Приложение МААМ

Рабочая программа «Азбука добра»

Эвелина першина
Рабочая программа «Азбука добра»
▼ Скачать + Заказать документы

Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения

«Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«__»___20__г

Программа

по духовно-нравственному

воспитанию

«Азбука добра»

Возрастная группа: 7-12 лет

Срок реализации: 6 месяцев

Разработала :

Першина Эвелина Фаритовна,

Воспитатель отделения социальной

реабилитации и методического сопровождения.

г. Белгород, 2021 г.

Публикация «Рабочая программа „Азбука добра“» размещена в разделах

Содержание и структура рабочей программы по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Школа мяча» :

Содержание

1. Целевой раздел

Актуальность и новизна программ…. 6

Педагогическая целесообразность …. 6

Цель программы ….…. 6

Задачи программы…. …. 7

Ожидаемый результат…. 7

2. Содержательный раздел

2.1. Этикет в социально- реабилитационном центре (понятие об основных правилах поведения в центре) …. 10

2.2. Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке…. 11

2.3. Этикет за пределами социально реабилитационного центра ….. 12

2.4. Календарно - тематическое планирование … 12

Список литературы ….. 15

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Хомяковой И. С, Петровой В. И «Этика: азбука добра» («Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы» под редакцией Н. Ф. Виноградовой, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 год).

Программа рассчитана на 48 ч в год с проведением занятий 2 раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

Необходимость нравственного образования в условиях реабилитационного центра начиная с младшего школьного возраста основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правила общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано прежде всего с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель курса— формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,

а также основ мировоззрения и самовоспитания.

Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми :

—личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;

—стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;

—развивающие нравственное сознание;

—активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.

Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребё нка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит воспитателю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Ценностные ориентиры содержания курса. Содержание программы курса раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от этапа к этапу в следующей логике.

1 этап. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация — поведение — правило; от правила — к поведению. Оценка нравственных поступков.

2 этап. Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (воспитатель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

3 этап. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка —мотивом. Дети подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

4 этап. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса. В процессе освоения материалов курса воспитанник получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы — всё это нацелено на воспитание первона чальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,

значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации, развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок, «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности воспитанников. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с воспитанниками организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение собеседников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

Программа «Азбука добра» (далее – Программа) социально-педагогической направленности направлена на формирование основ нравственности и этической культуры воспитанников.

Основная задача – включение каждого несовершеннолетнего воспитанника социально-реабилитационного центра в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Знания и навыки, приобретаемые в ходе освоения теоретических и практических основ данной программы, позволяют расширить и углубить знания воспитанников об этических нормах, правилах поведения.

Актуальность данной программы рассчитана на ознакомление воспитанников с ключевыми правилами общения, направлена на профилактику асоциального поведения несовершеннолетних.

Значимость данной Программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений.

Новизна программы заключается в том, что в ней привлечены для рассмотрения на занятиях разнообразные жизненные ситуации. Это позволяет воспитанникам правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании основ нравственности и этической культуры. Занятия по Программе позволяют раскрыться личности ребенка, формировать взгляд на мир, помогают развить творческие способности, способствуют воспитанию разносторонне развитой личности, положительно влияют на расширение кругозора несовершеннолетних воспитанников.

1. Цели и задачи программы.

Основными методами реализации программы являются ознакомление и изучение речевого этикета, формирование у воспитанников умений выполнять правила культурного общения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

Цель программы : познакомить несовершеннолетних воспитанников с нормами этической культуры, основами культуры поведения, развивать их коммуникативные способности, как необходимое средство общения, создать условия для социальной адаптации личности ребенка.

