Папки-передвижки

Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) по коррекционным разделам

Наталья Борзова
Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) по коррекционным разделам

Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) по коррекционным разделам

Н. Я, Борзова, Л. В. Лоншакова, О. Ю.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 260»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (ТИФЛОПЕДАГОГА) ПО КОРРЕКЦИОННЫМ РАЗДЕЛАМ

Программа несет коррекционную направленность и нацелена на развитие зрительного восприятия, социально – бытовой ориентировки и пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. В программе определены цели, задачи, принципы и представлены нормативные документы, на основании которых разработана данная программа. Программа рассчитана на 4 года обучения. Предполагаемые результаты позволяют осуществить мониторинг освоения детьми всех разделов программы.

Публикация «Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) по коррекционным разделам» размещена в разделах

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников [1]. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Рабочая коррекционная программа для детей с нарушением зрения разработана в соответствии с ООП МБ ДОУ «Детский сад № 260», обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рабочая программа учителя-дефектолога определяет содержание и организацию образовательной деятельности по профессиональной коррекции развития детей с нарушениями по следующим разделам : «Развитие зрительного восприятия», «Развитие социально-бытовой ориентировки», «Развитие пространственной ориентировки», «Развитие осязания и мелкой моторики».

Основная образовательная программа МБ ДОУ «Детский сад № 260» разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, Устав учреждения.

Цель программы : обеспечение тифлопедагогического сопровождения детей с нарушениями зрения от 3 до 7 лет в условиях комплексной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии, реализации взаимодействия между коррекционнопедагогическим и лечебным процессами [6].

Основные задачи программы :

1. Развивать зрительное восприятие у детей с нарушением зрения и формировать специальные способы деятельности в познании окружающего мира.

2. Формировать у детей с нарушением зрения представления о пространстве и пространственных отношениях, обучать ориентировке в пространстве, используя знания о предметном мире.

3. Формировать у детей с нарушением зрения правильное отношение к своему здоровью, вырабатывать умения и навыки, позволяющие успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми, обеспечивать самореализацию и успешную адаптацию в социальном обществе.

4. Формировать у детей с нарушением зрения умения и навыки осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучать их приемам выполнения предметно практических действий с помощью сохранных анализаторов.

Исходя из новых стандартов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, программа строиться с учетом методологических принципов развития ребенка вообще и с учетом возрастных закономерностей психического развития ребенка на каждом возрастном этапе [6].

Принципы:

- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка (развивающий характер образования реализуется через деятельность ребенка в зоне ближайшего развития и является основой организации образовательного процесса в любом учреждении);

- научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в практике дошкольного образования);

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале);

- интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- принцип комплексности методов коррекционного воздействия. Привлечение ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе : взаимодействие тифлопедагога с воспитателями и другими специалистами.

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми дошкольного возраста, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра.

принцип систематичности и последовательности – строгая последовательность заданий с учётом их постепенно возрастающей сложности;

принцип наглядности– использование ярких, контрастных, цветонасыщенных и доступных для бисенсорного восприятия предметов;

принцип доступности обучения– учёт возрастных особенностей, познавательных возможностей, компенсаторных возможностей развития детей с нарушениями зрения;

принцип коррекционно-развивающей направленности – учёт сенсорных возможностей детей в восприятии, особенностей развития, реконструирование и адаптирование пособий, использование технических средств обучения.

Основной формой учёта результатов обследования развития и продвижения каждого воспитанника с нарушением зрения в образовательном пространстве в рамках медицинского и психолого-педагогического сопровождения являются психолого-медико-педагогические консилиумы. На ПМПк актуализируются имеющиеся проблемы в развитии ребёнка, анализируются возможные причины их возникновения, определяется педагогически целесообразный образовательный маршрут с учётом индивидуальных психических особенностей, ориентируясь на «зоны ближайшего развития». Собранная информация фиксируется в сводной таблице «Листы педагогической диагностики оценки индивидуального развития детей» [7].

Данная форма заполнения результатов позволяет хорошо видеть траекторию продвижения ребенка в образовательном пространстве с младшего дошкольного возраста до завершения им уровня дошкольного образования и перехода в школу. Такая организация работы по проведению педагогической диагностики (мониторинга) способствует индивидуализации и дифференциации коррекционно-образовательного процесса в МБ ДОУ.

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров для детей с нарушением зрения на начало и конец обучения [7].

Первый год обучения

Развитие зрительного восприятия

— различает и называет основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, а также белый и черный;

— различает и называет цвета окружающих предметов и предметных;

— соотносит игрушки с цветными изображениями;

— различает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и геометрические тела (куб, шар);

— соотносит форму предметов ближайшего окружения с геометрическими фигурами;

— различает, выделяет и сравнивает величину (большой — маленький) предметов ближайшего окружения;

— узнает и правильно называет изображения предметов и простейшие одноплановые сюжетные изображения.

Осязание и мелкая моторика

понимает расположение и название некоторых пальцев;

выполняет заданные тифлопедагогом действия : всей рукой;

отдельными пальцами.

Ориентировка в пространстве

показывает и называет части своего тела, части тела куклы;

выполняет действия по определению правой, левой стороной на себе;

ориентируется в помещениях группы;

определяет источник звука.

Социально-бытовая ориентировка

называет свое имя, фамилию, имена своих родителей;

понимает и обозначает в речи назначение предметов повседневного пользования;

имеет представление о труде взрослых ближайшего окружения.

