Наталья Савина
Рабочая программа учителя-дефектолога для работы с дошкольниками с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Программа составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012г.
Рабочая программа базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку с ОВЗ и ориентирована на формирование социальной успешности и готовности к школьному обучению.
Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога для работы с дошкольниками с ЗПР» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Целью рабочей программы является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка: формирование «предпосылок» мышления: памяти, внимания, различных виды восприятия, развитие зрительных, слуховых, моторных функции и межсенсорных связей, пробуждение познавательной и творческой активности дошкольника.
Задачи:
1. Осуществление комплексной диагностики, определение путей профилактики, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
3. Всестороннее развитие дошкольника с ЗПР на основе сохранных сторон его психики.
Основной базой рабочей программы являются :
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. /Под общей ред. С. Г. Шевченко. — М. : Школьная Пресса, 2003;
- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Н. Е. Вераксы - М. : Мозаика-Синтез, 2011 г.
Тематический план
№ п/п Вид занятий Количество часов
неделя месяц
1 Ознакомление с окружающим миром и развитие речи (интегрированный курс) 2 8
2 Ознакомление с художественной литературой 1 4
3 Развитие элементарных математических представлений 1 4
4 Развитие речевого (фонематического) восприятия 1 4
Итого 5 20
Содержание программы
Основными задачами раздела «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» являются: накопление представлений и знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие устной диалогической и монологической речи, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине, о расположении их в пространстве. Раздел включает в себя:
1. Родная природа (Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей, природе, животных).
2. Растения (Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, капуста, лук, репа, фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан, ягоды (малина, черника, грибы (мухомор, лисички, белый гриб, деревья (ель, береза).
3. Животные
Расширять представления о домашних животных (собака, корова, коза, лошадь, свинья) и их детенышами, особенностями их поведения и питания, какую пользу приносят людям)
Знакомить с дикими животными (медведь, лиса, волк, заяц., различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных.
Расширять представления детей о насекомых.
4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия
Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
Группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.
Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
5. Знакомство с ближайшим окружением
Знакомить детей с предметами ближайшего окружения (игрушки, мебель, их назначением.
Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках, об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях (смеется, радуется, плачет).
Знакомить с трудом работников дошкольного учреждения (медицинская сестра, повар, воспитатель).
6. Развитие связной речи
Учить ребенка понимать обращенную к нему речь сначала с опорой на наглядность, а постепенно и без нее;
Напоминать имена и отчества работников детского сада. Учить здороваться с педагогами и детьми, прощаться с ними.
Учить отражать полученные впечатления в речи.
Планируемые результаты коррекционной работы :
1) называет свое полное имя, фамилию, возраст, имена товарищей;
2) называет имя и отчество взрослых, работающих в дошкольном учреждении;
3) называть по четыре-шесть наименований конкретных предметов, относящихся к игрушкам, одежде, обуви; к бытовой технике, мебели, посуде; к спортивным принадлежностям; транспорту;
4) называет улицу, номер дома, на которой живет (домашний адрес).
5) знает и называет изученные растения; домашних и диких животных и их детенышей.
6) выделяет наиболее характерные сезонные изменения в природе.
7) называет знакомые предметы, выделяет признаки и называет их (цвет, форма, величина).
На занятиях по «Ознакомлению с художественной литературой» выделяют следующие задачи:
• развитие у детей интереса к художественной литературе, способности слушать литературные произведения различных жанров — малые формы поэтического фольклора, сказки, рассказы, стихотворения;
• учить отвечать на вопросы по содержанию произведения;
• обучать рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации.
Народное творчество
Потешки: «Петушок, петушок», «Солнышко — ведрышко», «Большие ноги», «Дождик, дождик», «Пальчик — мальчик», «Водичка, водичка».
Сказки: «Репка» (русская народная, «Маша и Медведь» (русская народная, «Рукавичка» (украинская народная, «Смоляной Бочок» (русская народная, «Зимовье» (русская народная, «Пых» (белорусская народная).
Авторские прозаические произведения
К. Чуковский «Цыпленок»; В. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»; В. Сутеев «Цыпленок и утенок».
