Папки-передвижки

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эколог»

Клюшина Татьяна
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эколог»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Срок реализации программы-2 года

Количество часов по учебному плану: всего 68 часов

в неделю -1 час, в год-34 часа

Планирование составлено на основе_ «Программы курса юный эколог» к УМК «Школа России» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Издательство «Учитель» ,2010 год___

Публикация «Рабочая программа по внеурочной деятельности „Юный эколог“» размещена в разделах

Учебник_ «Юный эколог», авторы: Александрова Ю. Н., Ласкина Л. Д. ( Волгоград: Учитель,2010)

ЭОР

Пояснительная записка

Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребёнка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей своё место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребёнка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.

4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

5. Становление осознания уникальности, неповторимости и невыполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.

6. Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

7. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

8. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведение здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы :

-принцип единства сознания и деятельности;

-принцип наглядности;

-принцип личностной ориентации;

-принцип системности и целостности;

-принцип экологического гуманизма;

-принцип краеведческий;

-принцип практической направленности.

Программа «Юный эколог»- авторская, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из трёх частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 3870 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу. Общий объём составляет 68 часов в год.

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» - авт. А. Плешаков, «Открывая мир» -авт. В. Самкова, «Экология» -авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течении трёх лет, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утверждённым Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

-Земля-единая экосистема.

-Человек-существо биосоциальное, часть экологической системы.

-Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создаёт на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализует через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны : индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарём природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности : семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зелёной комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники : ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребё нка:

-интерес к познанию мира природы;

-потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

-осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

-преобладания мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

-планета Земля-наш большой дом;

-Солнце –источник жизни на Земле;

-неживое и живое в природе;

-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

-влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

-самоценность любого организма;

-значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

-значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

-многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

-основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

-человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

-различия съедобных и несъедобных грибов;

-позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

-способы сохранения окружающей природы;

-что такое наблюдение и опыт;

-экология - наука об общем доме;

-экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-составлять экологические модели, трофические цепи;

-доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

-заботиться о здоровом образе жизни;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

-осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

-наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

-ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

-работать с гномоном, гербаризировать растения;

-оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

-проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

-выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления

сказок, мини-сочинений и т. п.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата Дата для коррекции

Горы 6

1 Горы. 1

2 Жизнь в горном климате 1

3 Изолированная жизнь в горах. 1

4 Редкие животные. 1

5 Составление макета «Жизнь в горном климате». 1

6 Наблюдение за живой природой. 1

Реки и озёра. 7

7 Реки и озёра. 1

8 Путь реки. 1

9 Получение кислорода под водой. 1

10 Пресноводные растения и животные. 1

11 Человек и его деятельность – причина загрязнения водоёмов. 1

12 Жизнь у рек и озер. 1

13 Околоводные птицы. 1

Реки и озёра родного края. 18

14-15 Животный мир возле рек и озер родного края. 2

16 Неповторимый мир поймы. 1

17-18 Экскурсия в парк к водоёму. 2

19 Заказники и заповедники. 1

20-21 Заказники и заповедники родного края.

Памятники природы 2

22-23 Экскурсия в краеведческий музей. 2

24 Наблюдение за неживой природой. 1

25-26 Наблюдение за поведением животных, обитающих на улице. 2

27 Наблюдение за неживой природой. 1

28 Наблюдение за живой природой. 1

29-30 Проект «Чистота рек и озер родного края». 2

31 Викторина «Реки и озёра».

Презентация-32

Конкурс рисунков «Водный мир»-33

Природа вокруг-наш дом!-34

1

Влажные тропические ле 16

32 Амазонка – неповторимый тропический мир. 1

33-34 Животный мир Амазонки. 2

35 Влажные тропические леса. 1

36 Наблюдение за неживой природой. 1

37 Подстилка влажного леса. 1

38 Истребление влажных лесов. 1

39-40 Карабкающиеся и парящие. 2

41 Фильм «Жизнь во влажном лесу». 1

42 Обезьяны. 1

43-44 Хищники влажных лесов. 2

45 Краски во влажном лесу. 1

46-47 Экологический проект. 2

Человек и животные. 21

48 Это все – кошки. 1

49 Жизнь среди людей. 1

50 Домашние животные. 1

51 Собаки и человек. 1

52 Викторина «Собаки наши друзья» 1

53-54 Проект «Моё любимое животное». 2

55 Наблюдение за неживой природой. 1

56 Люди и паразиты. 1

57 Бактерии и вирусы. 1

58 Борьба с болезнями. 1

59 Исчезающие виды. 1

60 Красная книга. 1

61 Защита животных. 1

62-63 Проект «Защитим животных». 2

64-65 Экскурсия в парк. 2

66 Брейн-ринг «В мире животных». 1

67-68 Проект «Начни с себя!» 2

Всего: 68ч

Публикации по теме:

Календарное планирование тематической недели «Юный эколог» в младшей разновозрастной группеКалендарное планирование тематической недели «Юный эколог» в младшей разновозрастной группе Цели: знакомить с особенностями внешнего вида и назначениями деревьев в леса; упражнять в различении деревьев по внешним признакам; знакомить.

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Родное слово» для учащихся 1 класса Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад п. Пустоши»» Шатурского муниципального района Московской.

Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы «Все цвета, кроме черного» 1. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» составлена на основе авторской программы М. М. Безруких.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (1 часть) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе:"Юный краевед" на 2018 -2019 учебный год(1 часть)Пояснительная запискаПравовой основой.

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение) Рабочая программа по кружковой работе в средней группе: «Юный краевед» на 2018–2019 учебный год (2 часть продолжение)Первая часть здесьПланируемые.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия»Рабочая программа внеурочной деятельности. Танцевальный кружок «Фантазия» b]Пояснительная записка[/b] Направленность программы танцевального кружка «Фантазия» по содержанию является художественно – эстетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эколог»
Опубликовано: 24 декабря 2019 в 10:15
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД