Светлана Красова
Рабочая программа воспитателя для детей средней группы. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД»
Принято:
Педагогический Совет
Протокол № 1 от Утверждено:
Приказом заведующего МБДОУ «Детский сад» Приказ от г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад» на 2020-2021 учебный год для детей средней группы
Публикация «Рабочая программа воспитателя для детей средней группы, Часть 1» размещена в разделах
Составители программы :
Абакан, 2021 г.
Оглавление
I Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации основной общеобразовательной программы 3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 4
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики 6
1.1.4. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 7
1.2. Планируемые результаты 8
1.2.1. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей 11
II Содержательный раздел 13
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка (дошкольный возраст) 13
2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы 16
2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы 17
2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 23
2.5. Основные направления и формы взаимодействия с семьей 24
III Организационный раздел 27
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы 27
3.2. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания 28
3.3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 28
3.4. Объем образовательной нагрузки, в том числе в рамках непосредственно образовательной деятельности 30
3.5. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 32
РАЗДЕЛ I. Целевой раздел основной образовательной программы
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад» (далее - Программа) разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города «Детский сад»
• С учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)
Основная образовательная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным на правлениям развития: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном учреждении с 2 лет до 7 лет.
Программа включает обязательную часть и вариативную часть. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель программы :
создание каждому ребенку в детском саду возможности для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение следующих задач:
обеспечить укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
инициирование и психолого-педагогическое сопровождение процессов творческого освоения культуры детьми в рамках различных видов их деятельности (игры, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, проектной деятельности, учения и др.);
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
развитие творческого воображения дошкольников, основанной на нём системы созидательных способностей ребенка (постигающего мышления, предпосылок рефлексии и др., креативности как ведущего свойства его личности;
обеспечить равные стартовые возможности для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на основании следующих принципов:
полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений:
- обязательная часть программы реализуется во всех группах и обеспечивает достойный уровень личностного, интеллектуального, физического развития детей для успешного освоения им общеобразовательной программы;
- вариативная часть программы, сформированная участниками образовательного процесса ДОУ, отражает особенности образовательного процесса МБДОУ «Детский сад»
Время для реализации основной общеобразовательной программы составляет 60% и вариативной части 40%.
Образовательная программа, согласно ФГОС ДО и примерной основной образовательной программы дошкольного образования, направлена на: проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ с 2 лет до окончания образовательных отношений.
Основная часть :
Наименование образовательных программ Авторы/авторы-составители Цель Контингент воспитанников
Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» под редакцией В. Т. Кудрявцева - создание условий для общего психического развития детей 3–7 лет средствами развития творческих способностей, в частности условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению;
- первоначальном формировании на этой базе более широкой и отдалённой перспективы личностного роста ребёнка в образовательных и внеобразовательных сферах его жизни (настоящей и будущей, своеобразной областью пересечения которых призвано стать развивающее пространство образовательной организации. 3 – 7 лет
При разработке части Программы, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть) учитывались интересы детей, членов их семей, специфика национальных и социокультурных условий, а также учитывались возможности педагогического коллектива. Вариативная часть Программы разрабатывалась с учетом мнения всех участников образовательных отношений. В выполнении части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, используются парциальные программы :
Направление Название программы, автор/авторский коллектив Цели и задачи Возможность реализации в образовательном процессе Возрастные категории
Физическое развитие Волошина Л. Н., Курилова Т. В. «Играйте на здоровье!» Программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет. Б. : Изд-во Белый город. 2013. Цель - совершенствование содержания двигательной деятельности детей д/в на основе использования элементов спортивных и подвижных игр. Задачи
1. формировать устойчивый интерес к подвижным играм и играм с элементами спорта, игровым упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
2. обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучать правильной технике выполнения элементов игр;
3. содействовать развитию двигательных способностей;
4. воспитывать положительные морально-волевые качества;
5. формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.
Реализуется как структурная часть физкультурного занятия 3 – 7 лет
Речевое развитие Ушакова О. С.
«Развитие речи дошкольников»
Парциальная программа речевого развития дошкольников 3-7 лет Цель: формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями.
Задачи:
1. воспитание звуковой культуры речи: формирование правильного
звукопроизношения и хорошей дикции;
2. формирование грамматического строя языка: формирование языковых
обобщений;
3. словарная работа : формирование смысловой стороны слова;
4. развитие связной речи: связывание предложений в высказывания.
Реализуется в совместной деятельности воспитателя с детьми 3 – 7 лет
Формат образовательных услуг, оказываемых МБДОУ «Детский сад «Подснежник», обусловлен наличием социального заказа, требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования и педагогическими возможностями образовательного учреждения. Взаимодействие коллектива ДОУ и воспитанников строится на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, предоставления ему свободы развития.
1.1.3. Значимые характеристики реализации Программы
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Республика Хакасия – средняя полоса России, основными чертами климата являются: холодная зима и непродолжительное лето, в холодное время года пребывание детей на открытом воздухе зависит от температурного режима и скорости ветра (при температуре -15оС и скорости ветра 7 м/с, продолжительность прогулки сокращается, в теплое время года - жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. Исходя из климатических особенностей, график непрерывного образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов: холодный период учебный год (сентябрь – май, составляется режим дня); теплый период (июнь-август, для данного периода составляется свой режим пребывания детей в детском саду).
Этнический состав воспитанников : русские, хакасы, но основной контингент дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке. Основной контингент воспитанников проживает в черте города, в частном секторе.
Реализация этнокультурного компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями республики Хакасия, города Абакана. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется в непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах.
Основная образовательная программа может корректироваться в связи изменениями:
нормативно-правовой базы дошкольного образования,
образовательного запроса родителей,
видовой структуры групп и др.