Евгения Петелько
Логопедическая консультация «Работа над голосом»
▼ Скачать + Заказать документы
Проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем.
В случае выраженной дизартрии работа начинается с обучения ребёнка произвольно открывать и закрывать рот, т. к. именно эти движения (нижней челюсти, выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу.
Публикация «Логопедическая консультация „Работа над голосом“» размещена в разделах
Для выработки движений нижней челюсти используется специальная модель, представляющая собой, ярко окрашенный шарик, привязанный к верёвке. Ребёнок берёт рукой за шарик и в момент опускания челюсти, он тянет его вниз, затем это же движение выполняется с закрытыми глазами, с целью усиления кинестетических ощущений. Потом отрабатываются эти же движения при произнесении гласных звуков и различных звука - подражаний. После того как обеспечивается свободная голосоподача, снятие голосовой зажатости, для развития голоса используются голосовые (ортофонические) упражнения. Цель упражнений – развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр). Например: прямой счёт с увеличением голоса или обратно (сила голоса, или оооо и оооо и т. д. (используются такие упражнения на развитие высоты голоса, модуляции).
Всё это отрабатывается в специальных голосовых упражнениях. Голосовые навыки закрепляются в чтении сказок, при сюжетно – ролевых играх, в русских народных сказках.
Лопатина Л. В. и Серебрякова Н. В. предлагают технологию работы над голосом у детей со стёртой дизартрией.
I. Упражнения по развитию силы голоса
1) Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса).
У – У АУ--- АУИ--- УЗО---
О – О АИ--- ОУИ--- УЗА---
З – З
2) Усиление голоса (беззвучная артикуляция – шёпот – тихо – громко).
о о о о АУИ АУИ АУИ АУИ
в в в в АЗА АЗА АЗА АЗА
3) Ослабление голоса (громко – тихо – шёпот – беззвучно).
У У У У Ж Ж Ж Ж
ОУ ОУ ОУ ОУ АЗА АЗА АЗА АЗА
4) Те же упражнения, но без паузы:
УУУУ УУУУ АУАУАУАУ АУАУАУАУ
5) Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе:
УУУУУУУ ЗЗЗЗЗЗЗ
УЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУ
6) Усиление голоса с увеличением длительности звучания:
А – А – А – А ЭУА – ЭУА – ЭУА – ЭУА
7) Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:
Э – Э – Э – Э ОА – ОА – ОА – ОА
8) Прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса :
1 2 3 4 5
9) Обратный счёт с пояснением ослабления голоса :
5 4 3 2 1
10) а) Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса :
Понедельник, вторник – беззвучная артикуляция,
Среда, четверг – шёпот,
Пятница, суббота – средняя сила,
Воскресенье – громко,
Суббота, пятница – средняя сила,
Четверг, среда – шёпот,
Вторник, понедельник – беззвучная артикуляция.
б) Предложения: мама ушла домой; мама ушла домой.
11) «Эхо».
Дети делятся на 2 группы и выполняют упражнение по ролям: 1 группа – громким голосом, 2-я – тихим, потом меняются.
1) В лесу кричу: «Ау! Ау!»
2) А мне в ответ: «Ау! Ау!»
1) Горе кричу: «Ау! Ау!»
2) Гора в ответ: «Ау! Ау!»
12) «Игра на пианино».
Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом:
Ударяй тихонечко: стук – стук – стук – тихо
И тогда услышишь ты нежный звук. – тихо
Ударяй сильнее: стук– стук – стук – громко
И тогда услышишь ты громкий звук. – громко
13) Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса : А сова – всё ближе, ближе (голосом средней силы) А сова всё ниже, ниже (голосом средней силы) И кричит (громко) В тиши ночной: (тихо) «Поиграй, дружок, со мной!» (громко)