Дарья Абакумова
Рабочая программа по речевому развитию в старшей группе (по программе «От рождения до школы»)
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел 1 Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № ___ :
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
Публикация «Рабочая программа по речевому развитию в старшей группе (по программе „От рождения до школы“)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);
• Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);
• «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);
• Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02-501.
• Лицензия на осуществление образовательной деятельности ___
• Устав МБДОУ № ___
Рабочая программа выстроена на содержании УМК основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В программе описывается система работы по формированию элементарных математических представлений у детей 5-6 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
Цели и задачи:
• Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала, иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников, открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России).
• Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми раз-нообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
• В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
• Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря.
• Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
• Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел, слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник, с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
• Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи.
• Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
• Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
• Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи.
• Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
• Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
• Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья, в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
• Помогать детям правильно употреблять существительные множест-венного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в пове-лительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной сте-пени; несклоняемые существительные.
• Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
• Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь.
• Развивать умение поддерживать беседу.
• Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вы-сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
• Развивать монологическую форму речи.
• Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
• Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
• Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
• Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Принципы
• Гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
• Развивающем обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильное организованное обучение «ведет» за собой развитие.
• Культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
• Развивающего образования - целью которого является развитие ребенка.
• Научной обоснованности и практической применительности (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
• Полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала).
Формы реализации программы :
• Непосредственная образовательная деятельность ;
• Словесные дидактические упражнения;
• Упражнения на основе нелепиц;
• Ситуации-объяснение;
• Игры и упражнения для формирования звуковой культуры речи;
• Игры и упражнения для обучения детей рассказыванию: пересказ, описание предмета, составление рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием;
• Беседы по прочитанному;
• Вне занятий используются:
• Беседы на нравственные темы;
• Бытовые и игровые ситуации;
• Сочинение небольших сказок без опоры на литературные тексты;
• Составление рассказов на темы из личного опыта;
• Досуговая деятельность.
Раздел 2. Учебно-тематическое планирование
Дата Форма работы Объем в часах Прочее
7.09.2020 Диагностические занятия 1 час
10.09.2020 Диагностические занятия 1 час
14.09.2020 Занятие 1. Мы-воспитанники старшей группы стр. 30 1 час
17.09.2020 Занятие 2. Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и пересказ «Начинаются сказки.» стр. 32 1 час
21.09.2020 Занятие 3. Пересказ сказки «Заяц-хвастун» стр. 33 1 час
24.09.2020 Занятие 4. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с стр. 34 1 час
28.09.2020 Занятие 5. Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила».Чтение стихотворения о ранней осени стр. 35 1 час
1.10.2020 Занятие 6 Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» стр. 37 1 час
5.10.2020 Занятие 7 Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней стр. 38 1 час
8.10.2020 Занятие 8. Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель» стр. 40 1 час
12.10.2020 Занятие 9. Учимся вежливости стр. 41 1 час
15.10.2020 Занятие 10. Обучение рассказыванию: описание кукол стр. 43 1 час
19.10.2020 Занятие 11. Звуковая культура речи: дифференциация свуков с-ц стр. 44 1 час
22.10.2020 Занятие 12. Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней стр. 46 1 час
26.10.2020 Занятие 13. Лексическо-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляной» стр. 47 1 час
29.10.2020 Занятие 14. Учимся быть вежливыми. Заучивания стихотворения Р. Сефа «Совет» стр. 48 1 час
2.11.2020 Занятие 15. Литературный калейдоскоп стр. 49 1 час
5.11.2020 Занятие 16. Чтение стихотворения о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» стр. 50 1 час
9.11.2020 Занятие 17. Рассказывание по картинки стр. 51 1 час
12.11.2020 Занятие 18. Чтание русской народной сказки «Хаврошечка» стр. 52 1 час
16.11.2020 Занятие 19. Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш стр. 53 1 час
19.11.2020 Занятие 18. Обучение рассказыванию стр. 55 1 час
23.11.2020 Занятие 20. Завершение работы над сказкой «Айога» стр. 56 1 час
26.11.2020 Занятие 21. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» стр. 56 1 час
30.11.2020 Занятие 22. Пересказ рассказа В. Бьянки «Купание медвежат» стр. 57 1 час
3.12.2020 Занятие 23. Чтение стихотворения о зиме стр. 60 1 час
7.12. 2020 Занятие 24 Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе» стр. 61 1 час
10.12.2020 Занятие 25. Пересказ эскимоской сказки «Как лисичка бычка обидела» стр. 63 1 час
14.12.2020 Занятие 26. Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш стр. 64 1 час
17.12.2020 Занятие 27. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» стр. 66 1 час
21.12.2020 Занятие 28. Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает меяц молодой» стр. 66 1 час
24.12.2020 Занятие 29. Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце».Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку.» стр. 68 1 час
28.12.2020 Занятие 30. Дидактические игры со словами стр. 69 1 час
11.01.2021 Занятие 31. Беседа на тему «Я мечтал…».Дидактическая игра «Подбери рифму» стр. 70 1 час
14.01.2021 Занятие 32. Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза» стр. 71 1 час
18.01.2021 Занятие 33. Обучение рассказыванию по картине: «Зимние развлечения» стр. 72 1 час
21.01.2021 Занятие 34. Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» стр. 74 1 час
25.01.2021 Занятие 35. Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж стр. 75 1 час
28.01.2021 Занятие 36. Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» стр. 76 1 час
1.02.2021 Занятие 37. Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» стр. 77 1 час
4.02.2021 Занятие 38. Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?» стр. 78 1 час
8.02.2021 Занятие 39. Беседа на тему «О друзьях и дружбе» стр. 80 1 час
11.02.2021 Занятие 40. Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка».Дидактическиое упражнение «Подскажи слово» стр. 82 1 час
15.02.2021 Занятие 41. Чтение русской народной сказки «Царевна-Лягушка»стр. 83 1 час
18.02.2021 Занятие 42. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ стр. 83 1 час
25.02.2021 Занятие 43. Пересказ сказки А. Н. Толстова «Еж» стр. 84 1 час
1.03.2021 Занятие 44. Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудоки» стр. 86 1 час
4.03.2021 Занятие 45. Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» стр. 87 1 час
11.03.2021 Занятие 46. Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки.» стр. 88 1 час
15.03.2021 Занятие 47. Беседа на тему: «Наша мама».Чтение стихотворения Е. Благининой «Поседим в тишине» и А. Барто «Перед сном» стр. 91 1 час
18.03.2021 Занятие 48. Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» стр. 92 1 час
22.03.2021 Занятие 49. Рассказы на тему: «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем».Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем.» стр. 93 1 час
25.03.2021 Занятие 50. Чтение рассказов из книги Г. Снегерева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение» стр. 94 1 час
29.03.2021 Занятие 51. Пересказ рассказов из книг Г. Снегерева «Про пингвинов» стр. 95 1 час
1.04.2021 Занятие 52. Чтение рассказов В. Драгунского «Друг детства» стр. 95 1 час
5.04.2021 Занятие 53. Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» стр. 96 1 час
8.04.2021 Занятие 54. Чтение сказки «Сивка-Бурка» стр. 97 1 час
12.04.2021 Занятие 55. Звуковая культура речи:дифференциация звуков л-р стр. 98 1 час
15.04.2021 Занятие 56. Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово» стр. 99 1 час
19.04.2021 Занятие 57. Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» стр. 101 1 час
22.04.2021 Занятие 58. Повторение программных стихотворений. З аучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная.» стр. 102 1 час
26.04.2021 Занятие 59. Пересказ «загадочных» историй (по Н. Сладкова) стр. 103 1 час
29.04.2021 Занятие 60. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга» стр. 104 1 час
3.05.2021 Занятие 61. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц стр. 104 1 час
6.05.2021 Занятие 62. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семецветик» стр. 105 1 час
10.05.2021 Занятие 63. Литературный калейдоскоп стр. 106 1 час
13.05.2021 Занятие 64. Обучение рассказыванию по картинкам стр. 107 1 час
21.09.2020 Диагностические занятия 1 час
24.09.2020 Диагностические занятия 1 час
28.09.2020 Диагностические занятия 1час
Раздел 3. Ресурсное обеспечение Рабочей программы
Материально-техническое:
• Ноутбук;
• Интерактивная доска;
• Мольберт;
• Раздаточный материал;
Методическое обеспечение:
• Электронные программные материалы (презентации).
Сопутствующие материалы для обеспечения образовательного процесса:
• Иллюстрации к занятиям;
• Книги со сказками и стихами;
• Дидактические игры и упражнения;
• Диски и кассеты со сказками.
Список используемой литературы:
1. УМК Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.