Четвертый год обучения

Развитие зрительного восприятия:

- зрительно обследует и анализирует предметы по их основным признакам;

- зрительно различает и называет группы предметов с однородными признаками;

- различает геометрические фигуры и объемные фигуры;

- использует эталон формы для анализа основной формы реальных предметов;

- зрительно анализирует форму и величину предметов, отбирает предметы по убывающей и возрастающей величине;

- выделяет и словесно обозначает величину (ширину, длину) реальных предметов, устанавливает взаимосвязь между предметами по величине;

- располагает на плоскости предметы и изображения по убывающей (возрастающей) величине;

- видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные дальше, ближе;

- описывает предметы и находит их по описанию, оперирует не только зрительно воспринимаемыми предметами, но и отмечает признаки, воспринимаемые на слух, осязанием, обонянием;

- составляет из частей целое;

- изображает простейшие пути следования на рисунке и словесно, делает простейшие схемы пространства;

- анализирует сложную форму предметов (3-5 частей) с помощью вписывания сенсорных эталонов формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.) для анализа строения формы предметов.

Осязание и мелкая моторика:

выполняет действия двумя руками;

обследует игрушки двумя руками в определенной

последовательности;

узнает окружающие предметы;

узнает геометрические фигуры и геометрические тела;

выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки предметов;

ориентируется на микроплоскости;

использует осязание в помощь зрению;

использует осязание при общении;

отражает в речи осязательные и тактильные восприятия.

Социально-бытовая ориентировка:

- называет окружающие предметы их разнообразные качества (форму, цвет, вкус, запах);

- ориентируется в многообразии предметов одного вида, проводит группировку предметов по признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов;

- дифференцирует предметы внутри одного вида;

- умеет ухаживать за предметами, игрушками, пособиями, хранить и использовать их по назначению;

- знает и называет некоторые инструменты, необходимые для работы взрослых, электроприборы, которые облегчают труд человека;

- вычленяет отдельные действия и их последовательность в трудовых процессах;

- имеет представление о некоторых общественных учреждениях, называет и понимает их назначение;

- знает и соблюдает правила поведения в общественных местах;

- знает и называет название своего города, домашний адрес, название улицы, на которой расположен детский сад;

- знает и называет разные виды транспорта, их назначение;

- различает проезжую часть дороги, тротуар; понимает значение сигналов светофора, их роль для движения машин и пешеходов;

- умеет оценивать эмоциональное состояние человека;

- соблюдает правильную осанку во время ходьбы, за столом и т. д. ;

- знает и соблюдает правила поведения, ухода за телом; стремится к здоровому образу жизни;

- имеет представления о возможностях своего зрения, пользуется зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями;

- знает и называет многие профессии.

Развитие пространственной ориентировки:

- обозначает в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использует в речи пространственные термины;

- определяет и словесно обозначает пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя;

- находит и располагает игрушки и предметы в названных направлениях окружающего пространства;

- определяет стороны предметов, наполняющих пространство;

- передвигается в названном направлении, сохраняет направление движения, может обозначать направление движения соответствующими пространственными терминами;

- ориентируется в процессе передвижения в пространстве на цветовые, световые, звуковые ориентиры;

- понимает и выполняет практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога;

- контролирует свои действия с помощью зрения и осязания;

- самостоятельно находит дорогу к другим группам, кабинетам врача, медсестры-ортоптистки, тифлопедагога, логопеда, заведующей, к музыкальному залу, к выходу на участок детского сада;

- узнает помещения по характерным запахам и звукам, покрытию пола;

- ориентируется в микропространстве, умеет располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях;

- располагает предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначает расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами.

Данная программа получила рецензию и рекомендована для практического использования в системе специального (коррекционного) образования для детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] [Электронный ресурс]. - https://nmcmosobl.ru/files/normzakon/Zakon_Obr29122012.pdf.

2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» [Текст] [Электронный ресурс]. - https://solsad5.ru/wp-content/uploads/2013/05/prikaz_1014.pdf

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения) : Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под ред. Л. И. Плаксиной - Москва: Просвещение, 1997.-326 с.

5. Подколзина Е. Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением [Текст] / Е. Н. Подколзина – Москва: Обруч, 2014.- 72с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога на тему «Лето» с ребенком старшего дошкольного возраста Цель: Уточнение и закрепление представлений о лете и его приметах, расширение и активизация словаря по теме, развитие мелкой моторики, слухового.

НОД учителя-дефектолога с детьми, имеющими нарушения интеллекта легкой степени «Фруктовая тарелка» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 49 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.

НОД учителя-дефектолога с детьми с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство» Конспект непосредственно образовательной деятельности учителя - дефектолога с детьми имеющими интеллектуальную недостаточностью легкой степени.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Рабочая программа старшей группы Пояснительная записка. Рабочая программа старшей группы «Звездочка» обеспечивает разностороннее развитие детей от 4 до 5 лет с учетом их.

Рабочая программа по физике. 7 класс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Физика» разработана в полном соответствии с Программой.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Рабочая программа учителя-логопеда (вторая младшей группы ОНР) Рабочая программа учителя-логопеда МДОУ №13 «Буратино» (в рамках реализации АОП для детей с ОНР с 3 до 7 лет) на 2016-2017 учебный год.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа учителя-дефектолога (тифлопедагога) по коррекционным разделам
Опубликовано: 27 декабря 2019 в 09:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД