур:
по всему листу картона; не продумана, носит случайный характер;
б) отношение по величине разных изделий составляющих сюжет:
соблюдается пропорциональность в изделии разных предметов; есть незначительные искажения; пропорциональность разных предметов передана не верно.
Анализ процесса деятельности.
• Регуляция деятельности. В этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности :
а) отношение к оценке взрослого:
адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, не точности; эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале - радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается; безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком, созданного им изображения:
адекватна; неадекватна (завышенная, заниженная); отсутствует;
• в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится: к предложенному заданию; к процессу деятельности; к продукту собственной деятельности.
• Уровень самостоятельности:
выполняет задания самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами; требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослым обращается редко; необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослым не обращается.
• Творчество :
самостоятельность замысла; оригинальность изображения; стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.
По всем другим критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, в каждом из которых по три показателя, оценка дасется по трехбалльной системе : первый (по месту за критерием) - 3 балла, второй - 2 балла, третий -- 1 балл.
Например, критерий «передача формы» :
форма передана точно - 3 балла;
есть незначительные искажения - 2 балла;
искажения значительные, форма не удалась - 1 балл.
Учебно-тематический план кружка для детей 3-4 года
месяц Тема занятия Программные задачи Кол-во часов
Сентябрь «Умелые ручки» Познакомить детей с техникой аппликации; мониторинг умений детей. 1
«Чудо сад» Учить детей правильно располагать вырезки фруктов на деревьях и наклеивать их. Закрепить знания детей названий фруктов и деревьев. 1
Октябрь «Листопад» (коллективная) Учить детей располагать детали аппликации по всему листу, учитывая расположение деталей других детей. Закрепить название цветов. 1
Семеро козлят Учить детей создавать в паре из частей готовое изделие. 1
Ноябрь Портрет Учить детей наклеивать ткань и дорисовывать фломастером недостающие детали. 1
Флаг России Учить детей правильно располагать части российского флага. 1
Декабрь Снеговики Учить детей наклеивать круги в определенной последовательности, дорисовывать недостающие детали. 1
Дед Мороз принес подарки Учить детей украшать готовое изделие. 1
Январь Торт для кукол Учить детей самостоятельно придумывать украшение для круглой формы. 1
Февраль Мы – водолазы. Учить детей создавать подводный мир. 1
Наша Армия Учить детей наклеивать готовые формы в определенных частях листа 1
Март Корзинка со цветами Учить детей создавать композицию из цветов. 1
Капель Учить детей наклеивать готовые детали в определенной последовательности. 1
Апрель Красивые мячики Учить детей наклеивать изделие и дополнять нужной деталью 1
Полетим на ракете Учить детей создавать ракету, наклеивая детали в определенной последовательности. 1
Май Салют Развивать у детей чувство цвета, при создании салюта 1
Божия коровка Учить детей создавать изделие из готовых частей. 1
Методическое обеспечение
1. Затеева Е. В. и др. Наш друг паровозик[Текст] / Е. В. Затеева, Г. Г. Ермакова, Н. А. Лобас, Е. Г. Иванова. – Барнаул, 2013. – 123 с.
2. Козловой И. Самые красивые фигурки из пластилина [Текст ] / И. Козлова – 2013.-98с.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду средняя группа Цветные ладошки, [Текст] :Методическое пособие / И. А. Лыкова – М. : Карапуз, Москва 2010 – 144 с.
4. Нормативно-правовые базы ФГОС
5. Пашкевич Т. Д. Организация эффективного взаимодействия педагога дошкольного образовательного учреждении с детьми в условиях введения ФГТ: учебно-методическое пособие / Т. Д. Пашкевич -Барнаул: АКИПКРО, 2013. – 154 с
6. Суратова О. В. Конспекты занятий с детьми. Угощение для Лунтика // [Электронный ресурс] https://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia4297.html
7. Туфкрео Р. И др. Коллекция идей. [Текст] : Театральное и художественная деятельность в детском саду и начальной школе / Р. Туфкрео М. Кудейко – Линка-пресс, Москва 2004 – 192 с.
8. Чернуха И. А. План кружковой работы по тестопластике // [Электронный ресурс] https://doshvozrast.ru/konspekt/deyatelnost54.htm
9. Ярусова Екатерина Мастер-класс. Как сделать торт для кукол из солёного теста. / / [Электронный ресурс] https://i-am-mother.ru/master-klass-kak-sdelat-tort-dlya-kukol-iz-solyonogo-testa/