Авторские поэтические произведения
Е. Трутнева «Улетает лето»; А. Барто «Игрушки»; И. Суриков «Зима»; Д. Хармс «Кораблик»; С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; С. Маршак «Мяч»; Я. Аким «Неумейка»; И. Токмакова «Весна»; С. Маршак «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский «Путаница»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Планируемые результаты коррекционной работы : ребенок отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; рассказывает наизусть небольшие потешки, стихотворения; рассматривает иллюстрации в знакомых книжках с помощью взрослого.
Занятия по формированию элементарных математических представлений решают широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач:
1) Развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе;
2) Формирование способов измерения,
3) Выполнение простейших счетных операций,
Занятия включают в себя:
Действия с группами предметов
Соотношение предметов «одинаковые» — «разные» на основе практических упражнений в сравнении предметов.
Разные способы сравнения: понятия — один, много, одинаково, поровну, больше, меньше.
Размер предметов
Размер предметов: большой — маленький, высокий — низкий, одинаковые по высоте; длинный — короткий, одинаковые по длине, широкий - узкий, одинаковые по ширине.
Способы сравнения (приложение, наложение);
Сравнение предметов, отличающихся одним параметром;
Составление групп из предметов с заданными свойствами.
Цвет предметов (красный, желтый, зеленый, синий)
Знакомить детей с цветом как одним из свойств предмета.
Учить сравнивать предметы по цвету, находить предметы определенного цвета на основе практических действий;
Геометрические фигуры
Дать детям представление о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике.
Учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцев и «пробующих» действий.
Количество и счет
Формировать представления о понятиях «много» и «один».
Счет предметов до 10. Соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что оно обозначает общее количество предметов в группе.
Закреплять навык пересчета предметов,
Считать и раскладывать предметы правой рукой слева направо.
Учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами, указывая на предметы по порядку.
Восприятие количества предметов с помощью слухового, двигательного, тактильного анализаторов.
Пространственные и временные понятия
Положение предметов в пространстве: справа - слева, сверху - снизу, внутри – снаружи
Умение ориентироваться в альбоме, на листе бумаги.
Графические умения
Проведение на клетчатой бумаге горизонтальных, вертикальных, наклонных линий; обводка заданного количества клеток, рисование геометрических фигур и несложных по форме предметов; штриховка и раскрашивание предметов цветными карандашами; обводка по шаблону и трафарету, рисование по клеткам тетради.
В конце учебного года дети должны уметь:
1) сравнивать предметы по размеру, цвету, форме;
2) считать различные предметы в пределах 5,уметь отсчитать заданное количество предметов; уметь ответить на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»; уметь отсчитать заданное количество предметов и уметь обозначить количество соответствующим числительным;
3) сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково.
4) ориентироваться на странице альбома и листе бумаги (различать верх, низ, левую, правую часть, середину и т. п.);
5) понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже.
Основными задачами занятий по развитию речевого (фонематического) восприятия детей с ЗПР являются:
учить различать гласные и согласные на основе их особенностей; владеть условным обозначением гласных и согласных и давать характеристику звуков; учить определять место звука в слове;
познакомить с графическим обозначением букв, учить их различать среди похожих.
формирование умения составлять предложение и выделять слова из предложения, состоящего из двух-трех слов; условно-графическая схема предложения; составление схем предложений (без предлогов).
Занятия включают в себя -
Развитие речевого слуха - развитие умения ребенка вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать отдельные звуки, выработка четкой артикуляции.
Формирование звукового анализа и синтеза - понимание детьми условно-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек и квадратиков условно-графической схемы; знание правил заполнения схем фишками слева направо.
Ознакомление со словом и предложением включает в себя обозначение каждого выделенного из связной речи предложения длинной полоской бумаги или линией в тетради. Затем выделение отдельных слов: проговаривая каждое слово, дети обозначают слово короткой полоской бумаги или чертят короткую линию. Дошкольники учатся составлять предложения по готовой схеме, показывающей количество слов, из которых состоит предложение.
В конце учебного года дошкольники должны уметь :
• относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения и звучания;
• условному обозначению гласных и согласных звуков соответствующим цветом;
• узнавать и называть буквы, которые обозначают изученные звуки;
• составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из двух-трех слов.