Задачи:

Воспитательные- реабилитирующие

• Воспитывать ценностную ориентацию на моральные нормы и правила общения;

• Воспитывать коммуникативные умения для бесконфликтного общения со сверстниками и с взрослыми;

Развивающие:

• Развивать положительный интерес к нормам и правилам общения;

• Развивать умения использовать знания культурного общения со сверстниками и с взрослыми в жизни;

Информирующие:

• Дать представление об основных общечеловеческих ценностях;

• Познакомить с основными правилами общения;

• Обогатить эмоциональный мир нравственными переживаниями и

опытом культурного общения, путем организации их практической деятельности;

Ожидаемые результаты освоения Программы :

По итогам реализации Программы несовершеннолетние воспитанники

будут знать:

• Нормы морали и их развитие на протяжении истории человечества;

• Содержание и значение моральных норм, регулирующих отношения между людьми;

• Социальные свойства человека, нравственную основу его взаимодействия с другими людьми;

Основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т. д. ;

• Правила поведения в общественных местах;

• Формулы речевого этикета;

• Правила гостеприимства, дарения и получения подарков.

По итогам реализации Программы воспитанники будут уметь:

• Оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм;

• Сравнивать различные модели ценностных ориентиров и выявлять их общие черты и различия;

Воспитанники смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

• Самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор, нормы морали, служащие ориентиром для действия;

• Осуществлять самоконтроль, использовать приемы саморегуляции эмоциональной сферы;

• Следовать правилам поведения в различных жизненных ситуациях;

• Находиться в гостях и принимать у себя гостей;

• Владеть своими жестами и мимикой;

• Выходить из конфликтных ситуаций.

По итогам освоения Программы, воспитанники смогут проявлять следующие отношения:

• Быть вежливыми, тактичными, уважать вкусы и взгляды другого человека, стремиться к совершенствованию физической и духовной красоты.

Формы подведения итогов:

• выполнение практических заданий;

• тестирование;

• викторина.

Категория несовершеннолетних.

Данная Программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте 7-12 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.

Уровень Программы, объем и сроки реализации.

Уровень Программы - краткосрочная. Занятия по данной Программе будут проходить еженедельно 2раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей воспитанников, допустимой нагрузки, в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами и нормативами. Срок реализации – 6месяцев.

Формы занятий:

- очная, групповая.

Виды занятий

- практические занятия (работа с раздаточным материалом, сбор материала);

- творческие занятия (выполнение творческих работ, конкурсы).

Режим занятий:

Занятия с несовершеннолетними проводятся 2 раза в неделю продолжительностью от 30 до 45 минут с учетом возрастных и психо-физиологических особенностей воспитанников, допустимой нагрузки. Общее количество часов – 48 часов.

2. Содержательный раздел

2.1. Этикет в социально- реабилитационном центре (понятие об основных правилах поведения в центре)

Правила поведения в центре, на занятии, на перерыве, во время прогулки. Изучение режимных моментов, правильная организация работы в центре, учебное сотрудничество.

Организация активного отдыха, игры.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

—оценивать своё поведение и поведение окружающих (на занятии, в свободное время).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (детского коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной, оценка ситуации.

Универсальные учебные действия:

—использовать в речи слова вежливости;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

—высказывать предположение о последствиях недобрых поступков

(в реальной жизни, героев произведений);

—создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

—описывать сюжетную картинку (серию);

—оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

—самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в центре и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки воспитанников собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время занятий, труда, дежурства.

2.2. Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные учебные действия:

—воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

—оценивать внешний вид человека.

2.3. Внешкольный этикет

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок) : уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.) : не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко

и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действия:

—использовать доброжелательный тон в общении;

—оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику, поведения в общественных местах.

2.4. Календарно - тематическое планирование

№ п/п Наименование раздела и тем Кол- во часов Плановые сроки прохождения Фактические сроки прохождения Характеристика деятельности обучающихся

Этикет в центре 4ч

1. Приветствие.

Знакомство с Социально-реабилитационным центром 2 2.09

9.09 Познакомить воспитанников с руководством и сотрудниками центра. Показать в каком кабинете и кто работает.

Завести блактон-подсказку.

2. Правила поведения в социально- реабилитационном центре 2 17.09

21.09

Ознакомить с правилами поведения в центре. Создание наглядно пособия о правилах в социально-реабилитационном центре

3. Знакомство с графиком дежурства

1 28.09 Обсуждение графика, обязанностей каждого из дежурных.

Правила общения 6ч

4. Просьба.

Зачем нужны «вежливые» слова 1 01.10 Чтение и обсуждение произведения «Волшебное слово». Просмотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра

5. Приглашение в гости. Доброжелательность 1 05.10 Конкурс добрых сюрпризов. Разыгрывание сценок

6. Гость в доме – радость в дом.

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. 1 13.10 Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами

7. Как весть себя на празднике. Думай о других: сочувствие – как его выразить? 1 22.10 Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение поставленного перед уроком вопроса.

8. Оформление поздравительной открытки 1 26.10 Конкурс открыток. Оформление поздравления

9. Как правильно подписать открытку. Общение со взрослыми 1 2.11 Чтение и обсуждение отрывков книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем

О трудолюбии 4ч

10. Старательность - помощник в учебе и труде

Разыгрывание ситуаций. 1 10.11 Чтение и обсуждение отрывков детских книг

11. Как мы трудимся: в цетре и дома. 1 16.11 Конкурс рассказов.

12. Бережливость: каждой вещи своё место 1 22.11 Наведение порядка в шкафу, на полке дневнике, портфеле.

13. Бережливость: каждой вещи своё место 1 26.11 Наведение порядка в группе.

Культура внешнего вида 4ч

14. Основные правила Мойдодыра. 1 07.12 Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»

15. Основные правила Мойдодыра. 1 16.12 Подготовка и проведение праздника «В гостях у Мойдодыра»

16. Учимся не болеть. 1 22.12 Правила закаливания, профилактика простудных заболеваний.

17. Каждой вещи свое место. 1 29.12 Просмотр отрывков видеофильмов и их обсуждение. Развивающие игры.

Внешкольный этикет 5ч

18. Правила поведения на улице. 1 4.01 Практическое занятие. Формулирование правил поведения на улице. Выход на улицу.

19. Правила поведения в транспорте. 1 13.01 Практическое занятие. Формулирование правил поведения в транспорте. Выход на улицу.

20. Правила поведения в гостях. 1 19.01 Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание. ситуации

21. «Спасибо» и «пожалуйста». 1 26.01 Экскурсия в Диараму. Общение с сотрудниками и посетителями.

22. «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть» 1 10.02 Проведение и организация итогового мероприятия.

Литература

1. Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы под редакцией Н. Ф. Виноградовой, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 год

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ Данилюк А. Я. – М. : Просвещение, 2011г.

3. Планируемые результаты начального общего образования (Стандарты 2-го поколения)/ Ковалева Г. И – М. : Просвещение, 2011г

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. / Белоусова Т. Л. и др. Под ред. Данилюка А. Я. – М. : Просвещение, 2011г

5. Классные часы и нетрадиционные уроки в 1-4 классах/Дик Н. Ф. – Ростов-на- Дону «Феникс», 2008

6. Веселые классные часы и родительские собрания в 1-4 классах/Дик Н. Ф. – Ростов-на- Дону «Феникс», 2008

Публикации по теме:

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 классаРабочая программа «Корригирующая гимнастика» для 1 класса Планируемые результаты освоения программы. Предметные результаты – приобретение учащимися знаний, умений и навыков о гигиене, о профилактике.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка «Юный Эколог» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3 – 5 ЛЕТСоставитель:Зозина Е. А., воспитатель.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа по математике для 2 класса по УМК «Гармония» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» с определением основных видов учебной деятельности № Дата Тема урока Возможные.

Рабочая программа по наглядной геометрии в 4 классе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №2 им. А. Жаркова г. Яранска.

Рабочая программа «Волшебные узоры» по ИЗО в 1 классе Программа составлена на основе Программы по внеурочной деятельности федерального государственного образовательного стандарта начального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Азбука добра»
Опубликовано: 27 сентября 2021 в 19:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа «Азбука добра»» (включая файлы) размещена пользователем Эвелина першина (УИ 2646730) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД